В отечественной психологии адаптация ребёнка к школе рассматривается как важный, но трудный этап его приспособления к новым видам социально значимой деятельности. Адаптация детей с умственной недостаточностью ограничена сочетанием биологической патологии с неблагоприятными социокультурными условиями.
Изучение факторов, препятствующих успешному протеканию адаптационных процессов, позволяет своевременно организовать необходимую психолого-педагогическую помощь ребёнку с умственной отсталостью на этапе вхождения в новый и сложный вид - учебной деятельности.
Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1», корпус 1. В исследовании приняла участие группа, состоящая из 16 обучающихся 1 класса, 7-8 лет. Это экспериментальная группа (ЭГ).
Контрольная группа (КГ) представлена учащимися 1 класса МБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1», корпус 2, зачисленных в пролонгированный класс для обучения по адаптированной программе для детей с интеллектуальными нарушениями - 13 человек.
Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2020 года.
Гипотеза констатирующего этапа исследования заключалась в том, организация психолого-педагогического сопровождения первоклассников с умственной отсталостью на этапе адаптации в школьному обучению позволяет минимизировать проявления дезадаптации.
Целью констатирующего этапа исследования стали выявление и анализ особенностей протекания школьной адаптации детей с умственной отсталостью.
Основной задачей данного этапа являлось определение уровня школьной адаптации обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования: умственно отсталые учащиеся 1-го класса.
Предмет исследования: особенности адаптации умственно отсталого ребёнка на начальном этапе его обучения в школе.
Методами исследования на данном этапе эксперимента были определены «Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья для педагогов», в которую вошли такие вопросы как: «Самостоятельность при выполнении школьных заданий»; «Эмоциональное отношение к школе»; «Отношение к учителю» и т.д.; «Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе», которая включала в себя следующие вопросы: «Охотно ли идет ребенок в школу?»; «Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?»
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что по результатам анкетирования педагогов для определение уровня адаптации первоклассников экспериментальной группы получены следующие результаты:
Таблица 1. Результаты анкетирования педагогов по детям ЭГ
№
|
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптирован полностью |
4 (20%) |
2 |
Адаптирован с проблемами |
8 (40%) |
3 |
Не адаптирован |
8 (40%) |
Из таблицы 1 мы видим, что большинство учащихся адаптированы с проблемами или не адаптированы совсем.
По результатам анкетирования педагогов для определение уровня адаптации первоклассников контрольной группы получены следующие результаты:
Таблица 2. Результаты анкетирования педагогов по детям КГ
№
|
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптирован полностью |
1 (7,7%) |
2 |
Адаптирован с проблемами |
6 (46,1%) |
3 |
Не адаптирован |
6 (46,1%) |
Из таблицы 1 мы видим, что большинство учащихся КГ так же адаптированы с проблемами или не адаптированы совсем.
По результатам анализа «Анкеты для родителей по адаптации первоклассника к школе» в экспериментальной группе можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся имеются признаки возможной дезадаптации или дезадаптации (таблица 3).
Таблица 3. Результаты анкетирования родителей по детям ЭГ
№
|
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптация |
2 (10%) |
2 |
Возможна дезадаптация |
9 (45%) |
3 |
Дезадаптация |
9 (45%) |
Результаты анализа «Анкеты для родителей по адаптации первоклассника к школе» в контрольной группе позволяет сделать вывод о том, что у большинства учащихся также имеются признаки возможной дезадаптации или дезадаптации (таблица 4).
Таблица 4. Результаты анкетирования родителей по детям КГ
№
|
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптация |
1 (7,7%) |
2 |
Возможна дезадаптация |
7 (53,8%) |
3 |
Дезадаптация |
5 (38,5%) |
В целом, результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства обучающихся с умственной отсталостью наблюдается дезадаптация, это позволяет сделать вывод о том, что большинство первоклассников с умственной отсталостью испытывают трудности в прохождении процесса адаптации к школьному обучению, что предполагает необходимость проведения комплексной психолого-педагогической работы с целью ускорения и облегчения процесса адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к школе осуществляется в результате совместной работы администрации образовательного учреждения, психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, преподавателей дополнительного образования, воспитателя, тьютора, социального педагога, семьи.
После проведения коррекционно-развивающего этапа мы провели исследование детей на контрольном этапе.
По результатам анкетирования педагогов для определения уровня адаптации первоклассников экспериментальной группы получены следующие результаты:
Таблица 5. Результаты анкетирования педагогов по детям ЭГ
№ |
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптирован полностью |
8 (50%) |
2 |
Адаптирован с проблемами |
6 (37,5%) |
3 |
Не адаптирован |
2 (12,5%) |
Из Таблицы 5 мы видим, что большинство учащихся экспериментальной группы в результате проведения коррекционно-развивающей работы повысили уровень адаптированности к школьному обучению. Неизменным осталось количество детей, адаптированных неокончательно- 40%. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо продолжать, провести углубленную диагностику трудностей, влияющих на успешность адаптации ребенка к школе.
