Свою работу как классного руководителя в школе я осуществляла в несколько этапов.
И начала с:
Изучения информации об учащихся классного коллектива.
- личные дела учащихся;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- жизнедеятельность учащихся вне школы.
- кто из ребят находится в зоне «группы риска»
- кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине; в каких семьях проживают данные учащиеся.
У кого проблемы:
- в обучении;
- во взаимоотношении со сверстниками;
- во взаимоотношении с родителями;
- рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
- комплексные проблемы.
Их проявлением было:
- нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
- эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т.д.);
- пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины
- нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
В результате чего, в классе было выявлено 5 человек, которые находятся в зоне «группы риска» (!) и 2 человека, которые входят в «группу риска».
Составила карту на каждого ребенка, куда входят следующие критерии:
- качества личности
- поведение
- общественная активность
- общение в школе
- некоторые специфические личностные особенности
- общение в семье
Составила план работы с учащимися группы риска и определила направления:
- индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, педагогические диагностики, проведение внеурочных занятий «В мире этикета» и т.д.
Была проведена следующая работа:
Работа с детьми «группы риска»
- Индивидуальные и групповые беседы с детьми «группы риска» (цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими)).
- Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания (убеждение, побуждение, поощрение, порицание)
- Изучение интересов детей «группы риска» с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.
- Привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, общественную деятельность.
- Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных внеучебных мероприятиях.
Работа с родителями (индивидуальные и групповые беседы)
- принимать самое активное участие в жизни семьи;
- находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;
- постоянно интересоваться проблемами детей;
- ни в коем случае никогда не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым давая ему возможность самостоятельно принимать те или иные решения;
- беспрекословно уважать право ребенка на собственное мнение;
- с уважением относится к интересам всех членов семьи.
Тематика родительского правового всеобуча.
(Индивидуально-тематические консультации для родителей и беседы с ними)
- Профилактика вредных привычек у детей «группы риска».
- Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.
- Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.
- Влияние на психическое и физическое здоровье ребенка негативных СМИ.
- Адекватность самооценки у детей «группы риска», ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).
Работа с социальным педагогом, педагогами организаторами, завучем по воспитательной работе и директором школы.
- беседы индивидуальные и групповые, с детьми и совместно с родителями;
- «совет профилактики»;
- беседы у директора индивидуально и в присутствии родителей.
(На сегодняшний день, вопрос остается открытым в отношении троих. И сейчас встает вопрос о постановке двух учеников на внутришкольный профилактический учет, судьба другого находится в руках КДН.)
В связи с этим, было организовано родительское собрание на тему «Межличностные отношения учащихся в школе и дома».
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам взаимоотношений между родителями и детьми.
Задачи:
- побуждать родителей задуматься о стиле взаимоотношений с детьми;
- выявить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители;
- содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми;
Повестка дня:
- знакомство родителей: с особенностями формирования отношений между детьми в классном коллективе, с результатами исследования межличностных отношений;
- обсуждение поведения детей на уроках и перемене, совместное составление правил общения между детьми дома и в школе;
- составление плана работы в соответствии с выявленными проблемами.
Решение:
- Вести работу по установлению межличностных отношений между детьми в классе и дома.
- Оказать посильную помощь в вопросах воспитания и обучения семьям
- Привлечь на занятия во внешкольные кружки (повторно)
- Собрать родительское собрание накануне повторного заседания КДН с целью обсуждения результатов проделанной работы.
Следующий шаг в моей работе - это тесное сотрудничество с психологом школы.