Программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" для детей с умственной отсталостью

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


Развитие творческих способностей детей с умственной отсталостью через ручной труд

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (далее Программа) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Действующие законы РФ в сфере образования.
  2. Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормы.
  3. Устав ГБОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа»
  4. Учебный план ГБОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» на текущий учебный год.
  5. Иные действующие правовые документы ГБОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа».

Программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа.

Актуальность программы

Творчество и ребёнок - две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки и творчество - это то, что приносит радость ребёнку.

Творчество имеет важное значение для личностного развития в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста. А детское творчество невозможно без развития трудолюбия.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это особые дети, в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получают прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс.

Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и пр.) и направлена на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Цель творческой деятельности - это создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность; развитие творческих способностей и личностного потенциала детей с умственной отсталостью.

Поэтому тематика мероприятий должна составляться по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривая уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе.

Задачи:

  • научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
  • привить интерес к народному искусству;
  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Основные принципы программы

  • Включение обучающихся с умственной отсталостью в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Формы проведения мероприятий

  • экскурсии;
  • путешествия;
  • игры;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические конкурсы рисунков;
  • выставки работ.

Применение во время занятия игр, сюрпризных моментов, загадок, сказок, стихотворений, пословиц способствует психологической разгрузке, будит фантазию, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Для организации мероприятий необходимо руководствоваться следующими методами:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ;
  • наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
  • практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальное выполнение заданий.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Виды работ:

  • Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве.
  • Торцевание - достаточно новая и интересная техника, она привлекает детей своей красочностью воздушностью. Техника выполнения не очень сложная вполне доступна для детей с умственной отсталостью.
  • Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
  • Оригами - искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей - это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.
  • Пейп-арт - бумажное искусство. Эта техника (нить из салфеток) придумана в 2006 году Татьяной Сорокиной.
    Пейп-арт работает с дешёвым, бросовым материалом, тем самым даёт вторую жизнь уже отжившим предметам.
    Работа в данной технике влияет на проявление фантазии, творческих способностей, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук; формирует самостоятельность, ответственность, аккуратность.
  • Лепка из глины развивает мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Глина благодатный материал, маленькие комочки творят чудеса, рука становиться тверже, движения точнее.
  • Пластилинография - способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.
  • Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.
    Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.
    Работа с природным материалом - листьями, шишками, деревянными шпателями, ракушками, соломой - дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
  • Мягкая игрушка развивает вкус, фантазию, способствует творческому выражению индивидуальности.
    Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В.А.Сухомлинский.

Работа по ручному творчеству - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности на первых этапах ее становления.

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой - развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самому. Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы - важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы.

Таким образом, ручной труд способствует развитию творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, развивается глазомер, тактильное и зрительное восприятие, внимание, усидчивость, пространственная ориентировка на листе бумаги, эстетическое восприятие внимания, логического мышления и усидчивости. Поэтому занятия ручным трудом можно рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, Опыт моей работы показывает, что именно ручной труд в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения. Творческий процесс - это настоящее чудо. Здесь дети раскрывают свои уникальные способности, чувствуют пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. По фотографиям видно работу, которую мы с детьми проделали. Коллективные работы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, и развивать умение ребенка работать в коллективе.

Развитие творческих способностей у детей с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями); формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах человека, общества, государства.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: выставки, участие в конкурсах, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручными инструментами.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника, от руки или на глаз;
  • самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Содержание программы

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, с картоном, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 1-4 класс.

Работа с природным материалом. Содержание учебного материала для данного вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалах (сухие листья, трава, цветы, шишки, жёлуди, скорлупа грецкого ореха и др.), их свойствах, правилах заготовки; на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объёмных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов (шило, палочки с заострёнными концами, пластилин, клей).

Объекты труда: аппликация из листьев «Птица», аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки», объёмные изделия «Птица», «Паук» и др.

Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду труда позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага), расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объёмное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей изделия).

Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник, шлем), складная доска для настольной игры, рамка для фотографии, газеты к праздникам, открытые коробки и др.

Работа с пластилином. Содержание программного материала по этому виду труда способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом.

Объекты труда: картины с изображением животных, транспорт, времена года, государственные праздники.

Пейп-арт. Работа с дешёвым, бросовым материалом. Этот вид работы даёт вторую жизнь уже отжившим предметам.

Работа в данной технике влияет на проявление фантазии, творческих способностей, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук; формирует самостоятельность, ответственность, аккуратность.

Объекты труда: объёмные поделки из втулок от туалетной бумаги (животные, вазы, карандашницы, цветы), ватные диски.

Тематическое планирование. 3 класс

Количество учебных недель - 33.

1 ч. в неделю.

Количество учебных часов в год 33ч.

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Работа с природным материалом

8

3.

Работа с бумагой и картоном

8

4.

Работа с пластилином

7

5.

Работа с бросовым материалом

8

6.

Итоговое занятие

1

Критерии оценивания

В процессе формирования навыков необходимо осуществлять мониторинг, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для диагностики формирования каждого действия используем следующую систему:

  • 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
  • 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
  • 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Бальная система необходима воспитателю для диагностики сформированности личностных результатов по внеурочной деятельности начальные, промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении той или иной деятельности, получить общую картину сформированности навыков у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения (см. Приложение). Мониторинг заполняется воспитателем индивидуально.

Приложение. Мониторинг развития обучающихся на внеурочной деятельности «Умелые ручки» 2022-2023 уч.год

Параметры

ФИО

н.г.

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Слушает и действует по инструкции

Соблюдает правила техники безопасности

Умеет работать с шаблонами

Умеет работать ножницами

Умеет работать с пластилином

Умеет работать карандашами

Умеет складывать бумагу

Содержит своё рабочее место в порядке

Среднее значение

Литература

  1. Бахметьев А., Т.Кизяков «Оч. умелые ручки». Росмэн, 1999.
  2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111с. (Стандарты второго поколения)
  3. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками» М., Аквариум, 1998.
  4. Гусакова М.А. «Аппликация». М., Просвещение, 1987.
  5. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками». М., Сфера, 2000.
  6. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с., с илл. - (Внимание: дети!).
  7. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль, «Академия Развития», 1997.
  8. Аппликация и бумагопластика. - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: СОЮЗ, 1997.
  11. Зинкевич Т.Д., Евстигнеева Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. - С-Пб.: СОЮЗ, 2000.
  12. Мачихина В.Ф. под редакцией Провоторова В.П. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - М. Просвещение, 1978.