Правописание Ь на конце существительных после шипящих

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, Мягкий знак после шипящих


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (989 кБ)


Цели:

  • научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь на конце существительных после шипящих и работать по нему;
  • повторить признаки склонений существительного;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;
  • воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование:

  • письмо с заданиями, таблица - алгоритм, маркер;
  • сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Ход урока

Ι. Организационный момент

- Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия.

СЛАЙД №1

II. Повторение изученного

- Что такое «склонение»?

- Сколько склонений в русском языке?

- Признаки существительных 1 (2, 3) склонения?

- Как определить склонение существительного?

III. Каллиграфическая минутка

СЛАЙД №2

  • шшш
  • жжж
  • ччч
  • щщщ

- Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки).

- Запишите слова в тетрадь:

Карандаш, луч, нож.

Ночь, помощь, рожь.

- Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую)

- Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа - слова м.р., без Ь; 2-я группа - слова ж.р. с Ь).

- Запомните, это нам пригодится.

IV. Словарно-орфографическая работа

СЛАЙД №3

На доске записаны слова:

  1. лепесток
  2. процесс
  3. сочнение
  4. ришение
  5. палатка
  6. традиция
  7. падеш
  8. клас
  9. забота
  10. лапата

- Выпишите номера слов, записанных правильно.

1, 2, 5, 6, 9

- Подставьте

  • под цифрой 9 - букву Ш
  • под цифрой 5 - букву М
  • под цифрой 2 - букву А
  • под цифрой 6 - букву Ы
  • под цифрой 1 - букву К

- Какое слово получилось? (КАМЫШ).

- Что знаете об этом растении?

- Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная.

- Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом.

Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений).

V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока

СЛАЙД №4

На доске:

Дич ., полноч ., дрож ., плач ., ключ ., муж ..

- Как писать существительные? Где нужен Ь, а где - нет?

Сформулируйте тему урока.

- Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. - нет).

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5

  • Прочитай существительное.
  • Проверь, есть ли шипящая на конце.
  • Определи род.
  • В ж.р. - пишем Ь, в м.р. - не пишем Ь.

- Мы составили план действий, т.е. алгоритм.

Прочитайте правило в учебнике.

Физминутка

VI. Работа по закреплению

- У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце.

СЛАЙД №6

Работа в группах.

- Заполните блок-схемы карандашом.

Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7

VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке

- Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием).

- Придумайте свои примеры на это правило.

- Чтение вывода в учебнике (с. 36).

VIII. Самостоятельная работа с учебником

1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35-36).

2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36).

3. Определите склонение существительных.

- Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.

Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.

- Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь - другое правило). СЛАЙД №8

- Какую роль выполняет Ь в этих словах?

IX. Итог урока

СЛАЙД №9

- Что создали на уроке?

- Чему научились?

- Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих?

- Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного?

X. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 70.