Методические основы проведения круговой тренировки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


ВВЕДЕНИЕ

Для повышения интенсивности занятий по физической культуре, развития у учащихся физических качеств и формирования умений, в основу преподавания должны быть положены четкие методы и способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения. Организационно - методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе тренеров, преподавателей и учителей физической культуры, а также самих занимающихся. Поэтому на учебных занятиях, где идет освоение разделов легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, лыжной подготовки и т.д. широко используется такое эффективное средство, как круговая тренировка. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно.

В последнее время организация учебных и самостоятельных занятий круговым методом находит все большее применение, круговую тренировку несложно организовать практически для любого контингента учащихся. Она дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические навыки и умения, совершенствовать основные физические качества. Учитель должен подобрать комплекс упражнений, исходя из задач физического воспитания, учебного материала, уровня физической подготовленности учебной группы.

Целевая направленность комплексов круговой тренировки позволяет решать три задачи общего, специального и профессионально-прикладного характера в относительно короткий промежуток времени, а главное, с большой эффективностью для занимающихся. Упражнения для круговой тренировки должны подбираться с учетом анатомической классификации - для рук, ног, туловища и т.д., а также по педагогическому принципу с учетом преимущественного развития специфических качеств. Простота упражнений позволяет повторять их многократно и комплексно. Принцип концентрации упражнений в комплексы круговой тренировки сильно воздействует на человека, интенсифицирует физическую подготовку, способствует благотворному росту молодого организма.

При формировании комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств, важно помнить, что организм ребенка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМСЯ ПО МЕТОДУ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Одна из основных задач, которую решает круговая тренировка - это достижение высокой работоспособности и улучшение функционального состояния организма. Эта задача должна достигаться путем организации выполнения конкретных упражнений определенным способом, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, относительно быстрое развитие двигательных качеств за более короткий промежуток времени. На уроках физической культуры необходимо использовать упражнения для совершенствования и развития физических качеств обучающихся, повышения функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, выработки профессионально-прикладных навыков. Однако перед тем как приступить к подбору упражнений для проведения занятий круговым методом, необходимо:

  • определить конечные цеди воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
  • провести анализ упражнений, проверить их связь с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений при обучении тому или иному навыку или умению;
  • вписать комплексы упражнений в определенную часть занятия, с учетом степени физической подготовленности класса;
  • определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий;
  • соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервалы между кругами при повторном прохождении комплекса.

Уроки физической культуры необходимо строить в соответствии с основными дидактическими принципами: последовательностью и систематичностью, наглядностью и доступностью, сознательностью и активностью. При этом принцип последовательного прохождения материала предполагает выполнение основного дидактического правила: от легкого к сложному. Систематическое повторение комплексов круговой тренировки эффективно совершенствует физические качества обучающихся, повышает функциональные возможности. Исходя из этого положения круговую тренировку следует проводить не менее одного раза в неделю. Наглядность и доступность упражнений способствует ясному пониманию изучаемого материала, лучшему усвоению и закреплению знаний, умений, навыков. Создавая комплексы круговой тренировки основное внимание нужно уделить развитию физических качеств, к которым прежде всего относят силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость, не забывая при этом и так называемые комплексные качества: прыгучесть, силовую или скоростную выносливость и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации занимающихся для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ.

Задача круговой тренировки - обеспечить высокую работоспособность организма, эффективно развить двигательные качества в условиях жесткого лимита времени при строгой регламентации выполняемых упражнений. Круговая тренировка приучает к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений, повышает активность, целеустремленность и дисциплину, помогает воспитывать устойчивый интерес к физической культуре.

Характерными чертами круговой тренировки, как самостоятельной организационно-методической формы построения занятия являются:

  • последовательность выполнения упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»;
  • использование хорошо освоенных упражнений;
  • периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
  • последовательное включение в работу различных мышечных групп;
  • регламентация работы и отдыха на каждой «станции»;
  • индивидуализация тренировочной нагрузки;
  • систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

Круговая тренировка позволяет воспитывать такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, и комплексные формы их проявления - силовую, скоростно-силовую выносливость и другие.

Круговая тренировка, используемая на уроках физической культуры, способствует прогрессированию нагрузок, повышает моторную плотность занятий, делая их более эмоциональными и разнообразными, дает положительные результаты, способствует успешному развитию общей и специальной физической подготовки. В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки..

В основной части занятия развитие скоростно-силовых качеств по сокращенному кругу, затем изучение техники выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Обязательно на занятии выделить время для развития силы, силовой выносливости или синтеза других качеств посредством тренировки и упражнения, развивающие преимущественно выносливость - различные игры, бег, эстафеты.

