Создание интерактивных коррекционно-развивающих заданий на основе электронных образовательных ресурсов с целью повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной мотивации на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Мастер-класс «Создание занятий в веб-сервисе CORE»

Вопрос о повышении учебной мотивации во все времена был, остается и будет актуальным. В современном быстро изменяющемся мире мы должны уметь применять такие формы, методы и приемы обучения, которые пробудят в детях интерес к изучаемому предмету и позволят им повысить собственную мотивацию. В настоящее время огромное значение в вопросе повышения мотивации обучающихся придается цифровым образовательным ресурсам.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии и использование интерактивных сервисов. Цвет, движение, звук - это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Использование интерактивных сервисов помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Специфичность использования интерактивных сервисов в обучении с детьми ОВЗ обусловливается наличием следующих признаков:

  • Акцент на увлечение: важным является непосредственный интерес обучающегося, который приводит к развитию новых навыков и накоплению знаний.
  • Акцент на развлечение: именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу обучения, снимает психологическую нагрузку от процесса образования.
  • Игровой подход: благодаря универсальности игры происходит эффективный процесс обучения вне зависимости от возраста.
  • Акцент на современность: при использовании актуальных возможностей современных технологий, таких как видео- и аудиоматериалы, дидактические игры, образовательные программы в мультимедийном формате и многие другие средства, достигается максимальная вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.

Использование интерактивных сервисов в образовательном процессе - это сегодня насущная необходимость для преподавателей, которые стремятся оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучения.

Можно выделить следующие общие характеристики интерактивных сервисов[2]:

  • не требуется установка на компьютер, для доступа к ним достаточно наличия подключения к сети Интернет;
  • свободный доступ к сервису из любой точки мира (при наличии подключения);
  • поддержка групповой работы с документами;
  • наличие различных режимов доступа к материалам (закрытый, открытый, по запросу и т.д.);
  • возможность обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества;
  • объединение материалов в тематические группы;
  • развитая система поиска (по тематике, по ключевым словам);
  • необходимость регистрации для публикации материалов.

Использование интерактивных сервисов, позволяет разнообразить дидактические материалы для сетевой учебной деятельности с акцентом на интерактивные формы. Их использование на учебных занятиях позволяет развить интерес к предмету, развить их мышление, творческое начало, коллективизм.

В практике своей работы наиболее часто я обращаюсь к следующим образовательным платформам - это интерактивные образовательные платформы Учи.ру и Яндекс.Учебник. В своем выступлении я не буду давать полный анализ возможностей указанных выше образовательных платформ.

Я хочу рассказать об особенностях создания и применения в образовательном процессе интерактивных заданий, занятий созданных мною с помощью онлайн-сервисов. Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что повышает мотивацию и эффективность усвоения материала, формировать ИКТ-компетентность. В данной среде можно быстро создать интерактивные задания по образцам галереи. Важно отметить, что правильность выполнения заданий проверяется мгновенно.

Интерактивные сервисы, применяемые в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Веб-сервис LearningApps https://learningapps.org/myapps.php - прекрасный сервис для разработки разнообразных интерактивных заданий [3]. Сервис поддерживает создание следующих форм интерактивных упражнений:

  • «Найди пару»,
  • «Хронологическая линейка»,
  • «Сортировка картинок»,
  • «Аудио/видео контент»,
  • «Сетка приложений»,
  • «Кто хочет стать миллионером?»,
  • «Викторина», «Пазл «Угадайка»,
  • «Кроссворд»,
  • «Найди на карте»,
  • «Слова из букв»,
  • «Где находится это?»

Несколько примеров созданных заданий:

Кроме этого, данный сервис представляет собой упорядоченное хранилище общедоступных интерактивных упражнений по различным предметным областям. Данный сервис для создания интерактивных уроков: позволяет выбрать понравившееся упражнение из каталога или создать собственное по одному из представленных шаблонов.

Когда вы открываете упражнение в каталоге, внизу есть опции - «Создать подобное упражнение» или «Сохранить в "Моих упражнениях"». При создании упражнения откроется шаблон: заполняете по аналогии и загружаете готовое задание в курс. Для того, чтобы добавить упражнение, необходимо скопировать ссылку на это упражнение и добавить его в курс. Если образовательная платформа, на которой вы создаете продукты, интегрирована с сервисом, то упражнение появится автоматически.

Рисунок 1. Интерфейс веб-сервиса LearningApps

2. Веб-сервис Квестодел - http://kvestodel.ru/ - оригинальный конструктор квестов и ребусов. Российское приложение, которое максимально облегчает создание многошагового квеста с большим разнообразием заданий.

Рисунок 2. Интерфейс веб-сервиса Квестодел

3. Веб-сервис Wordwall https://wordwall.net/ru/myactivities

Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но часть из них - платная: все зависит от выбранного тарифного плана. Удобно, что после создания задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. К примеру, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур.

Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц. Но можно пользоваться готовыми заданиями. Для того, чтобы добавить упражнение, необходимо скопировать ссылку на это упражнение и добавить его в курс. Если образовательная платформа, на которой вы создаете продукты, интегрирована с сервисом, то упражнение появится автоматически.

Примеры созданных мною заданий:

  1. Сопоставить «Фразеологизмы» https://wordwall.net/ru/resource/54407653/фразеологизмы
  2. Флеш-карты «Вопросы на логику» https://wordwall.net/ru/resource/54406936/вопросы-на-логику
  3. Поиск слов «Школа. Всё, что с ней может быть связано» https://wordwall.net/ru/resource/54406936/вопросы-на-логику
  4. Кроссворд «Герои сказок» https://wordwall.net/ru/resource/54405385/герои-сказок
  5. Анаграмма «Время даром не теряй, слово быстро собирай» https://wordwall.net/ru/resource/54404664/время-даром-не-теряй-слово-быстро-собирай

Рисунок 3. Интерфейс веб-сервиса Wordwall

4. Веб-сервис Padlet - https://ru.padlet.com/dashboard

Сервис помогает собирать и хранить цифровые материалы - создавать доски, веб-страницы. 38 языков, в том числе, русский.

Позволяет открыть доступ к созданной доске для групп обучающихся. Доски можно встраивать в персональный блог или поделиться в соцсетях и по QR-Code.

Преподаватель может собирать коллекции дополнительных материалов по темам уроков или проводить коллективные брейн-штормы.

Рисунок 4. Интерфейс веб-сервиса Padlet

5. Веб-сервис Learnis https://joyteka.com/ru/cabinet/activities и https://www.learnis.ru/236046/

Образовательные квесты («квест» от английского «quest», в переводе с английского языка означает: вызов, поиск, приключение) - это интеллектуальный вид игр, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справится с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. Web-квест в педагогике - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего и Том Марч (США) 1995 год. Актуальность использования на уроках web-квестов заключается в том, что это обучающая компьютерная игра с выходом в сеть Интернет, а в компьютерные игры очень любят играть все современные дети. К тому же, наличие занимательного сюжета в игре, помогает учащимся преодолевать все трудности и вызывает неподдельный интерес к процессу обучения. Если мы создаем квест, то обязательно будем использовать подсказки, которые могут быть в форме загадок или учебных задач, решение которых, и будет являться ключом для дальнейшего развития сюжета игры.

Сервис Learnis.ru подходит для учителей любых предметных областей, и может использоваться в разных вариациях:

  • индивидуальное прохождение веб-квеста учениками на уроке (компьютер, телефон или смартфон);
  • фронтальное прохождение веб-квеста учениками на уроке (демонстрация происходит с помощью компьютера, ноутбука, интерактивной доски или проекционного экрана);
  • веб-квест в качестве домашнего задания.

Несколько примеров, созданных мною квестов.

Рисунок 5. Интерфейс веб-сервиса Learnis

6. Веб-сервис CORE - https://coreapp.ai/app/teach

CORE - это российская онлайн-платформа для создания образовательных материалов и проверки знаний с аналитической системой выработки индивидуальных рекомендаций для пользователей. С помощью удобных инструментов сервис позволяет продавать продукт и осуществлять поддержку пользователей на любом этапе взаимодействия с платформой.

Интерфейс сервиса представлен на русском и английском языке. Полный функционал сервиса представлен только в десктопной версии, однако для прохождения курсов учениками доступен вариант мобильной версии браузера. Процесс регистрации и первичное пользование платформой рекомендуется осуществлять в десктопной версии сервиса.

Мастер-класс «Создание занятий в веб-сервисе CORE»

Сегодня мы попробуем создать урок с помощью этой платформы:

Шаг №1: Подготовка

Сначала вам необходимо пройти регистрацию. Для этого нужно лишь ввести ФИО и указать электронную почту. Сразу после регистрации вы попадете в личный кабинет. Верхняя панель Личного кабинета содержит в себе следующие вкладки (страницы):

  • «Уроки/олимпиады» - на этой странице вы можете создавать собственные уроки.
  • «Курсы» - здесь вы можете объединять отдельные уроки в курсы.
  • «Проверка заданий» - в эту вкладку будут попадать домашние задания ваших учеников.

Шаг № 2: Создание урока

В правом верхнем углу есть кнопка с символом «+», нажмите на нее. Перед вами появится список. Система предложит создать:

  • «Урок» - обычный урок для подачи учебных материалов и самопроверки обучающегося.
  • «Контрольная/дз» - контрольный урок для автоматической проверки знаний или в качестве домашнего задания.
  • «Викторина / Олимпиада» - создание олимпиады.
  • «Папка» - папка понадобится для систематизации, если у вас будет много уроков.

