Программа спецкурса по развитию творческих способностей учащихся на материалах интегрированного курса литературы, русского языка, психологии, окружающего мира "Волшебная паутинка"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Цель программы - изучение слова на разных языковых уровнях. В основе программы лежит концепция Л.С.Выготского об исключительном значении слова как средства, организующего сознание и стимулирующего творческое воображение. «В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок,» поэтому «каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» (Л.С.Выготский).

В школьный период интерес детей к рисованию начинает ослабевать (по сравнению с дошкольным возрастом), и его место начинает занимать новое, словесное творчество. «Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста» (Л.С.Выготский). А в связи с тем, что начало обучения в школе тормозит развитие речи (поскольку переход к письму затрудняет и обесцвечивает её), словесное творчество играет здесь особую роль: оно «позволяет ребёнку, упражняя свои стремления и навыки, овладеть человеческой речью» (Л.С.Выготский).

Традиционная педагогика долгое время занималась решением двух основных вопросов: как передать знания (процесс обучения) и как формировать человека (процесс воспитания). В современном образовании произошла смена приоритетных задач (от обучения готовому знанию к развитию личности ребенка). «К сожалению, начальное образование в настоящее время не выполняет подлинно развивающей функции, а культивирует репродуктивный стиль мышления: даже если учебной программой и предусматриваются аналитические, обобщающие и сравнительные действия, то они строятся по типу заданности и однозначности ответов, т.е., по существу, развития не обеспечивают. В значительной степени именно это порождает существенные затруднения учащихся в овладении программы начальных классов. У них наблюдается неумение самостоятельно учиться, решать проблемные задачи, потеря интереса к учению и знаниям» (Полякова, 1993г.), как правило, учителя начальной школы считают своей задачей развитие познавательных процессов внимания, мышления, памяти, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты сензитивности для развития воображения и творческих способностей.

«Творческое воображение заключается в процессе порождения новых способов построения реальности, которые необходимы человеку для постановки и разрешения как познавательных, так и практических и личностных проблем. Оно разрушает стереотипы мышления и накопленного опыта: расширяет границы сознания» (В.В.Петухов, 1987).

Формула развивающего обучения - «развивать обучая и обучать развивая». Это предполагает организацию активной творческой деятельности детей по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения. Поэтому, данный курс особенно актуален.

На примере конкретного слова ребенок видит и осознает полноту и красоту русской речи. Дети учатся говорить перед классом, сочинять сказки, истории, стихи, загадки, писать коротенькие письма от имени сказочных героев, произносить вслух интересные слова, слушать и слышать их настроение.

Задача любого учителя учить детей так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от педагога. Учитель должен превратиться в «воодушевителя», стимулятора детского творчества.

«Важно не то, что создадут дети, важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Л.С.Выготский)

Необыкновенно уместными оказываются слова Л.С.Выготского из его книги «Психология искусства»: «Обучить творческому акту нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

Организация занятий с детьми происходит на основе следующих принципов:

  1. Принцип воспитывающего и развивающего характера обучения;
  2. Принцип доступности, посильности и научности;
  3. Принцип систематичности и последовательности;
  4. Принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе;
  5. Принцип наглядности - это не только использование таблиц, картин, но и «языковая наглядность» (наблюдения над живым языком, над речью, опора на текст);
  6. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы;

Главный принцип программы - интегративность. Анализ одного и того же слова на разных лингвистических уровнях позволяет целостно воспринимать его как языковое явление.

Целью курса является развитие яркой, образной и осознанной речи ребенка. Необходимо, чтобы он почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно.

В данной программе тесно взаимосвязаны воспитательные и учебные задачи:

  • развитие творческих качеств и познавательной активности;
  • развитие речи, внимания, воображения, логического мышления, коммуникативных качеств;
  • развитие математических и конструкторских способностей;
  • расширение сферы речевого общения;
  • повышение культуры письменной речи;
  • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, уважения к человеку, самоуважения;
  • помощь в зарождении самооценки, самоконтроля и саморегуляции.

Данный курс является опытом нетрадиционного подхода к проблемам обучения, так как каждое задание направлено на творческое развитие личности. Оригинальность и занимательность заданий помогает детям достичь серьезных результатов.