Круговая тренировка занимает 15-20 минут, в зависимости от общих задач занятия.

Основной задачей является придание занятиям специальной направленности: повышение уровня различных физических качеств и совершенствование функциональных возможностей организма. Смена мест производится по кругу в определенной последовательности. Упражнения предварительно разучиваются и проводятся испытания на максимальное количество повторений каждого упражнения. Упражнения выполняются одно за другим, нагрузка определяется дифференцированно с учетом функциональных возможностей обучающихся.

Основная сущность круговой тренировки заключается в том, что весь объем специально смоделированного комплекса подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при непременном условии постепенного перехода к прогрессирующим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся. Физическое воспитание является многогранным, длительным процессом и оно органически взаимосвязано с воспитанием физических качеств, к которым, прежде всего, относят силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.

Подбирая и составляя комплекс физических упражнений для круговой тренировки, следует учитывать различия в функциональных возможностях организма девушек (девочек) и юношей (мальчиков). Физические нагрузки для девушек (девочек) должны быть меньшими как по объему, так и по интенсивности по сравнению с нагрузками, используемыми на занятиях круговой тренировки с юношами (мальчиками). Важной отличительной особенностью развития физических качеств у девушек (девочек) во время занятий круговой тренировкой является постепенное наращивание нагрузки - количество станций, объем повторений упражнений, интенсивность их выполнения и т.п. Таким образом, при правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие организма, укрепление органов и систем, а также повышение их функциональных возможностей.

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. РАЗВИТИЕ СИЛЫ

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Сила развивается путем выполнения упражнений, требующих значительного напряжения мышц.

Силовые упражнения более эффективны, если они применяются в начале или в середине занятия, организованного круговым методом. Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах между упражнениями должен быть использован активный и пассивный отдых: ходьба, на растягивающие и расслабляющие упражнения.

2. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

Быстрота - это умение производить определенную работу в кратчайшее время без наступления утомления. При развитии сложной двигательной реакции на станциях круговой тренировки постепенно увеличивают число возможных изменений игровой обстановки. Все это достигается путем регулярного использования в круговой тренировке упражнений, выполняемых с возможно большей частотой, но без излишнего напряжения. Таким образом, основным средством воспитания быстроты в циклических движениях являются повторные упражнения в максимально быстром или высоком темпе, а также упражнения типа ускорений.

3. РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Это качество развивается путем выполнения сложных по координации гимнастических упражнений и акробатических прыжков. Воспитание ловкости на станциях круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь, двигательного.

Упражнения на развитие ловкости необходимо включать во все занятия, проводимые по методу круговой тренировки. К ним относятся кувырки, перевороты, пируэты или комбинированные упражнения. На станциях круговой тренировки необходимо чередовать упражнения: в начале занятий по методу круговой тренировки необходимо включать бег, как фактор, способствующий разогреву мышечного аппарата и увеличивающий способность его к растягиванию.

4. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Выносливость - это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Главный принцип воспитания общей выносливости на станциях круговой тренировки заключается в постепенном увеличении физических упражнений различной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости. Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.

Применительно к круговой тренировке среди прочих различают следующие основные виды специальной выносливости: динамического силового характера (силовая выносливость); статического силового характера (статическая выносливость); скоростного динамического характера (скоростная выносливость). Силовая выносливость - это способность длительное время выполнять динамическую работу, требующую значительных нервно-мышечных усилий. Ее развитие осуществляется с помощью упражнений с отягощениями, с преодолением собственного веса и веса партнера, упражнений с различными сопротивлениями и т.д.

5. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают общую и специальную гибкость. Общая гибкость - подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные рабочие и спортивные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в суставах, участвующих в профессиональной деятельности или отдельном виде спорта. Для развития гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит во многом от формы суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий и мышц. Развитие гибкости на станциях круговой тренировки должно быть всегда запрограммировано во взаимосвязи с развитие силы. Упражнения на гибкость: гимнастические упражнения без предмета; парные; с набивным мячом; с эспандером и амортизатором.

ПЛАНИРОВАНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, где каждый год циклически повторяет программу, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей и специальной физической подготовки, осуществляемой по методу круговой тренировки. Для циклического планирования круговой тренировки используются комплексы упражнений, направленные, в первую очередь, на общефизическую подготовку с учетом программного материала, который изучается на занятиях физической культуры. Материал по общей и специальной физической подготовке планируется на все занятия в течение учебного года раздельно. По усмотрению учителя этот материал может быть объединен в комплексы круговой тренировки или пройден раздельно в любой из частей занятия.

Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, что позволяет решать три важные задачи общего и специального характера одновременно и взаимосвязано в относительно короткий промежуток времени, а главное с большой эффективностью. На первом году обучения применение круговой тренировки можно начинать по упрощенному варианту, т.е. по типу круговой тренировки, где не ведется учет в карточках достижения и предлагается стандартная нагрузка с использованием различных вариантов упражнений для дифференцированного подхода к занимающимся. Опыт практической работы показал, что круговую тренировку целесообразно планировать, используя на первом году обучения 30-40 %, на втором 50-65 %, на третьем году 50-70 % от общей суммы времени, запланированного по всем разделам программы физической подготовки школьников. Какой модуль проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от выбора педагога При наличии определенных условий и соответствующей подготовки обучающихся круговую тренировку можно включать во все разделы учебной программы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Известно, что содержательная сторона учебно-тренировочного занятия определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Педагогическое же построение занятия определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обуславливает выделение в структуре занятия трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Так, включение круговой тренировки в подготовительную часть занятия связано с предстоящей еще более интенсивной работой в основной его части, требующей большого напряжения, усилии в освоении определенных умений и навыков различных движений. Применение круговой тренировки в основной части занятия связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть занятия, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связаны с специальной подготовкой, в них достаточно-силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части занятия комплексы круговой тренировки планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на занятии недостаточна. Цель таких комплексов - совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части.

При планировании и проведении учебного занятия физической культуры учитель должен учитывать определенные педагогические принципы и соблюдать некоторые основные требования. Занятия по системе круговой тренировки могут весьма эффективно способствовать развитию основных физических качеств, а также давать хорошие результаты в воспитании обучающихся. Основные положения, выраженные в форме безусловных, категорических требований, помогают избегать ошибок в организации, методическом оформлении и проведении занятий, а также в оценке достижений при круговой тренировке.

Организация круговой тренировки на практических занятиях возможна при наличии определенных условий, связанных с местом ее проведения, наличием инвентаря, необходимостью подготовки и ознакомлением учеников с новой организационной формой. В условиях занятия по физической культуре круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому числу обучающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

Существуют общие принципы круговой тренировки в спортивном зале. Для начала необходимо составить комплекс из 8-10 несложных упражнений на различные группы мышц. Упражнения должны выполняться из разных исходных положений в различном темпе. Серийные повторы определенного цикла упражнений повысят общую работоспособность, улучшат гибкость мышц и разовьют двигательные качества.

При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:

  1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
  2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в институте.
  3. Ознакомить обучающихся с методикой организации и проведения круговой тренировки
  4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть занятия и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, учитель добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся
  5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся.
  6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что в последние годы круговой тренировке в связи с её эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области физической культуры и спорта. Применение круговой тренировки в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все занимающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Включение учителем в учебное занятие физической культуры комплексов физических упражнений, проводимых с использованием метода круговой тренировки, позволит значительно расширить круг средств, обеспечивающих разностороннюю двигательную подготовку. Наряду с этим объединение разнообразных физических упражнений, но сходных по структуре с основными упражнениями учебной программы в одну тренировочную нагрузку обеспечит одновременное воздействие как на функциональное развитие организма школьников, так и на развитие их двигательных качеств. Упражнения, приведенные в данной работе, позволяют легко создать нужную модель, связать ее с учебным материалом программы.

Методика проведения круговой тренировки способствует прогрессированию нагрузок, повышает моторную плотность, развивает все физические качества, делая занятия более эмоциональными и разнообразными. Также, она имеет много достоинств и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей физической культуры и тренеров.

Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся. Данный метод ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений и контролем за ее воздействием на систему организма. Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся круговая тренировка имеет широкую сферу применения - от школьного физического воспитания до «большого» спорта.

Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьева, С.В., Басов, А.В. Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей [Текст]: материалы к областной научнопрактической конференции. - Ярославль, 2004. - Ч. 1.
  2. Абдрахманов А.Я. Комплексный подход при совершенствовании двигательных качеств у детей, подростков и юношей // Сб.науч.тр. молодых ученых / Под ред. В.В.Ермакова. - Смоленск: СГИФК, 1996. - Вып. 2. -С. 21-24.
  3. Бондаревский Е.Я., Данилов Ю. Г., Епифанов С. П. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека // Теория и практика физической культуры. 1983. - № 1. - С. 23-25.
  4. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1983.-21 с.
  5. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - С. 23 - 25.
  6. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодёжи // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер. Междунар. конгресса. СПб., 1996.-С. 7.
  7. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
  8. Богатырёв B.C. Методика развития физических качеств юношей: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Киров гос. пед. институт им. В.И.Ленина. Киров КГПИ, 1993. - 121 с.
  9. Волков В.М., Дорохов Р.Н., Быков В.А. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов.

Урок физической культуры "Метод круговой тренировки" в 6 классе