Трудности при изучении сложных существительных на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа

Ключевые слова: немецкий язык


Изучение любой части речи языка требует определённых усилий как от учителя, так и от ученика. Связано это с тем, что части речи обладают большим количеством грамматических признаков. При изучении иностранных языков мы часто сталкиваемся с тем, что у одной и той же части речи в разных языках могут быть совершенно по-разному представлены морфологические признаки.

Особый интерес представляют сложные имена существительные, так как, во-первых, они достаточно широко представлены в современном немецком языке, а во-вторых, всегда возникают определённые трудности при их переводе. Как же следует изучать эту тему на уроке немецкого языка?

Наши учащиеся всегда достаточно быстро находят сложные существительные в тексте, если их попросить об этом: ведь они знают, что все существительные немецкого языка пишутся с большой буквы. Кроме того, сложные существительные выделяются в предложении по своему «объёму».

Прежде всего, нужно определить род сложного существительного. Если изучаемое нами слово стоит в Genitiv, Dativ, Akkusativ, то мы ставим его в Nominativ, с тем чтобы определить его грамматический род по артиклю.

Как известно, род сложного существительного определяется по последнему слову, которое является основным в этой форме.
Например:

der Feuerwehrmann= die Feuerwehr+ der Mann;

die Feuerwehr=das Feuer+die Wehr.

Учащимся бывает сложно определить, сколько слов соединено в сложном существительном. Именно поэтому все сложные слова мы разбираем графически (карандашом, цветными ручками) по составу.

Другая трудность состоит в том, что школьники не видят соединительных гласных между словами в составе сложных существительных. Поэтому при планировании своих уроков я всегда нахожу время (грамматические пятиминутки), чтобы повторить множественное число существительных, если их формы встретятся нам при чтении и переводе сложных существительных (например, такие слова, как die Jahreszeit, der Geburtstag, die Klassenzeitung, das Wörterbuch, die Haltestelle).

Третья трудность состоит в том, что ученикам трудно с первого раза правильно прочитать слово. В этом случае я ещё раз напоминаю обучающимся, что главное ударение сложных существительных всегда падает на первое слово.

Итак, при изучении сложных существительных мною были обозначены трудности, связанные с лексическим значением слов, со словообразовательным анализом слов, с произношением сложных существительных.

Для того чтобы у обучающихся не возникало трудностей подобного плана, мною были разработаны упражнения, закрепляющие тему «Сложные существительные». Эти задания представлены ниже:

Задание 1: прочитать и перевести следующие сложные существительные; объяснить их род. Составить с ними словосочетания и предложения.

Die Werkbank, die Arbeitszeit, der Jahresplan, die Freizeit, das Wohnzimmer, der Mitarbeiter, das Kraftwerk, das Atomkraftwerk, der Sonnenstrahl,
der Volkswirtschaftsplan, der Pionierlager, die Jahreszeit, der Geburtstag,
die Heldentat, die Klassenzeitung, das Wörterbuch, die Haltestelle,
die Feuerwehr, der Stundenplan, der Feuerwehrmann, die Hauptstadt,
das Tintenfaβ, der Schlittschuh, der Groβvater, das Sprichwort.

Задание 2: составить из данных существительных сложные существительные с переводом на русский язык.

Bestimmungswort

Grundwort

Die Kinder

+

der Garten

Der Zucker

+

die Dose

Die Feder

+

das Messer

Der Schnee

+

der Mann

Die Hand

+

der Schuh

Der Winter

+

die Ferien

Die Frau

+

der Tag

Die Klasse

+

die Gesellschaft

Задание 3: составить слова по таблице и перевести их.

Определительное слово

Соединительный звук

Основное слово

der Neben

-

fluß

die Garten

-

blume

das Haus

-

tier

der Drei

-

fuß

blau

-

äugig

voll

-

zählig

der Arbeit

s

tag

der Ausstellung

s

park

der Klasse

n

kampf

der Les

e

saal

das Lös

e

geld

Конечно, эти упражнения я даю постепенно, по мере того, как у школьников появляются успехи в освоении изучаемого материала. Как правило, тему «Сложные существительные» я повторяю вместе с моими учениками один раз в месяц на примере текста или с помощью упражнений на карточке.

Эта тема важна ещё и потому, что в немецком языке существуют и сложные прилагательные, и сложные глаголы, и сложные наречия, изучение которых неразрывно связано со сложными существительными.

Для поддержания интереса к изучению этой темы я прошу своих учеников, которые часто смотрят немецкие телеканалы (ARD, RTL, ZDF) по Интернету, записывать себе в тетрадь те сложные слова, которые им встретились в средствах массовой информации. В тетрадях моих учеников специально отведено место для записи сложных слов. После того, как слова ими записаны, разобраны графически по составу и переведены, мы обсуждаем их в классе. Самые интересные слова школьники записывают на доске с тем, чтобы их одноклассники смогли переписать к себе в тетрадь и выучить их. Дома учащиеся составляют словосочетания и предложения с записанными словами для того, чтобы ещё раз закрепить их в своей памяти и использовать в речевой практике. Такой «обмен» сложными словами мы проводим на наших уроках один раз в месяц. Особенно мне запомнились следующие сложные существительные:

  • die Rechtsschutzversicherungsgesellschaft «защита страховых компаний законом»;
  • das Rindfleischetikettierungsüberwachungsaufgabenübertragungsgesetz «Закон о передаче контроля за маркировкой говядины»
  • der Bahnsteigsignalwiederholer «платформенный повторитель сигнала»;
  • die Haus-Haus - Gepäckbeförderung «перевозка багажа «от дома к дому»;
  • der Leichtmetallspezialgüterwagen «специальный грузовой вагон с элементами из лёгкого металла»;
  • die Starkstromschutzerdung «защитное заземление сильного тока».

Своим опытом работы я периодически делюсь с коллегами на заседаниях ШМО учителей иностранного языка и на заседаниях РМО учителей немецкого языка.

Имею публикацию по данной теме во всероссийском журнале «Deutsch».

В дальнейшем планирую расширить количество современных педагогических технологий, мультимедийных образовательных ресурсов, раздаточного материала для качественного усвоения данного материала обучающимися на разных ступенях учебы в школе.