Пояснительная записка
Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших образовательных задач в соответствии с образовательным ФГОС ООО. Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках урочной деятельности определяется смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями».
Естественно-научный грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- Научно объяснять явления;
- Демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Именно формирование естественно-научной грамотности, происходит, через экспериментальные задания, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире.
Актуальность выбранной мной темы определяется необходимостью формирования функциональной грамотности на уроках физики через лабораторные работы, так как они являются одним из инструментов учителя в понимании особенностей естественнонаучного исследования. И предлагают охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата. Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса.
Лабораторные работы способствуют углублению знаний, получению новых знаний, ознакомлению с современной экспериментальной техникой, развитию креативного и логического мышления. Имеет место и воспитательное значение, поскольку они дисциплинируют учащихся, приучают их к самостоятельной работе, работе в коллективе. Также, лабораторная работа способствует к применению нестандартного решения, быть коммуникабельным и т.д. Полученную информацию обучающиеся применят на практике и смогут решать сложные жизненные задачи.
Технологическая карта урока по физике
Предмет |
Физика |
||
Класс |
7 |
||
Тема урока |
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел методом рядов» |
||
Тип урока |
Освоение новых знаний и умений |
||
Технология построения |
Развивающее обучение; технология исследовательской деятельности; проблемная ситуация |
||
Цель урока |
Создать условия для формирования умений решать жизненные задачи, связанные с определением размеров малых тел, с помощью метода рядов; отрабатывать измерительные и расчётные умения обучающихся при выполнении лабораторной работы; |
||
Задачи урока |
Образовательные: закрепление знаний по теме «Погрешность измерения»; создать условия для развития умения определять размеры малых тел с помощью линейки;
|
||
Методы и формы обучения |
Методы обучения: наглядные, практическая работа, исследовательский;
|
||
Основные понятия |
Погрешность измерения (абсолютная), цена деления, молекула, «Метод ряда». |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные |
|
Уметь использовать оборудования для измерения физических величин; Уметь переводить единицы измерения в «Си»; Использовать метод рядов для измерения малых тел; Умение работать с источниками информации, включая Лабораторную работу |
Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; мотивация учебной деятельности.
|
Формировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; Применять правила делового сотрудничества; Уважать мнение одноклассников, понимать причины успеха (неуспеха) в учебе; Мотивация учебной деятельности. |