Общеразвивающая программа художественной направленности "Правополушарное рисование"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Срок реализации программы: 1 год (24 ч.).

Возрастная категория: от 10 до 12.

1. Пояснительная записка

Направленность программы - художественная.

Актуальность программы

По результатам анкетирования родителей возникла необходимость охвата детей дополнительными общеразвивающими программами, включающими в себя инновационные методики, активизирующие творческие способности обучающихся.

Все большей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в последнее время пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.

Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.

По результатам анкетирования родителей возникла необходимость охвата детей данным видом творчества.

Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.

Дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям.

Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе.

Инновационность программы заключается в возможности быстрый - уже с первых занятий - положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей. использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.

Заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Но подходы к воспитанию и обучению меняются. Педагоги из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов.

Акцент переносится на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия. Программа кружка «Правополушарное рисование» направлена прежде всего на:

  • раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
  • содействие трансляции культуры, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
  • обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими.

Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность.

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

Одним из эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования является метод правополушарного рисования.

Что такое правополушарное рисование

Правополушарное рисование - это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.

Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б.Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на развитии правого полушария, т.к. именно оно отвечает за творческие процессы.

Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний. Занятия позволяют учащимся проявить себя, раскрыть свои интересы, увлечения, сделать выбор, раскрыться как личность. Правополушарное рисование создаёт среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, строит их отношения.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя знакомство с основами правополушарного рисования.

Овладевая знаниями и умениями в первый год обучения, дети знакомятся и с основами законами композиции, предполагает выполнение творческих работ на основе полученных знаний законов композиции и цветоведения. Они доступны детям.

Реализация программы создаёт условия для развития творческого потенциала учащихся. Знания и умения, полученные на занятиях по правополушарному рисованию, непременно пригодятся в будущей жизни, не зависимо от выбранной профессии, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

При выполнении программы педагог имеет возможность применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно обсуждать удачи и недостатки творческих работ учащихся. Общение в кружке строится на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: учёт их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности при выполнении творческих работ. В основе обучения лежат игровые ситуации, творческие задания, включающие в себя проблемную ситуацию, упражнения, беседы, посещение выставок и анализ работ мастеров и своих работ. Задания вариативны и опираются на самостоятельность детей, умение принимать решения. Предлагается использование на занятиях большого количества нагляд­ного материала, работа с компьютером.

Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творчес­ких работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий.

В процессе обучения школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, познакомиться с интересными профессиями.

Основной формой контроля являются выставки. Выставки внутри кружка предполагают анализ работ. Здесь коллективно выбираются работы на школьные, районные, городские и областные выставки. Конкурсы и тестирования также помогают дать оценку полученным знаниям и умениям учащихся.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Число детей, одновременно находящихся в группе (от 10 до 15 человек).

В творческой работе с учащимися особенно важно помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости в процессе изготовления творческой работы, от общения со сверстниками и педагогом. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Именно в младшем школьном возрасте дети хотят проявить своё творчество в разных его видах. Поэтому данная программа включает в себя работу с красками, карандашами, бумагой, гуашью, кистями. У детей младшего школьного возраста учеба является ведущей деятельностью. В этом возрасте происходит перестройка познавательных процессов - формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания, целенаправленного восприятия, произвольного осмысленного запоминания, памяти (механической памяти). Развитие мышления от наглядно-образного к словеснологическому на уровне конкретных понятий. Воображение развито хорошо, в процессе обучения оно становиться произвольным и управляемым. Формируется самооценка, эмоциональная сфера пока неустойчивая. Изобразительная деятельность переходит от чувственной к формально-схематическому изображению. У детей развивается повышенная познавательная и творческая активность, стремление узнать что-то новое, чему-то научиться, что позволяет, при правильном сочетании учебной и игровой деятельности, вовлечь ребенка в творческий процесс, в мир искусства.

Режим занятий: На занятия в кружке отводится 1 час в неделю.

Объём программы: Общее количество часов по программе за год составляет - 24 часа.

Срок освоение программы: Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов по программе 24 часа.

Цель программы: развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • научить самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить формировать эстетический вкус, художественному мышлению обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства.

