Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
Задачи: познакомить с понятием «склонение», с падежной системой русского языка, названием падежей; учить задавать падежные вопросы, определять падеж.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Изменять имена существительные по падежным вопросам;
- Знать название падежей;
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
- делать выводы по наблюдениям, обобщать;
- планировать действия при решении учебной задачи;
- соотносить свои выводы с учебником, дополнять и исправлять при необходимости.
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку;
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
- выявлять причины успешности / неуспешности в учебной деятельности.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные термины, понятия: падежи, падежные вопросы, склонение.
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для индивидуальной работы , карточки для работы паре, компьютер.
Ход урока
I. Оргмомент
Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.
- Ребята, вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться богатством и пополнить свой сундучок знаний.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас всё получится.
II. Чистописание
- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой.
- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? (лисичка- состоит из корня, суффикса и окончания, остальные - форма одного и того же слова)
- Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?
- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится? Дополните характеристику данного звука. Согласный [ч'] - это непарный глухой, непарный мягкий звук, шипящий, обозначается буквой «че».
- Какие орфограммы знаете, с данной буквой.
Запишите число, классная работа.
- Какая орфограмма? (Третье февраля)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
- Четыре ученика получают задания. Приложение 1
Снежки, снегирь, сугроб, Снегурочка, гнездо, пальто, Россия, хлопушки, санки.
1 ученик: разделить слова на 2 группы - одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
2 ученик: разделить слова на 2 группы - собственные/нарицательные имена существительные.
3 ученик: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.
4 ученик: разделить слова на 3 группы в зависимости от рода имён существительных.
2. Работа с оставшейся частью класса
На доске эти же слова.
Снежки, снегирь, коньки, сугроб, Снегурочка, гнездо, пальто, каникулы, Россия, хлопушка.
- Что общего между словами? (имена существительные). Что вы знаете об имени существительном? (Одушевлённое/ неодушевлённое, собственное/ нарицательное число, род, начальная форма-кто?, что?).
- Объясните выделенные орфограммы.
IV. Введение в новую тему
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?
- Хотите узнать что-то новое?
- Сегодня мы с вами продолжим раскрывать тайны имени существительного.
1) Знакомство со склонением имён существительных. (Стр.36 упр. 64)
Работа в паре.
Карточка: Приложение 2
- Прочитайте. Что вы прочитали? (текст)
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.
- Что заметили в этом тексте?
- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? (Поставить слово в правильную, нужную форму, изменить окончание). Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.
- Давайте проверим.
- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении? (Меняется окончание в зависимости от других слов)
- А почему оно изменяет свои окончания? (Изменяются вопросы)
- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.
Хвоя (чего?) сосны.
Прилетел (к чему?) к сосне.
Села (на что?) на сосну.
Растут (под чем?) под сосной.
Играли (на чём? ) на сосне.
- Почему изменилось окончание у слова СОСНА?
- Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.
- Продолжите высказывания:
Имена существительные могут отвечать на вопросы:
кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?
При изменении существительного по вопросам изменяется его ……… (окончание)
2) Определение темы урока
- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?
- Прочитайте правило в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.
3) Как называется изменение имён существительных по вопросам?
- Кто из вас может определить тему урока. (Падеж имён существительных)
- На какой вопрос должны ответить на уроке? (Что такое склонение имен существительных?)
Тема урока: Изменение имён существительных по падежам (склонение).
Сегодня на уроке: познакомимся с названием падежей и падежными вопросами, будем учиться изменять имена существительные по вопросам.
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с материалом в учебнике.
Узнаем от чего произошло название слова «падеж»?
- (Аня Пухлякова) Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.
- В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. Например, в немецком языке их только 4, а в финском их целых 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача - выучить 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно, красиво.
- Давайте познакомимся с падежами русского языка. Стр. 37, правило.
- Для того чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, ___________ вам расскажет сказку о падежах. Как же получили падежи своё название.
- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- Чтобы запомнить название падежей. Предлагаю вам выучить такую шуточную присказку.
Иван рубит дрова, варвара топит печку.
Рассматривание таблицы на стр.37
- Что вы можете рассказать по этой таблице?
- Каждый падеж имеет своё название.
- Каждый падеж имеет свои вопросы, при изменении вопроса, изменяется окончание у имен существительных.
ФИЗМИНУТКА
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
VI. Упражнение в склонении существительных
1) Коллективная работа по таблице.
- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово - подсказка (Раздаю каждому ученику таблицу падежей.) Приложение 3
- Что вы можете рассказать по этой таблице?
Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение, у каждого падежа имеется свой падежный вопрос, своё вспомогательное слово.
Именительный падеж есть кто? что? птица, сосна и т.д.
- Обратите внимание у одушевлённых и неодушевлённых имён существительных вопросы различные. Чтобы легче было определить падеж существительных, каждый падеж имеет слова подсказки, помощники, вспомогательное слово. Запомните падежные вопросы существительных и их слова - помощники. Обратите внимание при склонении
- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима».
- Давайте в столбик запишем название падежей сокращенно.
(зима - коллективно, я у доски, лиса - у доски ребёнок, трава - сам-но)
Смотрим в таблицу, находим падеж, вспомогательное слово, записываем, выделяем окончание)
Физминутка для глаз
2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.
- Измените по падежам - трава
- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)
3) Алгоритмом определения падежа имени существительного.
(Резерв - коллективно, устно)
На доске записаны словосочетания.
- Поставьте вопросы к выделенным словам. Определите падеж.
Бежал по дороге, вечер за книгой, напишем бабушке, рассказал о друге.
VII. Итог урока
- Наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке мы сделали ещё один шаг к познанию секретов русского языка. Повторим, что мы узнали сегодня на уроке. Пополним наш сундучок знаний.
- Что же мы узнали и чему научились на уроке?
- На какой вопрос мы должны были ответить?
- Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
- В русском языке 6 падежей. Назовите
- У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
- При склонении существительного меняется его окончание.
- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.
VIII. Домашнее задание
Выучить падежи, вопросы, слова - подсказки.
IX. Рефлексия
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Но прежде чем вы уйдете с урока, мне хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Приложение 4