«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии, а точнее изотерапии.
В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции собственной деятельности, неустойчивое внимание, избегание произвольных действий. Эти их особенности затрудняют процесс обучения и усвоения программного материала на всех возрастных ступенях. Такая ситуация побуждает педагогов постоянно искать новые эффективные способы, приёмы, пособия для активизации процесса коррекционно-развивающего обучения.
Одним их новых интересных инструментов нами был выбран прозрачный мольберт. Он представляет собой деревянную раму с небьющимся магнитным стеклом внутри. Прозрачный мольберт - по-настоящему многофункциональное пособие. При его использовании можно решать множество задач коррекционной работы: расширение сенсорного опыта, развитие психических функций и речи, развитие пространственных представлений, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, различных видов анализа и синтеза, эмоциональной и произвольной сферы ребёнка. Ещё одно достоинство данного пособия - возможность для ребёнка выполнять задания и работать стоя, свободно двигаться, что является для многих детей элементом комфорта, постоянно меняются динамические позы, что влияет на профилактику нарушения осанки. А постоянная смена угла зрения при работе на мольберте способствует профилактике нарушений зрения.
В работе с прозрачным мольбертом можно использовать широкий спектр нестандартных творческих техник и материалов:
- рисование и левой, и правой рукой, и одновременно двумя руками, для стимуляции межполушарного взаимодействия;
- рисование пальцам, ладошками, кулачками;
- рисование разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штампами, листьями, печатками, поролоновыми валиками, ватными палочками и др.),
- рисование гуашью, пальчиковыми красками, маркерами, кремом, зубной пастой и т.д.
Также возможно использование многообразного стимульного материала для активизации деятельности: цветной фон, сюжетная картинка, изображения различных объектов, контурные изображения.
Прозрачный мольберт может быть использован разными специалистами.
В работе психолога он является инструментом изо-терапии. Особенности детей, отмечаемые психологом - тревожность и неумение начать рисовать, однообразие рисунков и выбираемых цветов, неумение работать в паре и подгруппе, страхи и проблемы с поведением. Для решения этих проблем педагог-психолог использует упражнения и игры с прозрачным мольбертом:
- Рисуем по очереди (если ребенок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером);
- Рисуем в паре;
- Рисуем с натуры. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребенка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для начала рассмотрите игрушку или предмет вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
- Рисуем портрет. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.
- Рисуем сказку. Использование прозрачного мольберта в сказкотерапии.
Во время рисования по стеклу у детей активно развивается воображение, и, со временем, пропадает тревожность и страх. Мольберт легко можно переносить с места на место, а летом выносить на прогулку. Это инновационное пособие позволяет создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми, помогает эмоциональному раскрепощению детей в творчестве (например, у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами).
В работе дефектолога прозрачный мольберт тоже находит применение. С учётом особенностей детей с ОВЗ, выражающихся в слабости психической деятельности, отставании формирования восприятия и пространственных представлений, мелкой моторики, использование данного пособия помогает решать коррекционно-развивающие задачи.
Формирование и закрепление сенсорных эталонов: цвет-форма-величина. С этой целью используются упражнения «Обведи фигуру», «Нарисуй по точкам», «Дорисуй», «Уменьши фигуру», «Раскрась заданным цветом» и т.п.
Формирование и закрепление первоначальных математических представлений. Используются упражнения «Нарисуй столько же», «Нарисуй больше (меньше)», «Сравни множества» и т.п.
Формирование и закрепление умения различать, сравнивать объекты окружающего мира. Упражнения «Подбери картинку к рисунку», «Нарисуй предмет», «Дорисуй, чего не хватает», «Раскрась по образцу» и т.п.
Развитие пространственных представлений: «Нарисуй вверху - внизу, справа, слева», «Диктант с фигурами», рисование линий в разных направлениях.
Развитие мелкой моторики: рисование различных линий разными способами, с использованием различных инструментов или пальцами.
На логопедических занятиях можно так же успешно применять прозрачный мольберт. Особенно на занятиях по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и ориентировки, зрительного анализа и синтеза.
На занятиях по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников логопедом могут использоваться следующие упражнения с использованием прозрачного мольберта.
- Упражнение «Геометрический диктант». Развитие пространственной ориентировки.
