Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления.
Задачи:
- расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
- показать приемы критического мышления, используемые в своей практической деятельности.
Оборудование: проектор, презентация.
Ожидаемые результаты:
- знание приемов критического мышления;
- умение осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Я хочу поделиться своим опытом по теме «Формирование смыслового чтения через технологию развития критического мышления».
Чтение - это многофункциональный процесс. В современном информационном обществе оно носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения читать относятся к универсальным учебным действиям. Проблема получения, понимания и применения информации становится на первое место. От уровня сформированности читательских компетенций зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.
Поэтапное внедрение системы работы с текстовой информацией в начальной школе способствует формированию навыка смыслового чтения.
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.
Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)Что же такое грамотность? Ответим на этот вопрос. Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.
Особенности формирования читательской грамотности:
- Овладение техникой чтения (обучение грамоте)
- Формирование навыка чтения: строится на:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- выдерживать оптимальный темп чтения. - Формирование читательских интересов.
Чтобы ребёнка научить понимать и находить для себя нужную информацию, на уроках каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Вот мы и подошли ко второй части темы.
На экране вы видите десерт (торт), изучите его форму, цвет, фактуру, вкус из жизненного опыта.
У вас на столах карточки. В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют данный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных).
Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Даются объяснения).
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? (Конечно)
Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения».
Начнём с теории. Что такое критическое мышление и какие приёмы КМ используются на уроках в начальных классах.
Но для начала я хотела бы услышать от вас, как вы считаете.
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление в вашем понимании?
- Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления?
- Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления?
- А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?
Применять технологию можно на всех учебных предметах. КМ - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении - диалоги проходят в парах и группе - группы формируются в классе.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):
- 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
- 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
- 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.
С теоретической частью закончили, а теперь займёмся практикой. Приведу примеры приёмов развития критического мышления на уроке литературного чтения в 3 классе при изучении произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
1 этап - вызов
На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.
1. Приём «Ассоциации»
Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?
2. Приём «Корзина идей»
|
|
3. Приём «Верите ли вы»
4. Приём «Верные и неверные утверждения»
На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
2 этап - осмысление
На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
1. Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа.
Тонкие вопросы:
однозначный ответ. |
Толстые вопросы:
|
Кто….
|
Дайте объяснение почему…
|
Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
Тонкие вопросы:
однозначный ответ. |
Толстые вопросы:
|
1.Где сидела лягушка?
|
1.Почему лягушка решила отправиться в дальние края?
|
2. Приём «Ромашка вопросов»
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
- 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
- 2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
- 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то...»
- 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
- 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
- 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при изучении произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?
Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?
Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.
3. Приём "Концептуальная таблица"
С какой басней можно сравнить произведение В.М.Гаршина? Придумайте линию сравнения и заполните таблицу, работая в парах. Я раздам таблицы вам уже наполовину готовые.
Линия сравнения
|
Произведение
|
Произведение
|
Название |
«Лягушка-путешественница» |
«Ворона и Лисица» |
Жанр |
|
|
Каким языком написано произведение? |
|
|
Главные герои |
|
|
Можно ли прочитать по ролям? |
|
|
Почему пострадали главные герои? |
|
|
Линия сравнения |
Произведение
|
Произведение
|
Название |
«Лягушка-путешественница» |
«Ворона и Лисица» |
Жанр |
Литературная сказка |
Басня |
Каким языком написано произведение? |
Прозаическим |
Поэтическим |
Главные герои |
Лягушка, утки |
Ворона, лисица |
Можно ли прочитать по ролям? |
Да |
Да |
Почему пострадали главные герои? |
Лягушка пострадала, из-за любви к похвалам, из-за своего хвастовства. |
Ворона пострадала из-за любви к похвалам. |
3 этап - рефлексия
На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.
1. Приём «Синквейн»
Синквейн - это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
- 1 строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
- 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
- 3 строка - три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
- 4 строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
- 5 строка - одно ключевое слово, синоним к 1строке.
Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.
Пример синквейна:
1. Лягушка
2. Любопытная, сообразительная.
3. Изобретает, путешествует, хвастается
4. Изобретает необыкновенный способ путешествия
5. Путешественница.
2. Приём «Шесть шляп»
На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.
1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки.
2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой?
3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В.М.Гаршина?
4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Какие трагические события могли произойти с лягушкой?
5. Зелёная шляпа - шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?
Итог работы
Применяя приёмы ТКМ, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления.
Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала данной работой, она применима на всех ступенях обучения. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
Вопросы:
- Была ли полученная информация для Вас полезна?
- На каких уроках можно использовать приёмы КМ?
- Возможно ли в вашей практике использование приёмов КМ?
- Хотелось бы вам посетить открытый урок с применением КМ?
- Ваши пожелания выступающему.
Коллеги, спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.