Роль лабораторной работы в формировании функциональной грамотности на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 7


Пояснительная записка

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших образовательных задач в соответствии с образовательным ФГОС ООО. Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках урочной деятельности определяется смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями».

Естественно-научный грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • Научно объяснять явления;
  • Демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
  • Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Именно формирование естественно-научной грамотности, происходит, через экспериментальные задания, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире.

Актуальность выбранной мной темы определяется необходимостью формирования функциональной грамотности на уроках физики через лабораторные работы, так как они являются одним из инструментов учителя в понимании особенностей естественнонаучного исследования. И предлагают охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата. Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса.

Лабораторные работы способствуют углублению знаний, получению новых знаний, ознакомлению с современной экспериментальной техникой, развитию креативного и логического мышления. Имеет место и воспитательное значение, поскольку они дисциплинируют учащихся, приучают их к самостоятельной работе, работе в коллективе. Также, лабораторная работа способствует к применению нестандартного решения, быть коммуникабельным и т.д. Полученную информацию обучающиеся применят на практике и смогут решать сложные жизненные задачи.

Технологическая карта урока по физике

Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел методом рядов»

Тип урока

Освоение новых знаний и умений

Технология построения

Развивающее обучение; технология исследовательской деятельности; проблемная ситуация

Цель урока

Создать условия для формирования умений решать жизненные задачи, связанные с определением размеров малых тел, с помощью метода рядов; отрабатывать измерительные и расчётные умения обучающихся при выполнении лабораторной работы;

Задачи урока

Образовательные: закрепление знаний по теме «Погрешность измерения»; создать условия для развития умения определять размеры малых тел с помощью линейки;
Развивающие: развитие критического и логического мышления, развивать интерес и расширить кругозор к предмету; умение высказывать своё мнение, обсуждать проблемы, во время работы в парах и (или) между группами; овладение навыками самостоятельной учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать положительные отношения к совместному труду, коммуникативную культуру, упорство.

Методы и формы обучения

Методы обучения: наглядные, практическая работа, исследовательский;
Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Основные понятия

Погрешность измерения (абсолютная), цена деления, молекула, «Метод ряда».

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Уметь использовать оборудования для измерения физических величин;

Уметь переводить единицы измерения в «Си»;

Использовать метод рядов для измерения малых тел;

Умение работать с источниками информации, включая Лабораторную работу

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; мотивация учебной деятельности.
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации; научиться воспринимать и анализировать информацию, проводить исследование.
Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать; организация своей учебной деятельности; волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания; оценивание собственной деятельности на уроке.
Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Формировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;

Применять правила делового сотрудничества;

Уважать мнение одноклассников, понимать причины успеха (неуспеха) в учебе;

Мотивация учебной деятельности.

Лабораторная работа № 2: «Определение размеров малых тел методом рядов»

Приложение