Формирование связной речи у дошкольников посредством технологии «Кубики историй»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа логопеда с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приводит к положительной динамике показателей развития речи.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные технологии: «Кубики историй».

Методика заинтересовала меня тем, что легко и непринужденно, в игровой форме позволяет практически безгранично расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей. Основа метода - игры «Кубики историй». Детям нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». Для изготовления игры понадобились кубики, картинки (могут быть предметные или сюжетные), липучки (удобны тем, что можно менять картинки), ножницы. Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку.

Используя данную технологию в своей логопедической работе, я ставлю следующие цели и задачи:

Цели применения технологии «Кубики историй»: Стимулирование и развитие речевого творчества, коммуникативных навыков, связной речи и воображения у старших дошкольников.

Задачи рассказывания с помощью технологии «Кубики историй»:

  • развивать все компоненты устной речи, способность к повествованию, придумыванию.
  • развивать коммуникативные навыки детей: формировать желание дружественного общения, умения взаимодействовать и договариваться со сверстниками, бесконфликтно общаться друг с другом;
  • побуждать каждого ребенка участвовать в создании общей истории, развивать речевую активность;
  • развивать связную речь детей;
  • обогащать устную речь дошкольников за счет расширения словаря;
  • закреплять навыки правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей;
  • развивать воображение;
  • формировать навыки самостоятельности, инициативности;
  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;

Суть игры в том, что педагог или ребенок бросает кубики на стол и начинает историю с каких-нибудь слов «Однажды…» или «Давным-давно…», «Где-то…». Как у каждой игры, есть свои правила. В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

Структура игры

  1. Вступление. Вступление к истории, как правило, должно быть коротким, пробуждать интерес: «А что же будет дальше?». Здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Цель вступления - привлечь внимание детей, заинтересовать.
  2. Развитие событий. Определяется сюжетная линия истории.
  3. Кульминация. Разворачиваются события истории.
  4. Заключение. Заключение должно быть кратким, оно подводит итог всему рассказу.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой - 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех.

Во время составления детьми истории педагог должен:

  • поддерживать интерес всех детей, не давая им заскучать, задавая время от времени наводящие вопросы всем детям.
  • направлять сюжет по наиболее интересному и сказочному варианту развитию, способствуя обогащению детского воображения и творчества.

Используя инновационные технологии хочется отметить то, что дети в процессе деятельности получают практический опыт коллективного взаимодействия в сочинении рассказов, историй, сказок при этом сохраняя логическую цепочку сюжета. Ребенок учится более четко и продуманно формулировать, и произносить фразы. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению, побудить к творчеству.

Список использованной литературы

  1. Белько Е.С., Дубина Д.М., Старжинская В. Учим детей рассказывать.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
  3. Федорова С.В., Барчева А.А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - № 16. - С. 515-518.
  4. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
  5. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8. - С. 23-35.
  6. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи», - «Астрель», 2006.
  7. Граб Л.М. «Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет», - «Учитель», 2010
  8. Иванова Т.В. «Развитие связной речи», - «Корифей», 2008.
  9. «Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок», - «Каро», 2009.