«Музыка - не только облагораживающий фактор,
что воспитывает, но и целитель здоровья».
В.М.Бехтерев
На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) как основу для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.
Итак, музыкотерапия является наиболее интересным и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
Во-первых, музыка влияет на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
- Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно оказывать влияние даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор из-за звуков имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
- Физиологический фактор музыки способен изменять разные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
- Психологический фактор из-за ассоциативной связи, медитации способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.
В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Различные виды музыки влияют на разные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев - клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях - прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
В-четвертых, музыка позволяет усовершенствовать дыхательную функцию косвенно. К примеру, играя на духовом инструменте, ребенок должен подстроить свое дыхание к тому размеру, что заложен в пьесе. Это верно и для других нюансов музыки.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть - 20 вдохов в минуту, страх - 60 вдохов, гнев - 40 вдохов.
В соответствии с этим, воздействуя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.
В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Подразумевается, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии отрицательных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
Музыку можно рассматривать как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Иными словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.
У каждого человека есть любимая музыка, действующая на его душу наиболее эффективно. Какое же влияние на человека оказывают разные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, существенно изменяющиеся в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.
- В григорианских песнях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.
- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение стойкости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, подходящую для занятий или работы.
- Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.
- Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
- Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные виды, как в сновидениях.
- Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять грусть, повысить общительность.
- Румба, меренга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться; самба, однако, отличается редким свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.
- Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может разбудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
- Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, у которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.
- Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может возбуждать нас, повышать активность.
- Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворения.
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: всевозможные НАСТРОЕНИЯ - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безвольность, легкомыслие, серьезность; ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности - силу, легкость, длительность, направленность, широту, пространственность; самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; СТЕПЕНЬ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ и т.п. Звуковая (интонационная) и временная (ритмичная) природа музыки позволяет ей выражать необходимое эмоциональное состояние как ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций.
Предлагаю методические рекомендации к проведению музыкотерапии в разных возрастных группах в разных режимных моментах.
Использование музыки в режимных моментах
Режимные моменты |
Результат влияния музыки |
Содержание произведений |
Утро, прием детей |
Создание положительного эмоционального фона |
Классические произведения, детские песни |
Утренняя гимнастика |
Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день |
Современная ритмичная музыка, детские песни |
Занятие по физической культуре |
Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день |
Современная ритмичная музыка, детские песни |
Занятия по изобразительной деятельности |
Развитие творческой инициативы, фантазии и воображения |
Классические произведения, современная инструментальная музыка, народная музыка (при создании образов декоративного творчества) |
Физкультминутки, динамические паузы |
Позитивный эмоциональный заряд |
Современная ритмическая музыка, детские песни, классические произведения |
Дневной сон |
Эмоциональное расслабление |
Классические произведения, современная инструментальная музыка |
Релаксация |
Снятие психического напряжения |
Классические произведения, современная инструментальная музыка |
Необходимость владения данными навыками повышает требования к психологической и художественной компетентности педагога, к арсеналу его личных творческих способностей быть сразу и создателем, и актером, и музыкальным оформителем, и режиссером, разыгрывающим музыкально-ритмизированный спектакль с учетом целебного психофизиологического влияния.