Адаптация учащихся начальной школы при переходе в пятый класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 5


При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено наблюдается снижение успеваемости у отдельных учащихся из-за низкого уровня адаптации к новым условиям. При переходе в среднее звено учащиеся испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. Педагоги так же могут испытывать трудности в учебно-воспитательном процессе с обучающимися 5-го класса, нуждаются в информации об психологических особенностях новых детей, их уровня комфортности в новых условиях.

Цель: изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в среднего звене, оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».

Задачи:

  • Провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся для предоставления результатов диагностик педагогам, родителям.
  • Спланировать психокоррекционную работу для учащихся 5-го класса для повышения уровня адаптации.

Объект исследования: учащиеся 5-го класса.

Количественный состав: 5 человек.

Используемые тесты: Определение уровней тревожности: школьной, учебной, самооценочной. Анкета «Отношение к предметам, учителям-предметникам». Уровень психологической комфортности. Уровень школьной мотивации (методика Лускановой Н.Г.) школьной тревожности у обучающихся 5 класса. с помощью методики Филлипса.

Полученные результаты.

Школьная мотивация или мотивация обучения - осознание ребёнком важности обучения в школе, которому необходимо уделять большую часть времени. Если ребенок не заинтересован в школьных занятиях, не понимает, зачем ему нужны те или иные знания, то вполне очевидно становится то, что ему не хочется тратить свое время и силы на их приобретение.

1. Школьная мотивация.

При анализе школьной мотивации в 5 классе показывают высокий уровень: 0 уч-ся, хорошая школьная мотивация - 2ч\50%, 2 человека - положительное отношение к школе/50%, низкий уровень отсутствует.

уровни

мотивация

высокий

0ч-

норма

2ч\40%

Положительное отношение к школе

2ч\40%

низкая

1ч/20%

Подобные показатели имеют большинство учащихся 5-го класса, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

2. Уровни комфортности.

Высокий

0

Легкий дискомфорт

4ч\80%

средний

1ч\20%

низкий

-

Низкий уровень комфортности отсутствует, что является хорошим показателем для ОУ.

4. Самооценка. Низкий уровень самооценки отсутствует, более высокая самооценка 5/100%.

уровни

5-ч

Высокий

4ч-80%

адекватная

1-ч\20%

5. Отношение к предметам и учителям-предметникам.

По диагностике оценивалось детьми качества учителя-предметника по следующим параметрам: (максимальный балл - 5)

  • Учитель доступно объясняет материал
  • Учитывает мои индивидуальные способности.
  • Достаточно уделяет мне внимания.
  • Умело готовит к проверочным и самостоятельным работам.
  • Умело поддерживает дисциплину.

Можно использовать цветовую диагностику «Отношение к учителям-предметникам» (Д.Ш.Матрос, Н.Н.Полев и др.).

Учащиеся достаточно высоко оценили педагогов по предлагаемым параметрам, учителя-предметники в среднем набрали по 4,6-4,9 баллов.

Выводы:

  • Без достаточной школьной мотивации и уровня самооценки усвоение знаний учащимися затруднено, здесь следует отметить, низкий уровень школьной мотивации у пятиклассников присутствует (1/20%).
  • Вопросы психофизиологического комфорта очень важны для работы с обучающимися в УО, особенно в начале обучения в среднем звене, уровень комфортности в большей степени легкий и средний.
  • Уровень высокой самооценки и адекватная 4ч\80%, адекватная - 1/20% Подростки с высокими показателями самооценок заставляют испытывать трудности других людей в общении с ними, т.к. они не готовы идти на компромиссы, уверены в своей исключительности и непогрешимости. Им свойственно искать причину своих ошибок в окружающих и обстоятельствах, поэтому чаще у них возникают конфликты, не умеют извлекать из жизни уроки, отличаются самоуверенностью, и высокими амбициями
    что обостряет конфликтные ситуации.
  • По итогам анкеты по отношению к учителям -предметникам пятиклассники достаточно высоко оценили педагогов.

Рекомендации:

  • Классным руководителям на родительских собраниях предоставить результаты диагностик.
  • Учителям-предметникам в процессе обучения учитывать полученные результаты диагностик
  • Родителям дать рекомендации по взаимодействию со своими детьми в среднем звене, информация предоставлена в кабинете психолога на сайте школы.
  • Обратить внимание на детей с завышенной самооценкой, т.к. им необходима помощь в оценке своих реальных возможностей. Но для того, чтобы эту помощь и признали во взрослом авторитет для себя, при взаимодействии проявить максимум такта, уважения, индивидуального и искреннего внимания к его личности
  • Педагогу-психологу продолжать проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми по программе «Я-пятиклассник».

Результаты по исследованию школьной тревожности у обучающихся 5 класса. с помощью методики Филлипса.
Таким образом получены следующие результаты:

Класс

Уровни тревожности

1

2

3

4

Низкий уровень

Средний уровень
(норма)

Повышенный уровень

Высокий уровень

5

0

3

2

0

Общее количество респондентов 5 чел

-

(60%)

(40%)

(0%)

По результатам исследования можно сделать вывод, что общее эмоциональное состояние обучающихся, связанное с различными формами включения в жизнь школы, благоприятное.

  • 60% - средний уровень тревожности (3 человека)
  • 0 % - высокий уровень общей школьной тревожности (не выявленно)
  • 40 % - повышенный уровень тревожности (2 человека)

Пятиклассник - это еще не старший школьник, но уже и не младший, т.е. учащиеся находятся на этапе младшего подросткового возраста, поэтому ориентация не на свое личное мнение, а на оценки и требования значимых окружающих (педагогов, сверстников), страх не соответствовать ожиданиям окружающих, повышенный страх самовыражения, уровень страха ситуации проверки знаний.

Рекомендации по снижению и нормализации уровня школьной тревожности:

Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

Нужно помнить, что излишне напряжённая обстановка перед контрольной, может снизить результаты у высоко тревожных детей и детей с низкой стрессоустойчивостью. Необходимо провести предварительную беседу с классом (или с конкретными детьми) с целью обсуждения способов преодоления стресса, подготовки к контрольным, обсудить варианты поведения при получении плохой оценки и т.д. Нужно стараться повысить у детей уверенность в своих силах и снизить излишнюю тревожность. Запугивание детей часто приводит к противоположным результатам.

При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

Адаптация учащихся 5 класса к новой форме обучения на средней ступени протекала в допустимые сроки и оптимально, возникшие осложнения вполне обоснованы тем, что ученикам было непросто привыкать к такому количеству новых учителей, различным темпам ведения урока и организационным требованиям к учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что адаптация учащихся в пятом классе проходит нормально, без особых осложнений. Страхи, которые испытывают дети, свойственны для данного периода (произошла смена учителя, добавились новые предметы). В целом негативного отношения и отрицательных эмоций, связанных со школой учащиеся, не испытывают.

Проводя анализ результатов адаптационного периода, в целом он завершен.