Правописание безударных гласных в корне слова. Урок-исследование

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», Безударные гласные в корне слова


УМК «Школа России».

Тип урока - открытие новых знаний, урок- исследование.

Цели:

  • сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова при выборе буквы в корне слова;
  • формирование умений проверять безударные гласные в корне слова, обнаруживать орфограммы;
  • повышать культуру речи и грамотность.

Задачи:

  • актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки безударных гласных в корнях слов;
  • организовать деятельность по определению способа подбора проверочных слов;
  • отрабатывать способы подбора проверочных слов.

Результаты:

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметные:

  • регулятивные:
    • умение определять и сохранять цель;
    • принимать установленные правила в планировании и контроле;
    • в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.
  • познавательные: освоение способов работы со словарём; умение сравнивать, делать выводы;
  • коммуникативные: умение работать в парах, группах, вести диалог.

Предметные:

  • организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;
  • развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.

Оборудование: учебник В.П.Канакина 3 класс, толковые словари, демонстрационные таблицы, карточки для работы в группах и для работы в парах.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

1. Организационный момент

- У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решение. Что это? Это наши ушки, глазки, ручки, голова. Повторим волшебные слова:

Мои ушки, чтобы слышать.
Мои глазки, чтобы видеть.
Мои ручки, чтобы правильно писать.
Моя головка, чтобы думать.
У меня всё получится!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Прилетела к нам сова - мудрая голова. В слове сова есть два одинаковых звука, а буквы разные. Что это за звуки? Какие буквы пропишем?

- Звуки (А), а буквы О и А.

Каллиграфическая минутка.

- Пропишем букву Аа Оо ао оа аа оо

В. дитель, подв.дник, в.да, в.дяной.

- Какую букву вставили в слова?

- В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? - Как проверить, какие буквы писать?

- От значения слова зависит выбор правильной буквы в корне.

- Попробуйте сформулировать цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

- Кто готов стать сегодня исследователем?

- А кто такие исследователи?

- На столах лежат школьные толковые словари.

Работа в парах. Найдите значение этого слова в толковых словарях.

Один из учеников зачитывает: «Исследовать - подвергать научному изучению, выяснению».

- Давайте ознакомимся с планом - исследования.

План исследования.

1 этап - работа с однокоренными словами.
2 этап - объясни значения слова.
3 этап - информация Мудрой Совы.
4 этап - реши орфографические задачи.
5 этап - проблемная ситуация.
6 этап - итог исследования.

- Выполним 1 этап исследования - работа с однокоренными словами.

«Найдите лишнее слово».

водитель

подводник

вода

водяной

- Какое слово лишнее?

- Докажите, что это слово лишнее.

- Как называются остальные слова?

- Почему они однокоренные?

- Какую гласную нужно проверить? Назовите и запишите вначале проверочное слово, а затем проверяемые слова.

Вывод: - Каким правилом вы пользовались?

- Отлично. С этим заданием вы справились, значить сможете успешно выполнить упражнение из учебника 245.

- Прочитайте задание. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова.

- Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выделите орфограмму.

(Дети выполняют упражнение самостоятельно).

- Сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа. (Взаимопроверка).

Работа в группах. Вы, ребята, на время становитесь гномами. Ваш брат -гном Лентяй не хочет учится, а вы должны помочь ему показать брату, что учиться интересно и нужно. А также, чтобы мы помогли ему решить орфографические задачи, с которыми он не может справиться. Поможем ему?

  • 1 группа - Чистюли
  • 2 группа - Смельчаки
  • 3 группа - Добряки
  • 4 группа - Весельчаки.

2 этап исследования - объясни значение слов.

Каждая группа должна исследовать и доказать, какую пропущенную букву нужно писать в их имени.

Каждой группе выдается рабочий лист. В процессе рассуждения вставляется правильная гласная.

Л.нтяй, В.сельчак, Ч.стюля, Гр.знуля, Д.бряк, См.льчак.

- Давайте задумаемся, почему этого гнома назвали Лентяем?

- Почему другого гнома зовут Весельчак? Как он живёт?

- Молодцы! А кто уже догадался, из-за чего двум гномам дали имена Чистюля и Грязнуля?

- А кого называют Добряком?

- Почему последнего гнома зовут Смельчак?

3 этап - информация Мудрой Совы

Прочитайте, что написано на карточках №1, лежащих у вас на ваших партах.

Дети читают карточки «про себя». Учитель вывешивает аналогичную табличку на доску. После прочитывают таблицу хором и проговаривают её смысл своими словами.

Видишь, как много слов, в корнях которых ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значениями.

- Какое правило по этому способу проверки безударных гласных вы можете сформулировать?

Учитель помогает ребятам сформулировать правило проверки.

- Прочтите, что написано на карточках №2, которые лежат у вас на партах

Внимание!

В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

Объяснение значения слова - это способ проверки корней!

- Ребята, постарайтесь запомнить это правило, а табличку №2 оставьте как памятку.

4 этап - реши орфографические задачи.

Работа в группах:

  • 1 группа -п...л..са, ч..шка, тетра..ь , ст..лица
  • 2 группа - тр..ва, щ..вель , г..л..ва , ..зык
  • 3 группа - цв..ты, к..л..сок, моро. , р..бята
  • 4 группа - ст..ит, ж..вот, заво.., в..л..сок

- Найти и выписать слова, с орфограммой безударная гласная.

- Доказать (подобрать проверочное слово)

Взаимно проверка «Карусель» -ребята меняются в группах и проверяют друг друга.

IV. Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Вывод: Что помогло вам решить орфографические задачи?

5 этап - проблемная ситуация

Гном - Лентяй снова столкнулся с трудностью. Ему встретились слова с одинаковыми по звучанию корнями, и он не может решить орфографическую задач. Мудрая Сова посоветовала им обратиться за помощью к вам.

1 группа

Пол. скать бельё.

Пол. скать котёнка.

2 группа

Сл.зать сметану.

Сл.зать с дерева.

3 группа

Зап. вать песню.

Зап. вать лекарство.

4 группа

Зелёные л.са.

Хитрая л. са.

Устно ребята доказывают выбор букв в словах.

- Кто не смог справиться с заданием?

Вывод: С заданием справились легко, потому что знаем новый способ проверки корней - это объяснение значения слова.

6 этап - итог исследования

- Итак, может ли значение слова помочь выбрать правильную букву в корне? Почему?

Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?

(Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.)

В лесу холодной осенью сиротливо.

- Почему так говорят о лесе?

Что означает слово «СИРОТЛИВО»?

- Это слово употребляется в предложении в прямом значении или переносном?

- А когда мы его употребляем в прямом значении?

Запишите предложение по памяти.

- Прочитайте ещё одно предложение.

За деревом пряталась красивая и рыжая лиса. (Записать по памяти)

V. Итог урока

- Какой итог исследования можно сделать?

- В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением.

Объяснение значения слова - это способ проверки корней!

VI. Рефлексия

- Получился ли урок, каким мы его задумали?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Какое задание вызывало трудности?

- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.

- Спасибо за продуктивную работу на уроке.