Как создать обычный урок? Кликайте на «Урок» и перед вами появятся готовые шаблоны уроков. Мы подготовили несколько педагогических шаблонов - выберите любой из них. Шаблон - это образец хорошего педагогического дизайна и пример использования элементов. Если вы создаете урок впервые, советую выбрать «Пустой урок», чтобы быстрее научиться пользоваться конструктором.

Шаг №3: Основные принципы работы

Элементы или блоки (текст, изображение, упражнение и т.п.) - основа CORE..

Работа в CORE построена по принципу конструктора. Для добавления любого элемента на страницу необходимо «перетащить» его из списка слева на страницу центрального полотна, кликнув и удержав левую кнопку мыши. Каждый элемент на CORE можно дублировать, менять местами и переносить на другие страницы.

Шаг №4: Сократите время на проверку домашних заданий

С CORE вы можете сокращать время на обратную связь ученикам. Теперь вам не нужно писать одни и те же замечания вручную - CORE сделает это за вас! К каждому заданию вы можете ввести комментарий. Введите текст комментария в поле, которое расположено внизу заданий.

Шаг №5: Публикация урока

Для того, чтобы ваш урок увидели остальные, необходимо нажать на кнопку «Поделиться». Она расположена в правом верхнем углу окна. Далее необходимо нажать на кнопку «Опубликовать» на всплывающем окне.

Если вы хотите поделиться уроком с учениками - скопируйте ссылку «для учеников» и отправьте ее своим ученикам. По этой ссылке они смогут зайти в ваш урок. Важно - ученики не смогут редактировать урок.

Если же вы хотите поделиться уроком с другими учителями - скопируйте ссылку «для учителей». По этой ссылке они смогут добавить урок в свой личный кабинет и получат возможность редактировать его.

Если вы внесете изменения в уже ранее опубликованный урок, вам будет необходимо его переопубликовать, чтобы отправить последнюю версию урока. Важно - если урок переопубликован - то и ссылки на него изменились. Значит, нужно снова скопировать и отправить ссылку ученикам или учителям.

Шаг №6: Проверка домашнего задания

Для того чтобы проверить домашнюю работу учеников в уроке/курсе, вам необходимо кликнуть на вкладку «Проверка заданий». Открыв вкладку, вы увидите фильтр, который содержит поля «Поиск курса» и «Поиск урока». С помощью фильтра вы сможете быстро найти необходимый вам урок. Все созданные вами курсы и уроки вы увидите в выпадающих списках.

После того, как вы выберете урок, отобразится список с домашними заданиями, которые ученики прислали вам на проверку. Для удобства уроки разделены на три столбца:

  • «Непроверенные» - здесь отображены все домашние задания, которые вы еще не проверили.
  • «Приняты» - здесь находятся задания, которые вы проверили и приняли.
  • «Не приняты» - здесь отображены задания, которые вы проверили, но не приняли.

Чтобы проверить урок, кликните на строчку с именем ученика. На правой части страницы откроется диалоговое окно, в котором появится ответ ученика. Как понять, что ученик прикрепил к ответу файл? В нижней части поля ответа ученика можно заметить значок. Кликните на него - и файл откроется. Вы можете дать комментарий к заданию ученика, а также отправить ему файл. Обратите внимание: для того, чтобы принять или отклонить ответ ученика, вам необходимо дать комментарий. Преподаватель может отредактировать свой последний ответ, если после него не последовало дополнительного ответа ученика.

Рисунок 6. Интерфейс веб-сервиса CORE

Самый главный итог - обучающиеся, работая на уроках с использованием интерактивных сервисов, могут получать нужную информацию, общаются на заданную тему, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее на занятиях.

Разработанные задания с помощью интерактивных сервисов используется в учебном процессе, и показывают, что с их использованием, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проявляют живой интерес к заданиям, проявляют познавательную активность, быстрее выполняют задания и показывают высокий результат по теоретическим и практическим вопросам в учебном процессе.

Заключение

На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы, но и современные технологии образования, такие как интерактивные сервисы.

На основе проведенного анализа информационных источников были отобраны, составлены и систематизированы задания. На основе подготовленного учебного материала были разработаны интерактивные упражнения и задания в сетевых сервисах.
Разработанные интерактивные задания используются в учебном процессе, и показывает, что с их использованием на занятиях, обучающиеся проявляют живой интерес к заданиям, проявляют познавательную активность, быстрее выполняют задания и показывают высокий результат.

Использование интерактивных сервисов может усовершенствовать процесс обучения, повысить его эффективность и качество, осуществляя такие педагогические цели как:

  1. развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества;
  2. развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого);
  3. эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
  4. развитие коммуникативных способностей;
  5. формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  6. развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);
  7. формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Следует отметить, что время на предварительную подготовку урока при использовании интерактивных сервисов на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая преподавателем, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Список информационных источников

  1. Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка). // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. - М.: POLYMEDIA, 2017.
  2. Интерактивные технологии и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. - СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2016г.
  3. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина, СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2017г.