- Упражнение «Нарисуй картину». Развитие пространственной ориентировки с отработкой пространственных значений предлогов.
- Упражнение «Назови, кто рядом. Назови соседей». Развитие пространственной ориентировки с отработкой пространственных значений предлогов.
- Упражнение «Допиши букву». Развитие умения узнавать букву и конструировать ее из элементов.
- Упражнение «Буквы запутались в паутинке». Формирование умения находить на «зашумленном» прозрачном мольберте заданную букву.
На любом занятии для детей с ОВЗ с использованием прозрачного мольберта необходимо использовать приёмы активизации познавательной деятельности: «Поможем Мишке, Кукле…», «Кто быстрее нарисует», «У кого красиво получилось» и т.п.
Примеры заданий и упражнений с прозрачным мольбертом.
Упражнение «Нарисуй картину»
Задача: Развитие пространственной ориентировки, с отработкой пространственных значений предлогов.
Ход: Учитель прикладывает к стеклу дерево (или любой другой предмет: стол, шкаф, домик…) с обратной стороны прозрачного мольберта и предлагает «нарисовать картину» располагая предметы справа, слева, между, над, под, за по отношению к предмету. В зависимости от возраста ребёнка, инструкции могут быть разной сложности.
Упражнение «Назови, кто рядом (назови соседей)»
Задача: Развитие пространственной ориентировки с отработкой пространственных значений предлогов.
Ход: 1 вариант. Нарисовать на прозрачном мольберте изображения разных предметов, фигур. Учитель просит найти изображение какого-то предмета и назвать, что изображено слева, справа от него.
2 вариант. В центре мольберта нарисовать предмет или поместить изображение предмета. По инструкции надо нарисовать предмет в нужном направлении по отношению к заданному (справа, слева, вверху, внизу)
Упражнение «Дорисуй предмет. Допиши букву»
Задача: Развитие умения анализировать предмет и его части, конструировать букву из элементов.
Ход: На обратной стороне мольберта размещается листок, на котором изображены предметы с недостающими частями или буквы с недостающими элементами. Ребёнок вместе с учителем рассматривает картинку, определяет, чего не хватает и дорисовывает недостающую деталь или элемент буквы. Для школьников, как вариант, можно «зашифровывать слова» с нужными буквами, и после дописывания элементов попросить ребёнка их прочитать.
Упражнение «Ищи предмет. Буквы запутались в паутинке»
Цель: Формирование умения находить на «зашумленной картинке» заданный предмет или букву.
Ход: С обратной стороны прозрачного мольберта прикладывается лист с «зашумленными» картинками или буквами. Ребёнку предлагается найти и обвести предмет или букву. После выполнения задания лист убирается, и на мольберте остаются нарисованные предметы, написанные буквы.
Упражнение «Сравни, посчитай»
Цель: формирование и закрепление навыка сравнения, уравнивания множеств.
Учитель рисует на мольберте две группы предметов (человечков, домиков, цветочков, шариков и т.п.) соотнесено, по парам. Просит ребёнка определить, всем ли хватило пар? (поровну, больше - меньше). Можно попросить ребёнка сделать так, чтобы стало поровну (добавить или убавить предмет).
Упражнение «Загадки»
Цель: развитие образного мышления, межполушарного взаимодействия.
Педагог загадывает загадки. Ребёнок рисует отгадки. Можно рисовать, используя разные техники, двумя руками.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (луна)Рисуют луну спонжами.
Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно все сошло. (снег)Рисуют снег мятой бумагой.
Его весной и летом.
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
Рисуют дерево пальчиком (ватной палочкой, кисточкой)
Упражнение «Рисуем сказку»
Цель: учить слушать сказку, развивать эмпатию, эмоциональный отклик.
Педагог читает сказку. Ребёнок, совместно с педагогом делает зарисовки по содержанию. Затем рассказывает сказку по картинкам.
Подводя итог, можно сказать, что использование прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ помогает решать коррекционно-развивающие задачи, позволяет повысить познавательную активность детей, самоконтроль и внимание, снизить уровень тревожности, неуверенности, негативных поведенческих реакций. А также добиться положительных результатов в развитии понимания речи, активного словаря и письменной речи.