Музыка как эффективный метод оздоровления и исцеления

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Профессия — педагог


«Музыка - не только облагораживающий фактор,
что воспитывает, но и целитель здоровья».

В.М.Бехтерев

На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) как основу для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

Итак, музыкотерапия является наиболее интересным и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Во-первых, музыка влияет на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

  1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно оказывать влияние даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор из-за звуков имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
  2. Физиологический фактор музыки способен изменять разные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
  3. Психологический фактор из-за ассоциативной связи, медитации способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Различные виды музыки влияют на разные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев - клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях - прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвертых, музыка позволяет усовершенствовать дыхательную функцию косвенно. К примеру, играя на духовом инструменте, ребенок должен подстроить свое дыхание к тому размеру, что заложен в пьесе. Это верно и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть - 20 вдохов в минуту, страх - 60 вдохов, гнев - 40 вдохов.

В соответствии с этим, воздействуя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Подразумевается, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии отрицательных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

Музыку можно рассматривать как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Иными словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

У каждого человека есть любимая музыка, действующая на его душу наиболее эффективно. Какое же влияние на человека оказывают разные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, существенно изменяющиеся в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

- В григорианских песнях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение стойкости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, подходящую для занятий или работы.

- Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

- Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

- Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные виды, как в сновидениях.

- Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять грусть, повысить общительность.

- Румба, меренга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться; самба, однако, отличается редким свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.

- Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может разбудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

- Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, у которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

- Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может возбуждать нас, повышать активность.

- Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворения.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: всевозможные НАСТРОЕНИЯ - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безвольность, легкомыслие, серьезность; ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности - силу, легкость, длительность, направленность, широту, пространственность; самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; СТЕПЕНЬ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ и т.п. Звуковая (интонационная) и временная (ритмичная) природа музыки позволяет ей выражать необходимое эмоциональное состояние как ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций.

Предлагаю методические рекомендации к проведению музыкотерапии в разных возрастных группах в разных режимных моментах.

Использование музыки в режимных моментах

Режимные моменты

Результат влияния музыки

Содержание произведений

Утро, прием детей

Создание положительного эмоционального фона

Классические произведения, детские песни

Утренняя гимнастика

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмичная музыка, детские песни

Занятие по физической культуре

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмичная музыка, детские песни

Занятия по изобразительной деятельности

Развитие творческой инициативы, фантазии и воображения

Классические произведения, современная инструментальная музыка, народная музыка (при создании образов декоративного творчества)

Физкультминутки, динамические паузы

Позитивный эмоциональный заряд

Современная ритмическая музыка, детские песни, классические произведения

Дневной сон

Эмоциональное расслабление

Классические произведения, современная инструментальная музыка

Релаксация

Снятие психического напряжения

Классические произведения, современная инструментальная музыка

Необходимость владения данными навыками повышает требования к психологической и художественной компетентности педагога, к арсеналу его личных творческих способностей быть сразу и создателем, и актером, и музыкальным оформителем, и режиссером, разыгрывающим музыкально-ритмизированный спектакль с учетом целебного психофизиологического влияния.