Сценарий представления национального блюда «Рождественская каша» для учащихся начальных классов (8–10 лет)

Разделы: Краеведение

Классы: 2, 3, 4


Пояснительная записка

В современных условиях необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, народной культуре, изучению родного края - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Краеведение как источник обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков, дает возможность детям познавать историю и традиции малой родины, ее целомудрие, скромность, красоту и великодушие. Академик Д.С.Лихачёв отмечал, что чувство Родины надо заботливо взращивать. Чувство родины не наследуется новым поколением. Оно формируется укладом жизни людей. Поэтому воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда дети ощущают себя «творцами истории», приносит ценнейшие плоды. Изучение своего края, его прошлого и настоящего есть тот краеугольный камень, на котором должен быть воздвигнут фундамент патриотизма - любовь к малой родине. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Родина одна, и начинается она с того места, где человек родился. Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои знания по мере взросления.

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

  • умение применять свои знания в решении практических задач.
  • умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.
  • познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.

Краеведческая деятельность содействует более углублённому изучению истории своей Родины. Под руководством учителей обучающиеся составляют словари, сборники игр, загадок, пословиц, сказок, формируют проекты на материале родного края, организуются выставки поделок и фотографий. Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в деятельности присоединяются к краеведению. Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Цель мероприятия: пробудить интерес к истории родного края, его обычаям и традициям; приобщить учащихся к их культурному наследию.

Задачи мероприятия:

  • Дать представление о достопримечательностях родного края, села, о его людях - это запечатлено в их творчестве; отобразить культуру народов (в частности, русского) Ташлинского района Оренбургской области; научиться исполнять произведения фольклора малого жанра; наиболее полно рассказать о значении и пользе национального блюда (каша); обратиться к памятным старинным вещам; показать красоту и выразительность родного языка.
  • Развивать интерес к изучению истории родного края, фольклора, традиций, обычаев и кухни русского народа; развивать артистические способности, коммуникативную компетентность, толерантность, то есть уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, что необходимо в современном обществе для молодого поколения.
  • Воспитывать уважение к национальным традициям русского народа, воспитывать чувство гордости за свой край, чувство патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу, развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умение видеть и чувствовать красоту природы родного края, умение беречь её.

Оборудование и технические средства: декорации школьной музейной комнаты, музыкальный центр, бубен.

Оформление школьной музейной комнаты.

  • Декорации: печка, зыбка (колыбель);
  • реквизиты: поленница дров, лавки, половики, занавески, скатерть, накрытый деревянный стол (приготовленная мучная сладкая выпечка), сундук, глиняная и деревянная посуда, чугун, самовар, самодельные куклы; русские народные костюмы, фуражки, бусы, Вифлеемская звезда;
  • атрибуты музыкальных инструментов: гусли, балалайка.

Условия и особенности реализации внеклассного мероприятия

В музейной комнате около макета русской печки стоят деревянные лавки и стол, покрытый вышитой скатертью, на нём чугун, деревянная посуда, самовар и мучные изделия русской национальной кухни, приготовленные родителями учащихся. Около стола сидят участники мероприятия (хозяева избы: трое учащихся 2 и 4 классов) в русских национальных костюмах. Около печи располагаются дрова и старинные вещи: сундук, пряха, утюг, крынка, коромысло, веретено, бабушкины старинные платки, кровать, зыбка (с куклой, вместо ребёнка), на печке сидят куклы (самошитые мягкие игрушки).

По ходу событий к хозяевам приходят гости-колядовщики (учащиеся 2 и 4 классов), они несут в руках Вифлеемскую звезду, бубен, балалайку, гусли.

