Цели:
- научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь на конце существительных после шипящих и работать по нему;
- повторить признаки склонений существительного;
- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;
- воспитание положительной мотивации к учению.
Оборудование:
- письмо с заданиями, таблица - алгоритм, маркер;
- сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ход урока
Ι. Организационный момент
- Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия.
СЛАЙД №1
II. Повторение изученного
- Что такое «склонение»?
- Сколько склонений в русском языке?
- Признаки существительных 1 (2, 3) склонения?
- Как определить склонение существительного?
III. Каллиграфическая минутка
СЛАЙД №2
- шшш
- жжж
- ччч
- щщщ
- Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки).
- Запишите слова в тетрадь:
Карандаш, луч, нож.
Ночь, помощь, рожь.
- Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую)
- Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа - слова м.р., без Ь; 2-я группа - слова ж.р. с Ь).
- Запомните, это нам пригодится.
IV. Словарно-орфографическая работа
СЛАЙД №3
На доске записаны слова:
- лепесток
- процесс
- сочнение
- ришение
- палатка
- традиция
- падеш
- клас
- забота
- лапата
- Выпишите номера слов, записанных правильно.
1, 2, 5, 6, 9
- Подставьте
- под цифрой 9 - букву Ш
- под цифрой 5 - букву М
- под цифрой 2 - букву А
- под цифрой 6 - букву Ы
- под цифрой 1 - букву К
- Какое слово получилось? (КАМЫШ).
- Что знаете об этом растении?
- Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная.
- Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом.
Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений).
V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока
СЛАЙД №4
На доске:
Дич ., полноч ., дрож ., плач ., ключ ., муж ..
- Как писать существительные? Где нужен Ь, а где - нет?
Сформулируйте тему урока.
- Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. - нет).
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5
- Прочитай существительное.
- Проверь, есть ли шипящая на конце.
- Определи род.
- В ж.р. - пишем Ь, в м.р. - не пишем Ь.
- Мы составили план действий, т.е. алгоритм.
Прочитайте правило в учебнике.
Физминутка
VI. Работа по закреплению
- У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце.
СЛАЙД №6
Работа в группах.
- Заполните блок-схемы карандашом.
Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7
VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке
- Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием).
- Придумайте свои примеры на это правило.
- Чтение вывода в учебнике (с. 36).
VIII. Самостоятельная работа с учебником
1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35-36).
2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36).
3. Определите склонение существительных.
- Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.
Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.
- Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь - другое правило). СЛАЙД №8
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
IX. Итог урока
СЛАЙД №9
- Что создали на уроке?
- Чему научились?
- Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих?
- Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного?
X. Домашнее задание
Выучить правило, упр. 70.