Проект: «Волшебные пуговицы»

Разделы: Работа с дошкольниками


«Висит, скучает пуговица - спокойно ей живётся.
Не замечают пуговицу пока не оторвётся.»

Роман Сеф

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Проблема: В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится проблематичной, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. [Янушко Е.А.]

Вопрос, почему так происходит? И почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что все меньше и меньше говорят родители, которые заняты зарабатыванием денег. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки с наклейками вместо картинок для вырезания.

Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Волшебные пуговицы», где дети развивают мелкую моторику, расширяют кругозор посредством организованной познавательной - творческой деятельности.

Актуальность исследования: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность зрительная и двигательная память, речь.

Много лет назад М.Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.
Ученые установили тесную взаимосвязь между мелкой моторикой и речью. Было установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и за речь, находятся близко друг к другу. Чем точнее и слаженнее работа пальцев, тем лучше речь.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелкими предметами.

Развитие мелкой моторики рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи.

Тренировка движений пальцев рук и кистей способствует улучшению артикуляционных движений, готовит руку к письму.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Работая в этом направлении, мы используем разнообразные предметы деятельность: народные игры, игры с прищепками, игры с крупами и зернами, шнуровки, мозаики и конструкторы, игры с пуговицами.

Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания детских развивающих игр.

Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет), улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи. Во время занятий игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.

Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие компоненты составляющие основу психического здоровья и благополучия детей.

Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания проекта «Волшебная пуговица», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта: состоит в разработке системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами), работу с мелко нарезанной нитью, ниткография и в разработке конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.

Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Цель проекта: Развитие связной речи, мышления и творческих способностей через исследовательско-творческую деятельность с пуговицами.

Задачи проекта:

  • Обогащение сенсорного опыта детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр нетрадиционным способом;
  • Обогащать словарь детей за счет разучивания новых игр;
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, коммуникативные навыки через игру с пуговицами;
  • Развивать двигательную память, произвольность и точность движений;
  • Развивать способности координирования работы рук со зрительным восприятием;
  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ;
  • Развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
  • Формировать и развивать графические и коммуникативные навыки, тактильную чувствительность рук детей, пространственную ориентацию;
  • Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • После завершения проекта дети средней группы смогут:
  • Расширить свой кругозор через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения;
  • Проявлять интерес к предметам окружающего мира;
  • Использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами;
  • Уметь классифицировать пуговицы по различным признакам;
  • Реализация данного проекта поможет в развитии речи, мышления творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков.

Проблемные вопросы:

  • Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у детей среднего возраста?
  • Как более эффективно использовать игры и игровые упражнения с пуговицами во время занятий?
  • Чем разнообразить задания, что избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?

Этапы реализации проекта:

  1. подготовительный;
  2. основной;
  3. заключительный.

Подготовительный этап

  • Формирование проблемы.
  • Определение задач.
  • Подбор методической литературы по теме.
  • Подбор художественной литературы для чтения детям.
  • Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, игры).
  • Подготовка материала для творческой деятельности (пуговицы)
  • Составление перспективного плана мероприятий

Формы работы с детьми:

  • Обсуждение темы проекта;
  • Определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
  • Разработка маршрута проекта;
  • Обсуждение продуктов реализации проекта.
  • Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

Формы работы с родителями:

  • Проведение консультации «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц», «Пуговицы - как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста»;
  • Обсуждение темы, цели и задач проекта;
  • Привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала);
  • Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
  • Определение стратегий и механизмов реализации проекта;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Разработка маршрута проекта;
  • Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
  • Обсуждение продуктов реализации проекта.

Основной этап

Формы работы с детьми

Познавательная деятельность.

  • «Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах
  • «История возникновения пуговиц» - презентация
  • «Путешествие на машине времени» - сбор материала, о том, какая была пуговица в разные периоды истории
  • Загадки о пуговице (см. приложение 1).
  • Стихи о пуговице (см. приложение 2).
  • Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).
  • Приметы о пуговицах (см. приложение 4).

Игровая деятельность.

  • Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде»
  • Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».

Продуктивная деятельность.

  • Рисование: «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп).
  • Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»).
  • Аппликация: «Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет».
  • Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик», «Пирамидка», «Домик», «Гусеница»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.

Экспериментально-поисковая деятельность.

  • Рассматривание пуговиц под лупой.
  • «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица

Речевая деятельность.

  • Составление описательных рассказов о пуговицах.
  • Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи».
  • Придумывание сказок и историй.

Формы работы с родителями:

  • Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  • Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
  • Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

Заключительный этап

Формы работы с детьми, родителями:

  • Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.
  • Презентация проекта.

Образовательная область

Содержание работы

Познавательное развитие

Беседа: «Откуда появилась пуговица»
Презентация «История возникновения пуговицы»
Ситуация общения: «Пуговицы - носители информации»
Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, «Пирамидка», «Домик», «Гусеница»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
Конструирование «Пуговичные фантазии»

Познавательное развитие

Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Раздели на группы», «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде», «Выложи из пуговиц картину»

Художественно-эстетическое развитие

Чтение рассказа Г.П.Шалаева «Потерянная пуговица»
Чтение авторских произведений «Истории о пуговицах»
Чтение загадок, пословиц, стихов, примет о пуговицах.
Рисование: «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп)
Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»).
Аппликация: «Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет», «Ежик».
Творческое рассказывание «Бабушкина пуговица»
Рассказ из личного опыта «Как я научился застегивать пуговицы»
Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»
«Пуговица» (составление смешных историй и сказок)
Выставка совместных работ «Волшебные пуговицы»

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица

Заключение

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, с помощью методов нетрадиционной техники художественно-эстетического развития способствует у детей среднего возраста, формированию интеллектуальных способностей, способствует сoхранению физического и психологического здоровья. И все это напрямую готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению.

Предполагаемый результат достигнут. У детей появился интерес к предметам окружающего мира. Дети научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами. Умеют классифицировать пуговицы по различным признакам.

Поставленные задачи успешно решены.

Реализация данного проекта дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики, а также в художественно-эстетическом развитии у детей среднего возраста.

Активное участие родителей в создании совместной выставки позволило закрепить результаты проекта, а дети почувствовали себя более уверенными и успешными.

Приложение 5

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. «Рукотворный мир». - М., 2001.
  2. Дыбина О.В. «Что было до…. Игры - путешествия в прошлое предметов». - М., 2001
  3. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение.
  4. Новикова Т. Проектные технологии во внеурочной деятельности. // Нар.образование. - 2000. - №7.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод.работы. Дайджест журнала "Методист"./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2004.
  6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции дошкольника. //Сельская школа. - 2004. - №2.
  7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность дошкольника. - М., 2005.
  9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. - 2003. - №6.
  10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.
  11. http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html - История пуговицы
  12. http://lucky-alla.blogspot.ru/2012/03/blog-post_2402.html - Хочу всё знать