В статье приведено понятия внеучебной деятельности. Описаны какие задачи решаются при внеурочной деятельности обучающихся по технологической подготовке, а также навыки, которые дети приобретают в ходе практики выбранной ими деятельности.
В настоящее время ребенок находится в большом информационном пространстве. Благодаря телевидению, компьютерным играм и интернету происходит воспитательное и социализирующее воздействие, правда не всегда позитивное. По этой причине было решено организовать внеурочную деятельность. Так, выйдя из школы у него открывается новый мир, где он может реализовать свой творческий потенциал. Важно отметить, что здесь он сам решает в какую сферу деятельности ему хотелось бы углубиться. Это раскроет его как личность, воспитает трудолюбие, настойчивость и чувство ответственности за порученное дело.
Внеурочной деятельностью называют различные виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. [2]
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [4]
Таким образом, могу сделать вывод что, внеучебная деятельность - это организация свободного времени учащихся, которая основывается на выборе рода деятельности по интересу ребенка, что способствует их самоопределению и самореализации.
К внеучебной деятельности обучающихся по технологической подготовке, относят следующие виды занятий: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и многое другое. Разнообразие форм проведения внеучебных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.
Задачи внеучебной деятельности по технологической подготовке состоят в том, чтобы:
- Развить у детей их креативные возможности;
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность;
- Организовывать участия в проектах и фестивалях;
- Научить детей основным техникам в той или иной сфере деятельности.
В средней школе дети более усидчивы и у них возникает стремление заниматься прикладной практической деятельностью. Им хорошо подходят занятия по ремесло, рукоделие Создание фигур по заданным рисункам, диагностика пространственного воображения и любое другое конструирование на плоскости и в пространстве. Следует помнить, что освоение новых знаний в эстетических, патриотических, исторических и многих других направлений лучше осваиваются через практическую деятельность, которая в свою очередь раскрывает творческий потенциал у ребенка, но кроме того ребята осваивают разнообразные производственные технологические процессы. Благодаря этому у ребенка развиваются такие навыки как: трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целенаправленность, настойчивость к достижению результата, бережливость и т.д.
Чем старше ребенок, тем больше снижается интерес к прикладному творчеству возникает потребность к профессиональному самоопределению. Поэтому в старших классах большее внимание уделяется проектным, социальным и научно-исследовательским направлениям. На данном этапе важно знакомить учащихся с как можно наиболее обширным диапазоном специальностей. Таким образом они приобретают понимание смысла своей жизни, они будут готовы к самосовершенствованию, здоровой самооценке, а также готовность отстаивать свою позицию в обществе. Так реализация организации внеучебной деятельности обучающихся по технологической подготовке с учетом выше сказанного будет способствовать:
- Овладению разными видами деятельности в соответствии с возрастом;
- Адаптации к социальной и окружающей среде;
- Формированию правильного отношения к культуре, к эстетическим и нравственным нормам;
- Проявлению желания участвовать в творческой деятельности;
- Развитию навыков самообразования и самооценки.
Внедрение такого подхода требует от педагога использование современных образовательных технологий: проектно-экспериментальный, игровой, технология развития критического мышления и другое. Учитель - это консультант и помощник, который замотивирует ученика на самостоятельную работу, поможет организовать траекторию обучения и распределит нагрузку каждого ученика.
Таким образом, организация внеучебной деятельности по технологии занимает важное место в образовательном процессе современной школы и позволяет решить целый комплекс задач: воспитание подлинно свободной личности, умение тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, прививание интереса к изучаемому и развитие их творческих способностей. Для учителя здесь также предоставляется обширное поле в выборе форм и методов организации внеучебной деятельности по технологической подготовке, а также в выборе конечного результата, ведь она не ограничена рамками учебной программы.
Список использованной литературы
- Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.
- Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/ Л.В.Байбородова. - М.: Просвещение, 2013.
- Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. / А.Г.Макеева. - М.: Просвещение, 2013.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий - URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 30.12.21)