Презентация педагогического опыта на тему "Работа с детьми группы риска"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Свою работу как классного руководителя в школе я осуществляла в несколько этапов.

И начала с:

Изучения информации об учащихся классного коллектива.

  • личные дела учащихся;
  • результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
  • жизнедеятельность учащихся вне школы.
  • кто из ребят находится в зоне «группы риска»
  • кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине; в каких семьях проживают данные учащиеся.

У кого проблемы:

  • в обучении;
  • во взаимоотношении со сверстниками;
  • во взаимоотношении с родителями;
  • рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
  • комплексные проблемы.

Их проявлением было:

  • нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
  • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т.д.);
  • пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины
  • нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

В результате чего, в классе было выявлено 5 человек, которые находятся в зоне «группы риска» (!) и 2 человека, которые входят в «группу риска».

Составила карту на каждого ребенка, куда входят следующие критерии:

  • качества личности
  • поведение
  • общественная активность
  • общение в школе
  • некоторые специфические личностные особенности
  • общение в семье

Составила план работы с учащимися группы риска и определила направления:

  • индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, педагогические диагностики, проведение внеурочных занятий «В мире этикета» и т.д.

Была проведена следующая работа:

Работа с детьми «группы риска»

  • Индивидуальные и групповые беседы с детьми «группы риска» (цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими)).
  • Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания (убеждение, побуждение, поощрение, порицание)
  • Изучение интересов детей «группы риска» с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.
  • Привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, общественную деятельность.
  • Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных внеучебных мероприятиях.

Работа с родителями (индивидуальные и групповые беседы)

  • принимать самое активное участие в жизни семьи;
  • находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;
  • постоянно интересоваться проблемами детей;
  • ни в коем случае никогда не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым давая ему возможность самостоятельно принимать те или иные решения;
  • беспрекословно уважать право ребенка на собственное мнение;
  • с уважением относится к интересам всех членов семьи.

Тематика родительского правового всеобуча.

(Индивидуально-тематические консультации для родителей и беседы с ними)

  • Профилактика вредных привычек у детей «группы риска».
  • Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.
  • Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.
  • Влияние на психическое и физическое здоровье ребенка негативных СМИ.
  • Адекватность самооценки у детей «группы риска», ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).

Работа с социальным педагогом, педагогами организаторами, завучем по воспитательной работе и директором школы.

  • беседы индивидуальные и групповые, с детьми и совместно с родителями;
  • «совет профилактики»;
  • беседы у директора индивидуально и в присутствии родителей.

(На сегодняшний день, вопрос остается открытым в отношении троих. И сейчас встает вопрос о постановке двух учеников на внутришкольный профилактический учет, судьба другого находится в руках КДН.)

В связи с этим, было организовано родительское собрание на тему «Межличностные отношения учащихся в школе и дома».

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам взаимоотношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • побуждать родителей задуматься о стиле взаимоотношений с детьми;
  • выявить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители;
  • содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми;

Повестка дня:

  • знакомство родителей: с особенностями формирования отношений между детьми в классном коллективе, с результатами исследования межличностных отношений;
  • обсуждение поведения детей на уроках и перемене, совместное составление правил общения между детьми дома и в школе;
  • составление плана работы в соответствии с выявленными проблемами.

Решение:

  • Вести работу по установлению межличностных отношений между детьми в классе и дома.
  • Оказать посильную помощь в вопросах воспитания и обучения семьям
  • Привлечь на занятия во внешкольные кружки (повторно)
  • Собрать родительское собрание накануне повторного заседания КДН с целью обсуждения результатов проделанной работы.

Следующий шаг в моей работе - это тесное сотрудничество с психологом школы.