Методическая разработка игр для родительского собрания «Учимся понимать своих детей»

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей; гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

  • Формировать навык выстраивания эффективного диалога с детьми.
  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
  • Повысить родительскую компетентности и осознанность эмоциональных воздействий на ребенка со стороны взрослых.
  • Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения конфликтов.

Основная часть

1. Вступительное слово

Родительское собрание в любом классе очень волнительно как для учителя, так и для родителя. Важно, чтобы собрания проходили в максимально доброжелательной и психологически безопасной для родителей атмосфере. А если при этом родители получают возможность задуматься над сложными вопросами воспитания и взаимоотношения с детьми, то воспитательная роль мероприятия значительно возрастает.

«Опять это родительское собрание!» Не ошибусь, если скажу, что большинство родителей, да и педагогов тоже, именно так воспринимают новость о предстоящем родительском собрании в классе. Если в начальных классах еще как-то удается заманить родителей в школу, то в средних и старших классах, как правило, приходит в лучшем случае треть всех родителей. О причинах такого феномена очень много рассуждают и педагоги, и психологи. Ссылаясь на изменения мотивов и интересов родителей, одни винят несознательных родителей, другие не очень компетентных педагогов.

Что делать? Как вернуть интерес? Как сделать родителей активными участниками собрания? ИГРАТЬ. Да, именно играть, как дети, как совсем несерьезные люди, пришедшие просто провести вместе время. А если еще в ходе игры участники делают какие-то выводы, начинают анализировать поведение участников во время игры, рассуждать, это ли не главная цель нашего с родителями взаимодействия. Это не означает, что игрой можно заполнить все время родительского собрания, теоретический и рекомендательный материал все равно подать необходимо. Игра - это импровизированная практика, красивое введение в тему, к которой потом можно удачно приложить теорию.

Игра, тренинговое упражнение имеет определенные преимущества перед другими формами работы. Во-первых, игра снижает эмоциональное напряжение, что уже очень важно для дальнейшего диалога; во-вторых, педагог оказывается в роли соучастника процесса, а не авторитетного взрослого и выводы делают сами родители, а не педагог, что существенно повышает уровень ответственности за собственные выводы; в-третьих, игра дает возможность участникам проявить свои личностные особенности в обезличенном формате, как будто это говорится не про меня лично, а про «такого» родителя; в - четвертых, такие мероприятия хорошо мотивируют на дальнейшую индивидуальную работу с психологом тех, родителей, которые на собрании лишь наблюдают и не решаются проявлять активность в силу своей нерешительности и скромности.

Тем не менее, педагогу и психологу важно помнить, что он должен придерживаться общих подходов и принципов при организации психологических игр. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Иначе ведущий рискует не только не добиться успеха и желаемого результата, но и окончательно разрушить отношения с родителями.

1. ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ. Не секрет, что взрослые довольно сдержаны и не все готовы сходу при всех вступить в игру, тем более если ведущий не всегда заранее проговаривает, в чем будет заключаться суть этой игры (а некоторые игры предполагают именно такой подход). Поэтому участие должно быть добровольное

2. ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Ни в коем случае нельзя критиковать, указывать на ошибки во время игры, говорить, что вы поступаете неправильно, связывать стиль поведения в игре с особенностями ребенка и так далее. В любой игре участники лишь играют роль, доверьтесь и поверьте, что выводы они сделают сами по мере того, насколько справились или не справились с заданием.

3. ПРИНЦИП САМОАНАЛИЗА. Психологическая игра тем и отличается от любых других, что после нее нужно порассуждать, проанализировать. Но важно дать понять, что анализирует участник только СЕБЯ и свое поведение. Без разрешения других участников обсуждать поведение других не разрешается.

2. Психологический настрой

Предлагаю настроиться. Я говорю фразу, а вы громко отвечаете - да или нет.

  1. Крикните громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да)
  2. С работы пришли, сил совсем нет,
  3. Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
  4. Я вас понимаю… Как быть, господа?
  5. О проблемах, успехах детей нужно вам знать? (да)
  6. Дайте мне тогда ответ. Помочь, откажитесь нам? (нет)
  7. Последнее спрошу вас я активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

3. «НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ»

Педагог предлагает родителям выполнить задание: написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка» Затем предлагается проанализировать, какие ощущения возникли во время выполнения упражнения, анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными навыками ребенка, как трудно учиться новому.

4.Упражнение «Ребенок глазами родителя»

Не смотря на свою кажущуюся простоту, это упражнение очень быстро и точно помогает определить отношение родителя к своему ребенку в плане его психологического возраста. В последнее время все чаще стала обсуждаться проблема психологического инфантилизма наших детей, застревания на более раннем возрасте развития. И конечно, редко какой родитель сразу готов признать, что он бессознательно уменьшает психологический возраст ребенка, не способен признать его взрослым и самостоятельным. Это упражнение я практикую на самых первых встречах с родителями и при первом знакомстве с родителями новеньких ребят. Для работы необходимо иметь набор маленьких игрушек (тематические наборы животных, игрушки от киндер-сюрприза, маленькие сувенирчики и прочее) и чем больше их будет, тем лучше.