По результатам анкетирования педагогов для определение уровня адаптации первоклассников контрольной группы получены следующие результаты:
Таблица 6. Результаты анкетирования педагогов по детям КГ
№
|
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптирован полностью |
1 (7,7%) |
2 |
Адаптирован с проблемами |
8 (61%) |
3 |
Не адаптирован |
4 (31,1%) |
Из Таблицы 6 мы видим, что у большинства учащихся КГ так же диагностированы проблемы адаптации к школьному обучению, которые остались и на момент контрольного тестирования.
В Таблице 7 отображено количественное соотношение адаптированных детей и дезадаптированных детей в обеих группах на контрольном этапе.
Таблица 7. Количественное соотношение адаптированных детей и дезадаптированных детей
Характеристика группы
|
Количество адаптированных (в %) |
Количество неадаптированных
|
Экспериментальная группа |
8 (50%) |
8 (50%) |
Контрольная группа |
1 (7,7%) |
12 (92,3%) |
Результаты анализа «Анкеты для родителей по адаптации первоклассника к школе» в экспериментальной группе позволяет сделать вывод о том, что большинство родителей видят положительную динамику в поведении своих детей, отмечают, что они адаптировались к школьной жизни. (Таблица 8).
Таблица 8. Результаты анкетирования родителей по детям ЭГ
№ |
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
Адаптация |
10 (62,5%) |
2 |
Возможна дезадаптация |
4 (25%) |
3 |
Дезадаптация |
2 (12,5%) |
Проанализируем результаты повторного выполнения методики «Школьная мотивация» Н.Лускановой у обучающихся экспериментальной и контрольной групп.
Количественные результаты выполнения методики «Школьная мотивация» у обучающихся экспериментальной группы отображены в Таблице 9.
Таблица 9. Результаты изучения школьной мотивации у обучающихся ЭГ
№
|
Уровень адаптации |
Количество детей (в %) |
1 |
высокий уровень школьной мотивации, учебной активности |
1(6,25%) |
2 |
хорошая школьная мотивация |
2 (12,5%) |
3 |
положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью |
10 (62,5%) |
4 |
низкая школьная мотивация |
2 (12,5%) |
5 |
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация |
1 (6,25%) |
Применение метода математической статистики показало, что количество дезадаптированных учащихся в экспериментальной группе уменьшилось, с точки зрения педагога и родителей обучающихся. Школьная мотивация к экспериментальной группе так же повысилась. Это позволяет сделать вывод о том, организация комплексной психолого-педагогической работы со всеми участниками образовательного процесса позволяет снизить уровень школьной дезадаптации, сделать процесс вхождения учащегося с умственной отсталостью в школьную более успешной.
Нами была выдвинута гипотеза относительно того, что психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации младших школьников с умственной отсталостью будет эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- своевременное выявление школьной дезадаптации у младших школьников с умственной отсталостью;
- формирование осознания и принятия школьных норм поведения младшими школьниками с умственной отсталостью;
- снятие тревожности у младших школьников с умственной отсталостью;
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников с умственной отсталостью;
- формирование эффективного взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью между собой и педагогом.
Проведение комплекса мероприятий со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса (консультации с педагогами, родителями, коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками) подтвердило нашу гипотезу.
Список литературы
- Буховцева, О.В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса / О.В.Буховцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2016. № 10. С. 96-99.
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]: для администрации школ, педагогов и шк. психологов / М.Р.Битянова. - М.: Образоват. центр "Пед. поиск", 1997. - 112 с.: табл. - (Б-ка администрации школы) (Коррекционно-развивающее обучение).
- Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов. - М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, - Режим доступа: http://www.otrok.ru
- Махова, В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения. Автореф. дисс. к.п.н., М.2000,21С.Режимэл.доступа: [https://www.dissercat.com/content/psikhicheskaya-adaptatsiya-detei-s-intellektualnoi-nedostatochnostyu-k-usloviyam-shkolnogo-o]
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития./ И.А.Коробейников. М.: «Педагогика», 1997. 323с.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников./ Т.В.Костяк. М.: Академия, 2008. 235с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю.Кулагина - М.: «Сфера», 2002.
- Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст]/ М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. - Москва, 2000. - 194 С.
- Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе. / Д.Ю. Соловьева. // Вопросы психологии. № 4 (87). 2012. С.23-32.