Развивающие задачи:

  • развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
  • развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
  • формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии - от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;
  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
  • воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения дети должны владеть следующими компетенциями:

Обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
  • основы цветоведения;
  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
  • контрасты форм;
  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
  • гармонию цвета;
  • русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу родного края и др.

Обучающиеся будут уметь:

  • смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • соблюдать последовательность в работе;
  • владеть основами перспективы основами цветоведения;
  • правильно расположить предмет на листе;
  • самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
  • работать в технике правополушарного рисования;

Обучающиеся научатся:

  • творчески подходить к выполнению работы;
  • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
  • радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
  • активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.

Предметные результаты:

  • сформированы основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развито эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; развиты наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительная память, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение;
  • развито визуально-пространственное мышление как форма эмоционально­ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные результаты:

  • сформировано умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты:

  • воспитана российская гражданская идентичность: патриотизм, любовь и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • сформировано ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформировано целостное мировоззрение, учитывающее культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Оценка достижения планируемых результатов освоения Программы.

Для оценки планируемых результатов применяется итоговый контроль. Итоговый контроль осуществляется в процессе защиты выставочных работ. Основной формой контроля являются выставки. Выставки внутри кружка предполагают анализ работ. Здесь коллективно выбираются работы на школьные, районные, городские и областные выставки. Конкурсы и тестирования также помогают дать оценку полученным знаниям и умениям учащихся.

Итоговый контроль оценивает качество освоения дополнительной общеразвивающей программы. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.

По итогам защиты выставочных работ заполняется оценочный лист, который включает в себя оценку результатов по нескольким критериям:

  • Посещаемость занятий в течение отчетного периода - 1-3 балла
  • Качество исполнения творческих работ - 1-3 балла
  • Творческий подход - 1-3 балла
  • Освоение техник рисования - 1-3 балла
  • В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень освоения программы:
  • Высокий - 10-12 баллов
  • Средний - 5-9 баллов
  • Низкий до 5 баллов

3. Содержание учебного курса с тематическим планированием «Введение в мир правополушарного рисования»

РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (1 час)

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Теория

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Практика

Особенности правополушарного рисования

Тема 2. Краски осени (1 час)

Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.

Практика

Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).

Тема 3. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «Облака».

Теория

Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень. Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.

Практика

Выполнение рисунка «Облака» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (небо, земля) и пальцев (облака).

Тема 4. Создание вертикального фона. «Водопад».

Теория

Вертикальный фон. Сочетание цветов.

Практика

Выполнение рисунка «Водопад» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей.

Тема 5. Смешение диагонального и кругового фона. «Закат. Акварель».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.

Практика

Выполнение рисунка «Закат» акварелью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.

Тема 6. «Море».

Теория

Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.

Практика

Выполнение рисунка «Море» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти.

Тема 7. «Ночное море».

Теория

Пейзаж. Холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг.

Практика

Выполнение рисунка «Ночное море» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг, работа с передним планом с помощью кисти

Тема 8. Создание фона с помощью техники набрызга. «Пушистый кот».

Теория

Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.

Практика

Выполнение рисунка «Пушистый кот» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота - от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью)

Тема 9. «Парусники».

Теория

Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.

Практика

Выполнение рисунка «Парусники» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти.

Тема 10. «На пруду».

Теория

Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.

Практика

Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.

Тема 11. Смешение радужного и горизонтального фона. «Закат на озере».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.

Практика

Выполнение рисунка «Закат на озере» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом, работа с передним планом с помощью кисти (трава).

Месяц

Темы разделов и занятий

Часы

1

октябрь

Вводное занятие

1

2

октябрь

Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж»

1

3

октябрь

Горизонтальный фон картины. «Облака»

1

4

октябрь

Создание вертикального фона. «Водопад»

1

5

ноябрь

Закат

1

6

ноябрь

Море гуашью

1

7

ноябрь

Ночное море

1

8

ноябрь

Пушистый кот

1

9

декабрь

Парусники

1

10

декабрь

пейзаж с отражением в воде

1

11

декабрь

Закат на озере

1

12

декабрь

Итоговое занятие

1