Перед родителями раскладываются все игрушки в легкой доступности. Не объясняя смысла упражнения, родителям предлагается выбрать игрушку, фигурку, которая как-либо отражает, напоминает своего ребенка. Уже на этом этапе можно наблюдать разное поведение родителей: одни быстро приступают к заданию, ищут увлеченно, быстро находят, умиляются, глядя на фигурку. Другие это делают нехотя, очень долго перебирают игрушки и в конце концов берут фигурку наугад. Для психолога такое поведение может послужить поводом задуматься об уровне эмоциональной близости и степени принятия ребенка родителем. Бывали случаи, когда родитель честно говорил: «Здесь моего ребенка нет», при этом его настроение менялось, он становился хмурым и недовольным. На следующем этапе родителю предлагается внимательно рассмотреть фигурку и попробовать определить ее возраст так, если бы она сейчас вдруг ожила. Опыт показывает, что преобладающее большинство родителей дают фигурке возраст гораздо меньше реального, вплоть до 2-3 летнего, а иногда и младенца. Этот факт может указывать, что в семье есть гиперопека, недоверие, психологическое застревание на детском возрасте. Отметив этот факт, можно дать родителю возможность подумать о том, почему они воспринимают своего ребенка маленьким. В нескольких случаях детям дают возраст намного старше реального. В этом случае речь может идти о возможной смене ролевых позиций в семейной системе, о повышенных притязаниях, долге ребенка перед родителями. Необходимо отметить, что подобные выводы ведущий на собрании должен делать с особой осторожностью, полученная информация должна служить лишь гипотезой, которая перепроверяется на последующих психологических консультациях.

5. Упражнение «Снежинка»

Это достаточно известное упражнение, направленное на понимание родителем том, насколько бесполезно и порой губительно открыто сравнивать своего ребенка с кем-либо другим: с более успешным одноклассником, с более талантливыми друзьями, более уверенными братьями, сестрами и пр. Каждому участнику группы раздаются по одному тетрадному листку и предлагается молча, не комментируя и не переспрашивая выполнять задания ведущего.

Шаг 1 - согните листочек пополам и оторвите правый верхний угол.

Шаг 2 - еще раз согните листочек пополам и оторвите правый верхний угол.

Шаг 3 - еще раз согните листочек пополам и оторвите правый верхний угол.

Шаг 4 - еще раз согните листочек пополам и оторвите правый верхний угол.

После этого предлагается развернуть свои «снежинки» и разложить на полу так, чтобы все их видели. Каждому задается вопрос: нравится ли вам то, что у вас получилось? Хочется ли переделать «снежинку»? При анализе упражнения обращается внимание на то, что все выполняли задания по одной инструкции, но одинаковых «снежинок» практически не бывает. Так и ребенок всегда особенный и неповторимый. Если родитель не удовлетворен тем, что получилось, вероятно он и в ребенке испытывает в чем-то разочарование. В таком случае возможен вариант оживления снежинки и предложить предположить, что чувствует «снежинка» и какого отношения она бы хотела.

6. Упражнение "Бумажный человечек"

Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т.д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?

У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

И понаблюдайте в процессе вот за чем:

  • Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
  • Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
  • Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
  • На какие действия теперь способен ваш человечек?

7. «Пластилиновый ребенок»

- У кого бы из родителей ни спросили, кто для них самый главный, самый дорогой, они ответят - их дети. Чего больше всего Вы хотите для своих детей? (Ответы родителей).

Родителям предлагается слепить из пластилина маленького человечка - своего ребенка. Необходимо придать ему индивидуальность.

По команде человечка родители передают по кругу. Далее работают уже с фигуркой, полученной от соседа, изменяя и дополняя ее по своему усмотрению. И так до тех пор, пока у каждого в руках не окажется свое творение. Во время выполнения звучит спокойная музыка.

Обсуждение.

Много ли изменений внесли в человечка? Нравится ли Вам то, что Вы получили? Вместе с родителями необходимо прийти к выводу, что мы воспитываем ребенка и выпускаем его в мир. Ребёнок попадает под влияние. Это влияние накладывается именно на тот каркас, который слепил родитель.

8. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих. «Мы вместе»

Учитель: Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок своих чувств. Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.

По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.

Презентация рисунков. Родители рассказывают:

- Как называется рисунок, какие чувства изображены?

- Кто был инициатором идеи?

- Кто что рисовал?

- Удобно ли было рисовать вдвоем?

- Какие чувства испытывали?

Итог

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться положительных результатов.

Игра - высшая форма исследования (Альберт Эйнштейн), Игра - это естественный механизм познания мира (Вадим Демчог). К словам великих людей необходимо добавить, что игра - это форма исследования самого себя, познание собственного мира, это возможность понять себя как родителя, отследить собственные ошибки в воспитании, это возможность исправить то, что мешает пониманию и принятию собственного ребенка.

Берегите друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
/О. Высотская/

Презентация