Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
Резкое падение интереса учащихся к Русскому языку приводит к снижению грамотности, неумению правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития познавательной мотивации школьников на каждом уроке русского языка и литературы.
Этому способствует использование:
- разнообразных форм и методов работы на уроках;
- возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
- дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
- приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
- создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
- накопление краеведческого материала;
- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
- наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.
Каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех. Чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы и, чтобы работа была продуктивной, я использую в течение урока различные виды деятельности.
На уроках русского языка:
- различные виды диктантов: словарные, выборочные диктанты (используются для закрепления или повторения орфограмм); проверочные и контрольные диктанты (используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся);
- объяснительные и предупредительные диктанты (используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок); свободные и творческие диктанты (их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов);
- работа с текстом на уроке - интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника;
- карточки - позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся;
- тестирование - используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и (11 класс);
- работа с опорными схемами и таблицами - позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать на позиции автора. Стать автором не только творческих работ, сочинений, то и отдельных предложений, высказываний.
Воспитать у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво подбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Сочетать индивидуально-групповые формы работы, использовать дифференцированный подход к детям, дидактические игры, проблемно-поисковые методы работы, различные формы учебной работы: уроки КВН, уроки-викторины, уроки-сказки, уроки-путешествия.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на уроке. Уроки должны быть чётко спланированы, насыщенны разнообразным материалом, что способствует развитию активности учащихся.