Методические советы по проведению

По программе курса «Моё Оренбуржье» с учащимися начальных классов мы беседуем о народных праздниках, традициях, обычаях. Регулярно проводим экскурсии в школьную музейную комнату, посещаем на каникулах районный краеведческий музей в селе Ташла. Дети расспрашивали у своих родителей, бабушек про святые вечера, про обряд колядования, записывали и приносили тексты колядок, находили их в сборниках произведений устного народного творчества. Разучили песни-колядки. С родителями учащихся было обговорено, что придём к ним в дом и будем исполнять колядки. Родительский комитет 2 и 4 классов и семьи детей с удовольствием поддержали нашу затею. Родители дома приготовили для колядующих угощения и монетки. Классный руководитель, родители и работники СДК села приготовили для детей русские национальные костюмы, музыкальные инструменты и в назначенное время из клуба отправились с учащимися по селу, заходя в дома учащихся класса. Ребята с удовольствием приглашали одноклассников в свой дом, дети исполняли колядки, желали хозяевам дома здоровья, радости, добра, а родители угощали гостей. У всех: и детей, и взрослых, столько было радости и восторга! Затем пришла мысль показать этот обряд другим учащимся начальных классов в школе. Мы изучили материал по теме глубже, связав его с национальным блюдом - кашей. Выполнили исследовательский проект «Национальное блюдо - Рождественская каша». Продуктом проекта стал сценарий для ролика «Рождественская каша». Учителем был составлен сценарий мероприятия. Учитывалось желание детей исполнять роли хозяев избы и гостей-колядующих. Ежедневно проводились репетиции с детьми. Обучающиеся в устной форме пригласили родителей, бабушек и дедушек на мероприятие.

Сценарный план

Название: «Рождественская каша».

Форма: заключительно мероприятие по подготовке к празднику Рождества.

Дата и время проведения: 8 января 2022 года в 12.00.

Продолжительность: 25 мин

Место проведения: школьная музейная комната

Организатор: учитель начальных классов Доброскокина В.С.

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей, развитие творческого осмысления информации, воображения и творческих способностей.

Участники: дети в возрасте от 8 до 10 лет.

Почётные гости: родители обучающихся 2 и 4 классов, представители школьной администрации, педагоги школы, обучающиеся 1 и 3 классов.

Начало мероприятия: исполнение колядки «Коляда! Святое Рождество!». Можно предложить гостям подпевать.

Развитие действия: гости мероприятия попадают на мини-спектакль «Рождественская каша», который инсценирует диалог на празднике Рождества в русской избе. Хозяева избы встречают колядующих, в ходе диалога идёт рассказ о каше, которую в старину варили в Сочельник и угощали крёстных родителей и гостей, сообщается о пользе каши для организма человека.

Продолжение мероприятия в кабинете начальных классов: совместное чаепитие, игры. Подведение итогов, прощание с участниками.

Ход мероприятия

Действующие лица: ученики 2 и 4 классов - хозяева и гости в русских народных костюмах.

Сценарий представления национального блюда «Рождественская каша».

СЦЕНА 1. Подготовка к встрече гостей

Хозяева избы накрывают на стол и ждут прихода колядовщиков. Слышат разговоры за окном.

СЦЕНА 2. Встреча гостей

Гости-колядующие у порога исполняют песню-колядку

Гости:

- Коляда! Коляда!
Святое Рождество!
- Коляда! Коляда!
Святое Рождество!

1 гость: - Разрешите, хозяева, к вам войти в дом!

Хозяйка: - Заходите! Гости проходят в избу.

Гости: - Здравствуйте!

Гости: - Мороз не велик, стоять не велит.

Гости:

- Как Христово Рождество
Покатилось под окно!
Наша колядка
Не мала, не велика.
Тут в хозяйском дому
Дадут оладьи в меду.
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо каши горшок.

СЦЕНА 3. В русской избе

Хозяйка:

- Есть! Есть! И оладьи в меду есть,
- И пироги есть, и каши горшочек.

Хозяин: - Рождественская каша называется кутья или сочиво. От слова Сочельник - день перед Рождеством.

