УМК «Школа России».
Тип урока - открытие новых знаний, урок- исследование.
Цели:
- сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова;
- формирование умений проверять безударные гласные в корне слова, обнаруживать орфограммы;
- повышать культуру речи и грамотность.
Задачи:
- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки безударных гласных в корнях слов;
- организовать деятельность по определению способа подбора проверочных слов;
- отрабатывать способы подбора проверочных слов.
Результаты:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Метапредметные:
- регулятивные:
- умение определять и сохранять цель;
- принимать установленные правила в планировании и контроле;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.
- познавательные: освоение способов работы со словарём; умение сравнивать, делать выводы;
- коммуникативные: умение работать в парах, группах, вести диалог.
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;
- развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.
Оборудование: учебник В.П.Канакина 3 класс, толковые словари, демонстрационные таблицы, карточки для работы в группах и для работы в парах.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
1. Организационный момент
- У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решение. Что это? Это наши ушки, глазки, ручки, голова. Повторим волшебные слова:
Мои ушки, чтобы слышать.
Мои глазки, чтобы видеть.
Мои ручки, чтобы правильно писать.
Моя головка, чтобы думать.
У меня всё получится!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Прилетела к нам сова - мудрая голова. В слове сова есть два одинаковых звука, а буквы разные. Что это за звуки? Какие буквы пропишем?
- Звуки (А), а буквы О и А.
Каллиграфическая минутка.
- Пропишем букву Аа Оо ао оа аа оо
В. дитель, подв.дник, в.да, в.дяной.
- Какую букву вставили в слова?
- В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? - Как проверить, какие буквы писать?
- От значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.
- Попробуйте сформулировать цель урока.
III. Постановка учебной задачи
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
- Кто готов стать сегодня исследователем?
- А кто такие исследователи?
- На столах лежат школьные толковые словари.
Работа в парах. Найдите значение этого слова в толковых словарях.
Один из учеников зачитывает: «Исследовать - подвергать научному изучению, выяснению».
- Давайте ознакомимся с планом - исследования.
План исследования.
1 этап - работа с однокоренными словами.
2 этап - объясни значения слова.
3 этап - информация Мудрой Совы.
4 этап - реши орфографические задачи.
5 этап - проблемная ситуация.
6 этап - итог исследования.
- Выполним 1 этап исследования - работа с однокоренными словами.
«Найдите лишнее слово».
водитель |
подводник |
вода |
водяной |
- Какое слово лишнее?
- Докажите, что это слово лишнее.
- Как называются остальные слова?
- Почему они однокоренные?
- Какую гласную нужно проверить? Назовите и запишите вначале проверочное слово, а затем проверяемые слова.
Вывод: - Каким правилом вы пользовались?
- Отлично. С этим заданием вы справились, значить сможете успешно выполнить упражнение из учебника 245.
- Прочитайте задание. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.
- Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.
(Дети выполняют упражнение самостоятельно).
- Сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа. (Взаимопроверка).
Работа в группах. Вы, ребята, на время становитесь гномами. Ваш брат -гном Лентяй не хочет учится, а вы должны помочь ему показать брату, что учиться интересно и нужно. А также, чтобы мы помогли ему решить орфографические задачи, с которыми он не может справиться. Поможем ему?
- 1 группа - Чистюли
- 2 группа - Смельчаки
- 3 группа - Добряки
- 4 группа - Весельчаки.
2 этап исследования - объясни значение слов.
Каждая группа должна исследовать и доказать, какую пропущенную букву нужно писать в их имени.
Каждой группе выдается рабочий лист. В процессе рассуждения вставляется правильная гласная.
Л.нтяй, В.сельчак, Ч.стюля, Гр.знуля, Д.бряк, См.льчак.
- Давайте задумаемся, почему этого гнома назвали Лентяем?
- Почему другого гнома зовут Весельчак? Как он живёт?
- Молодцы! А кто уже догадался, из-за чего двум гномам дали имена Чистюля и Грязнуля?
- А кого называют Добряком?
- Почему последнего гнома зовут Смельчак?
3 этап - информация Мудрой Совы
Прочитайте, что написано на карточках №1, лежащих у вас на ваших партах.
Дети читают карточки «про себя». Учитель вывешивает аналогичную табличку на доску. После прочитывают таблицу хором и проговаривают её смысл своими словами.
Видишь, как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значениями.
- Какое правило по этому способу проверки безударных гласных вы можете сформулировать?
Учитель помогает ребятам сформулировать правило проверки.
- Прочтите, что написано на карточках №2, которые лежат у вас на партах
Внимание! В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. Объяснение значения слова - это способ проверки корней! |
- Ребята, постарайтесь запомнить это правило, а табличку №2 оставьте как памятку.
4 этап - реши орфографические задачи.
Работа в группах:
- 1 группа -п...л..са, ч..шка, тетра..ь , ст..лица
- 2 группа - тр..ва, щ..вель , г..л..ва , ..зык
- 3 группа - цв..ты, к..л..сок, моро. , р..бята
- 4 группа - ст..ит, ж..вот, заво.., в..л..сок
- Найти и выписать слова, с орфограммой безударная гласная.
- Доказать (подобрать проверочное слово)
Взаимно проверка «Карусель» -ребята меняются в группах и проверяют друг друга.
IV. Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Вывод: Что помогло вам решить орфографические задачи?
5 этап - проблемная ситуация
Гном - Лентяй снова столкнулся с трудностью. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями, и он не может решить орфографическую задач. Мудрая Сова посоветовала им обратиться за помощью к вам.
1 группа
Пол. скать бельё.
Пол. скать котёнка.
2 группа
Сл.зать сметану.
Сл.зать с дерева.
3 группа
Зап. вать песню.
Зап. вать лекарство.
4 группа
Зелёные л.са.
Хитрая л. са.
Устно ребята доказывают выбор букв в словах.
- Кто не смог справиться с заданием?
Вывод: С заданием справились легко, потому что знаем новый способ проверки корней - это объяснение значения слова.
6 этап - итог исследования
- Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?
Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?
(Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.)
В лесу холодной осенью сиротливо.
- Почему так говорят о лесе?
Что означает слово «СИРОТЛИВО»?
- Это слово употребляется в предложении в прямом значении или переносном?
- А когда мы его употребляем в прямом значении?
Запишите предложение по памяти.
- Прочитайте ещё одно предложение.
За деревом пряталась красивая и рыжая лиса. (Записать по памяти)
V. Итог урока
- Какой итог исследования можно сделать?
- В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.
Объяснение значения слова - это способ проверки корней!
VI. Рефлексия
- Получился ли урок, каким мы его задумали?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Какое задание вызывало трудности?
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.
- Спасибо за продуктивную работу на уроке.