В ходе активного употребления языка ребенок самостоятельно открывает его правила, устанавливает объективно существующие взаимосвязи между целью высказывания и средствами его выражения.

Опыт работы по данной программе позволяет выделить основные положительные моменты:

  • каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления);
  • каждый элемент курса несет в себе определенное психологическое содержание и умственную нагрузку для детей;
  • все задания представлены в нестандартной, интересной для детей форме и построен на доступном им материале.

Занятия включают упражнения, позволяющие всесторонне развивать личность. Включены различные, виды деятельности: зрительная, слуховая, кинестетическая. Много игрового и занимательного материала, который привлекает внимание детей к звуковой (графической) стороне слова, к семантике, смысловой и образной основе. Много заданий для работы со словом, его полисемией, с синонимами, антонимами, омонимами, фразеологизмами. Большое внимание уделено морфологической классификации слов и словообразованию. Это позволяет детям самостоятельно делать первые грамматические обобщения.

Наряду с традиционными методами преподавания нами были использованы адаптированные психологические методы, а именно:

  • групповая дискуссия;
  • решение творческих задач;
  • создание проблемных ситуаций и их последующий анализ;
  • элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
  • игры деловые и имитационные;
  • драматизация;
  • диагностические процедуры (совместно со школьным психологом);
  • элементы социально-психологического тренинга.

В основе всех форм организации общеклассных и групповых дискуссий лежат действия детей, помогающие им сформулировать свою точку зрения, сопоставить ее с точкой зрения других детей. Занятия похожи на игру, потому что здесь, как и в игре, ребенок чаще всего творит свое произведение в один прием. «...Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра» (Л.С.Выготский).

В результате применения на практике этого курса дети легче научаются:

  • отличать текст от набора предложений, осознавать и называть чувства, эмоции, вызванные прослушанным произведением;
  • составлять элементарное рассуждение-объяснение, описание, выдуманный рассказ;
  • составлять элементарное рассуждение-доказательство, сравнительное описание, понимать образные выражения, составлять устные и письменные рассказы о своих наблюдениях, использовать в них синонимы, образные слова и выражения;
  • составлять сказки, соблюдать логическую последовательность, употреблять фразеологизмы; писать небольшой рассказ, сказку о случаях из жизни, о наблюдениях; различать оттенки значения слов в тексте;
  • использовать их в речи, находить и осмысливать значения слов и выражений (фразеологических оборотов, омонимов и т.д.).

Программа состоит из двух разделов: «Буквы вокруг меня» (I класс, II четверть) и «Путешествие в Страну слов» (со II полугодия 1 класса по 4-й класс).

1. Раздел «Буквы вокруг меня»

Основными задачами этого раздела является закрепление знаний о буквах, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления, внимания, слуховой и зрительной памяти, обучение наблюдению, развитие воображения, мелкой моторики, знакомство с окружающим миром, развитие усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания.

Знакомство со словом во втором разделе дается в определенной системе:

  • Слово - звук.
  • Слово - образ.
  • Слово - понятие.
  • Народное слово.
  • Слово - цвет.
  • Слово - ассоциация.
  • Слово - действие.
  • Слово - творчество.

Эта система построена на принципе креативности.

2. Раздел «Путешествие в страну слов»

Основными задачами раздела являются:

  • обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения, фантазии, воспитание чуткости к красоте поэтического слова, к окружающим звукам;
  • обучение умению строить логически завершенное предложение, высказывание;
  • знакомство с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологическими оборотами;
  • расширение знаний о пословицах;
  • знакомство с частями речи; развитие слуховой памяти и коммуникативных качеств;
  • развитие ассоциативного, логического, образного мышления, фонематического слуха, сосредоточенности;
  • расширение цветового восприятия, развитие зрительной памяти, наблюдательности и сосредоточенности, и перевоплощаться;
  • развитие умения проводить аналогии;
  • развитие артистизма и эмоциональности.