Хозяйка: - Кутья рождественская - обрядовая каша и Святочное угощение. Её готовят перед Рождеством.

1 гостья: В состав каши входят пшеница, мак, мёд, орехи и сухофрукты.

Всё это символы:

  • пшеница - воскрешение к жизни,
  • мак - богатство, достаток в доме,
  • мёд - здоровье и крепость духа,
  • орехи - процветание семьи и долголетие родных и близких.

2 гость: - А ещё, каша - это очень вкусно, сытно и полезно! Ведь еда должна обеспечивать организм человека необходимыми питательными веществами. Вкусная, аппетитная и полезная каша укрепляет иммунитет человека лучше всякого лекарства, помогает детям расти и правильно развиваться.

Хозяйка: - Ведь зерновые продукты являются источником растительных белков, углеводов, минералов и витаминов, которые помогают работе сердца и нервной системы, способствуют пищеварению.

Хозяин: - Они придают энергию, укрепляют кости, зубы, волосы и ногти, улучшают работу мозга и увеличивают силу человека. В народе про слабых людей говорят: «Мало каши ел!»

2 гостья: - Каша - исконно русское блюдо. Со старославянского языка переводится как «кушанье из растёртого зерна». Первоначально кашей называлась похлёбка из муки, но с появлением зерновых культур стали варить из крупы.

3 гость: -Самые древние каши - пшённая, манная, овсяная, каша с тыквой, со свёклой, с репой.

4 гость: - Каша старше хлеба, так как первое, что научился готовить человек из зерна.

5 гость: - В старину каша являлась символом богатства, благополучия и процветания семьи. Наши предки на Руси ели кашу как самостоятельное блюдо.

Хозяйка: - Готовили её на свадьбу, и на праздники, и на пиры, и на поминки. Ели кашу и бедные люди, и богатые.

7 гость: - У русских князей существовал обычай: в знак примирения с врагом сварить кашу и за общим столом съесть её. Без каши мирный договор считался недействительным. А если противники не могли договориться, то говорили: «С ним каши не сваришь!»

3 гостья: - Есть и праздник каши - 26 июня на Акулину-гречишницу. В этот день полагалось варить гречневую кашу перед посадкой гречихи.

Хозяйка: - Чтобы сварить рождественскую кашу, нужно пшеницу перебрать, промыть, замочить в холодной воде на ночь.

Утром воду слить, залить холодной водой, варить на среднем огне 30-40 минут. Мак промыть, залить кипятком, дать постоять, затем воду слить, мак осушить. Изюм и сухофрукты залить кипятком на 5 минут. Воду слить.

Орехи порубить ножом. Мак растереть. Смешать все продукты, немного поварить, добавить мёд. И каша рождественская готова!

Хозяин: - Такой кашей в старину крестники угощали своих крёстных родителей, чтобы они не болели, были здоровы.

СЦЕНА 4. Завершение диалога

Хозяева приглашают гостей к столу и угощают их.

Хозяева: - Угощайтесь, гости дорогие! Гости садятся за стол.

Гости: - Спасибо! Доброго здоровья вам! С праздником! С Рождеством!

Литература

  1. Байбурин А.К. «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян». Ленинград "НАУКА", 1983 г.
  2. Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему так говорим? (1-4 классы) / Н.В.Баско. - М.: АСТ-Пресс, 2012.
  3. Методические рекомендации для педагогических работников ОУ ДОД (требования к составлению и написанию сценария, методической разработки и методических рекомендаций)/сост. Шевцова М.М., ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный ИПК и ПРО», Кемерово, 2011.
  4. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т.Седых // Библиотека в школе. - 2007. - №6.
  5. «Энциклопедия суеверий» «Локид» - «Миф» Москва, 1995.
  6. «Энциклопедия русских примет» -«ЭКСМО - Пресс», 2000.

Ресурсы Интернета:

  1. http://www.gotovim.ru/
  2. http://ru.wikipedia.org/