Слайд 1.
Профориентация в современной школе
Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - это научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.
Слайд 2.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Слайд 3.
Читай со слайда.
Слайд 4.
Принципы профориентационной работы в школе.
Систематичность и преемственность. Суть в том, что работа не должна ограничиваться только старшими классами. Необходимо начинать деятельность уже с 1-х классов
Слайд 5
Второй принцип это дифференцированный и индивидуальный подход. То есть профориентационная работа зависит от возраста и уровня сформированности учащихся, их успеваемости, от развитий в ценностях и жизненных ориентирах.
Слайд 6
Третий принцип это сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы
Слайд 7
Следующий очень важный принцип это работа не только с обучающимся, но и взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости и общественных молодежных организаций
Слайд 8
Формы работы, которые используются при профориентационной работе в школе абсолютно разные:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения
- Расширение знаний в рамках школьных предметов;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Слайд 9
Читай со слайда.
Слайд 10.
Незаменимой является и активность родителей в вопросе самоопределения детей. Как и учителя, и родители должны понимать, что ребенок будет членом общества, следовательно его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде. Соответственно, от этого будет зависеть его благосостояние и успешная реализация деятельности в дальнейшем.
Слайд 11.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
Слайд 12.
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
- Основная особенность профориентационной работы у старшеклассников заключается в оказании помощи осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности.
Слайд 13.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание.
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Слайд 14
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание это работа социального педагога в профориентационной работе.
Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.