Примерный перечень тем (слов)

1 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

(2 четверть)

(II полугодие)

Буквоград

Жизнь

Сон

Музыка

Мечта

Азбучный дом

Человек

Звезда

Почтальон

Желание

Азбучная
дорожка

Семья

Опушка

Письмо

Труд

Азбучный
цветник

Дом

Солнце

Цирк

Учение

Азбучный лес

Здоровье

Радуга

Чудеса

Талант

Азбучный
магазин

Друг

Свет

Сказка

Характер

Путаница

Книга

Луна

Земля

Доброта

Буквоежка

Животные

Ручей

Хозяйка

Справедливость

Город

Сад

Вывеска

Доверие

Тропинка

Находка

Совесть

Гость

Загадка

Правда

Мир

Телефон

Забота

Спорт

Зоопарк

Коллектив

Айболит

Весна

Дружба

Зеркало

Погода

Любовь

Занятия проводятся со II четверти 1 класса один раз в неделю, начиная с III четверти и последующие годы обучения - два раза в месяц. На каждом занятии предлагается несколько видов деятельности, побуждающих к индивидуальной активности. Но обязательным для каждого занятия является создание своего «произведения». Нельзя не отметить искренность начинающих авторов-детей, их увлеченность и неподдельное стремление выразить чувства, владеющие ими. Необходимо, чтобы учитель был доброжелателен и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые, на первый, взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Рекомендации по проведению занятий

  • Игра должна быть в радость.
  • Развивайте у ребенка чувство юмора. Научите находить смешное, забавное в окружающем мире.
  • Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели.
  • Занятие начинать с релаксации и заканчивать релаксацией.
  • Маленькие зарисовки помогут вам во время занятий с ребенком.
  • Хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение.
  • Не скупитесь на похвалу: строя оценочные отношения с ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Оценивайте победами, успехами, талантами.
  • Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
  • По следам устных заданий надо чаще лепить, конструировать, т.е. что-то делать.
  • Не подменяйте действий детей своими действиями.
  • Не решайте. за ребенка предназначенных для него задач. Пусть больше предполагает, размышляет, ищет сам и советуется с вами.
  • Курс оставляет и детям, и вам место для творчества: уточняйте и дополняйте его задания, на новых упражнениях отрабатывайте уже известные приемы, внося в них свои изменения.
  • Записывайте интересные ответы ребенка, собирайте его рисунки. Они пригодятся вам для того, чтобы глубже понять его, почувствовать, чем он живет, что его тревожит и радует.
  • В конце занятий проводите совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы.
  • Верьте в силу ребенка и помогите обрести эту веру ему, не давайте ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко все более трудным задачам.

Приложение

Библиография

  1. Н.В.Уварина, учитель начальных классов, «Из опыта работы по формированию основ творческой деятельности школьников»/ Начальная школа Х9, 1 995г.,с. 50-53
  2. Л.А.Розенберг. «Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников» / Начальная школа Х2, 1995г., с.25-28
  3. Е.Синицы на «Умные слова» / «Лист» Москва, 1998 г., с. 176
  4. Е.Синицына «Умная тетрадь» /Серия «Через игру - к совершенству», популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. М.: «Лист», 1998г. - 144с.
  5. Программа общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1-4) под ред. Н.А.Пудикова М.: Просвещение, 1992г.
  6. Бугриенко Е.А., Цукерман Г.А. «Учимся читать и писать»/ М.: Знание, 1994 г., 160с.
  7. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово /М.: Просвещение, 1982г. - 223с.
  8. Беженова М.О. Веселая грамматика - Д.: Сталкер, 1998г., 33бс.
  9. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знание, 1981г., 3Ч.6, №12.
  10. Нечаева Н.В., Андрианова Т.М., Остроумова А.В. Букварь - Самара: Корпорация «Федоров», 1995г.
  11. Вашохина Г. Речецветик. - Смоленск.: «Русич», 1996г.-96с.
  12. Каука Р. «Медвежонок Миша. Учимся играя»/ Пер. с нем. М.В.Медведевой. - М.: ЭКСМО, 1996г. - 96с.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967г.
  14. Петухов В.В. Психология мышления. - М.,1987г.
  15. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников. /Начальная школа, 1995г., 310, с.4-7.