Воспитание здорового образа жизни детей на данный момент можно отнести к одной из актуальных проблем дошкольного образования. Мы считаем, что именно с этого возраста важно начинать приобщать детей к культуре ЗОЖ. Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, а так же воспитание двигательной и гигиенической культуры дошкольников становится базой для успешной реализации программы воспитания и обучения в целом [1].
Целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа в дошкольном образовательном учреждении и семье влияет на успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому активно применяем здоровьесберегающие технологии, ежедневно проводим утреннюю гимнастику для того чтобы укрепить костно-мышечный аппарат, развить сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Зарядка воспитывает привычку дошкольников к ежедневным занятиям физическими упражнениями и способствует развитию ЗОЖ.
В режимные моменты включаем подвижные и спортивные игры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, различные физкультминутки с целью укрепления здоровья дошкольников и улучшения их эмоционального состояния, а также развитие мелкой моторики. Ежедневно стараемся создавать благоприятные условия для того, чтобы дети могли спокойно и вовремя заснуть, а после тихого часа мы выполняем комплекс необходимых закаливающих процедур. С помощью применения дидактических и сюжетно-ролевых игр нам удается привить детям культурно-гигиенические навыки, они являются одним из важных компонентов ЗОЖ.
Одновременно с использованием инновационных технологий мы считаем, важно учитывать фактор воздействия на личность ребенка атмосферу родственных эмоциональных связей [2].
Семья является авторитетом и играет важную роль в формировании здорового образа жизни детей. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. В ходе наблюдений мы заметили что воспитанники усваивают образ жизни взрослых, их привычки и их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей влияет на формирование у детей стремления заниматься спортом в свободное время всей семьей. Совместные туристические походы пешком, на лыжах, на велосипедах, игры и участие в коллективных соревнованиях развивают интерес и приобщают к занятиям физической культурой. Основной задачей для семьи является воспитание нравственного отношения ребенка к своему здоровью. Оно выражается в желании и потребности быть здоровым и начинать вести здоровый образ жизни [3].
Свою работу по данной теме мы начали с выявления стиля семейного воспитания по тесту-опроснику родительских отношений А.Я.Варга, В.В.Столина. Проанализировав данные, мы сделали выводы о том, что оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдаются у 51% испытуемых, нейтральный уровень отмечается у 39% семей, а отрицательный характер проявляется у 10% опрошенных.
Для выявления представления детей о здоровом образе жизни нами были проведены индивидуальные беседы с ними. Проанализировав результаты, мы сделали вывод о том, что знания детей сформированы у 76% респондентов. Они знают что такое ЗОЖ и как можно поддерживать свое здоровье. 19% детей имеют допустимый уровень представлений о здоровом образе жизни. А вот у 5% опрошенных уровень сформированности ниже допустимого, они практически ничего не знают о ЗОЖ.
С целью определения роли семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников, мы провели анкетирование родителей воспитанников группы. По данным анкетирования можно сделать вывод, что 67% родителей имеют знания о здоровом образе жизни ребенка, но не у всех оно сформировано правильно. 24% семей придерживается ЗОЖ, но не все учитывают его тонкости. 9% опрошенных проводит с детьми различные гимнастики, процедуры закаливания и придерживаются правильного питания.
На основании полученных результатов нами были разработаны методические рекомендации по формированию здорового образа жизни дошкольников в семье. Они направлены на разнообразие методов, которые родители могут использовать в жизни. Было предложено активно применять занимательные беседы на темы укрепления и сохранения ЗОЖ, рассказы, чтение и обсуждение книг и многое другое. Напомнили им о том, что важно учитывать возрастные особенности ребенка при выборе этих методов и не забывать про личный пример.
В работе с родителями мы приняли решение сделать упор на знакомство и пропаганду формирования здорового образа жизни детей и активное вовлечение семей в нее. Нами активно применяются традиционные и нетрадиционные формы работы, проводятся родительские собрания, консультации, коллективные, индивидуальные беседы и совместные развлечения. Данные мероприятия пробуждают у родителей интерес и способствуют развитию двигательных навыков воспитанников. С целью формирования навыков здорового образа жизни у детей активно проводим совместные физкультурные досуги и спортивные праздники. Данные развлечения позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества.
Так же в своей работе применяем практические семинары и дни открытых дверей. Мы считаем, что при соблюдении единых требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности и гигиенических процедур будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни дошкольников.
В работе по данному вопросу практикуем так же информационные бюллетени и рекламные буклеты с призывом вести здоровый образ жизни самим и приучать к этому своих детей. Организовываем тематические выставки, оформляем уголки здоровья, папки-передвижки с материалом по формированию у детей привычки вести ЗОЖ. Для активного и удобного онлайн сотрудничества с родителями создали групповые чаты в мессенджерах «Viber» и «Telegram», где проводим консультации для семей и отправляем им полезную информацию по соблюдению ЗОЖ.
Организуя работу по данной теме, акцентируем внимание родителей на то, что важно и интересно вести здоровый образ жизни. Убеждаем их в том, что это является отличным примером для ребенка и залогом семейного здоровья.
Организация спортивных праздников, досугов и развлечений помогает нам достичь максимальной физической активности детей старшего дошкольного возраста. В ходе данных форм работы осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью формирования у детей привычки к ЗОЖ и развития физических и нравственных качеств, которые станут фундаментом их здоровья.
Совместно с семьями воспитанников так же принимаем активное участие в городских спортивных соревнованиях и конкурсах, таких как: «Фитнес вместе с мамой», первенства по видам спорта. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия с участием взрослых и детей помогают еще больше сблизить и сплотить семьи воспитанников, обеспечивают преемственность в соблюдении единства требований в развитии здоровья ребенка.
Проанализировав проделанную работу, можем сделать вывод о том, что разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни помогает развивать у детей чувство ответственности за свое здоровье, прививает у них желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Мы убедились, что активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Хотим выделить, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается во взаимодействии с семьей. Совместные занятия ребенка с родителями спортом и личный пример взрослых являются одним из основных аспектов воспитания. Благодаря проведенным мероприятиям отмечается повышение активности взрослых так и детей [4].
Таким образом, процесс взаимодействия детского сада и семьи по данному вопросу будет эффективным при правильно организованных психолого-педагогических условиях, при обеспечении сотрудничества педагогов с родителями, при обогащении знаний сохранения и укрепления здоровья детей, а так же при правильно организованном процессе управления деятельностью коллектива.
Уже сейчас можем говорить о положительных изменениях. У родителей повысилась компетентность в вопросах здорового образа жизни, расширился кругозор воспитанников. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем работу по данному направлению. Будем открывать для себя новые формы взаимодействия с участниками образовательного процесса, которые помогут нам достигать высоких результатов в воспитании и развитии физического здоровья дошкольников.
Список литературы
- Воробьева М. И. Воспитание здорового жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 7
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
- Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. - Шадринск: дисс. канд. пед. наук, 2004. - 203 с.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.