Класс: 7.
Базовый учебник: Перышкин А.В. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2017.
Цель урока: научить применять основные положения о строении вещества для объяснения природных явлений.
Задачи урока:
-
формирование познавательных универсальных учебных действий:
- умение объяснять явления природы с помощью положений о строении вещества и знаний об агрегатных состояниях вещества;
-
формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий:
- умение строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками путем представления творческого продукта,
- умение слушать одноклассников и вступать с ними в диалог,
- воспитывать настойчивость, любознательность, культуру умственного труда;
-
формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- умение применять моделирование для предоставления информации, контролировать и оценивать результат своей учебной деятельности.
Тип урока: Урок применения предметных умений.
Технология построения урока: технология театральной педагогики.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Деятельность учащихся на уроке:
- разыгрывают сценки;
- отвечают на вопросы;
- оценивают себя и друг друга;
- моделируют физические процессы;
- рефлексируют.
Необходимое оборудование: чайник с горячей водой, стакан, чайная ложечка, корзинка с пирожками, стакан с маслом, яйцо, мука, соль, сахар, деревянное полено, шесть наполненных воздухом воздушных шариков, Бумажная кастрюля (коробочка из картона (плотной бумаги)), спички, сухое горючее или спиртовка, стеклянная молочная бутылка, очищенное вареное яйцо, эбонитовая палочка, кусочек меха (шерстяной лоскут), кусочек ваты.
Структура и ход урока
Дорогие ребята! В этом году вы начали изучать новую, но очень трудную науку - физику. Сегодня наше мероприятие мы назвали "Посвящение в юные физики".
Физика - одна из самых древнейших наук о природе. Она создана великими учеными: Архимедом, Ньютоном, Ампером. Благодаря физике люди научились видеть в темноте, запускать спутники, посылать Сегодня наш урок мы назвали "Посвящение в юные физики".
А вы, ребята, достойны звания юных физиков?
Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем одной из величайших наук о природе - физике. Прошло много времени после того, как в сочинениях одного из ученых древней Греции - философа Аристотеля, величайшего мыслителя древности, жившего в IV веке до нашей эры, появилось слово физика (греческое слово фюзис означает природа). В русский язык это слово ввел в XVIII веке, когда он издал в переводе с немецкого первый учебник физики. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.
1 ведущий. Вокруг нас происходят всевозможные природные явления - выпадение осадков в виде снега, дождя, града; роса и иней, ветры, облака и т.д. Все эти природные явления можно объяснить, зная законы физики. Почему идет дождь? Нельзя ли вызвать дождь по желанию человека? Как животные могут переносить зимнюю стужу? Сотни, тысячи «как», «почему» встают перед нами. Ответы на многие вопросы дает наука о природе - физика. Главная задача физики - открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. Зная эти законы, вам легче будет жить на этой планете.
Сценка № 1 «Малыш и Карлсон»
Выходят Карлсон и Малыш. Карлсон выносит чайник, чашку.
Карлсон: Ты знаешь Малыш, я так люблю пить чай с вареньем, сахаром, конфетами и плюшками. Я всегда знаю, когда в вашем доме пекут плюшки.
Малыш: А как ты об этом догадываешься?
Учитель, обращаясь к классу: Ребята, а вы можете ответить на этот вопрос? Как Карлсон догадывается о том, что в доме Малыша пекут плюшки?
Дети отвечают на вопрос.
Карлсон: Малыш, ты любишь холодный или горячий чай?
Малыш: Я люблю холодный. А ты Карлсон какой любишь чай?
Карлсон: А я люблю горячий, потому, что он быстрее становиться сладким.
Малыш: Почему горячий чай быстрее становиться сладким?
Учитель, обращаясь к классу: Ребята, а вы знаете, почему горячий чай быстрее становиться сладким, чем холодный, если в него положить сахар?
Дети отвечают на вопрос.
Сценка № 2 «Красная шапочка и Волк»
Выходят Красная шапочка и Волк. Красная шапочка выносит корзинку с пирожками и продуктами для приготовления теста: мука, яйцо, масло, соль, сахар, молоко.
Волк: Здравствуй Красная шапочка. Куда ты направляешься?
Красная шапочка: Я иду к бабушке, она заболела, и несу ей пирожки.
Волк: А ты угостишь меня пирожком?
Красная шапочка: Конечно, угощайся.
Волк: Какие вкусные пирожки, а как ты их готовила?
Красная шапочка: Я использовала для приготовления пирожков вещества в разных агрегатных состояниях.
Учитель, обращаясь к ученикам: Ребята давайте назовем в каком состоянии вещества, которые Красная шапочка использовала для приготовления пирожков.
Красная шапочка, выкладывая продукты из корзинки на стол: Я взяла яйцо и растопленное масло, муку, молоко, соль, сахар замесила тесто и испекла пирожки.
Ученики называют, в каком состоянии находятся все перечисленные красной шапочной вещества.
Сценка № 3 «Снегурочка»
Снегурочка: Мое тело изготовлено из снега и льда.
Учитель, обращаясь к ученикам: В каком агрегатном состоянии находятся снег и лёд?
Дети отвечают на вопрос.
Снегурочка: Но когда наступит весна, я начну таять.
Учитель, обращаясь к ученикам: Какой процесс будет происходить с телом Снегурочки?
Дети отвечают на вопрос.
Снегурочка: Но вот только я не знаю при какой температуре это произойдет.
Учитель, обращаясь к ученикам: А вы ребята, знаете, при какой температуре начинает таять лёд?
Дети отвечают на вопрос.
Снегурочка: Когда я растаю я стану жидкостью. Но на следующий год, зимой, я возможно опять появлюсь на свет, если вы ребята вылепите меня из снега и льда.
Учитель, обращаясь к ученикам: Ребята, а при какой температуре отвердевает вода?
Дети отвечают на вопрос.
Сценка № 4 «Папа Карло»
Выходит Папа Карло с поленом в руках.
Папа Капло: Я Папа Карло мне очень скучно жить одному и мне хотелось бы иметь сыночка. У меня есть волшебное полено, оно твердое.
Учитель, обращаясь к ученикам: Ребята, какими свойствами обладают твердые тела?
Дети отвечают на вопрос.
Папа Капло: Чтобы изготовить Буратино, мне необходимо приложить усилия при обработке полена.
Учитель, обращаясь к ученикам: Скажите, ребята, а зачем Папе Карло надо прилагать усилия, чтобы изготовить Буратино?
Дети отвечают на вопрос.
Моделирование молекулярного строения твердых, жидких и газообразных веществ.
Учитель приглашает шесть учащихся класса, раздает им воздушные шарики, изображающие молекулы вещества и предлагает смоделировать расположение молекул в твердом, жидком и газообразном состоянии вещества.
Давайте немного поиграем.
1. Конкурс «Всё физическое»
Ваша задача: прослушав пословицы или поговорки поставить им в соответствии одну из физических величин.
- Пеший конному не товарищ;
- Поспешишь - людей насмешишь;
- Тише едешь - дальше будешь.
О какой физической величине идет речь?
(Ответ: скорость)
2. Конкурс "Четвертый лишний"
Из данных четырех слов одно лишнее. Нужно найти его и объяснить, почему оно лишнее.
- Литр, секунда, метр, килограмм (литр) - не является единицей СИ.
- Пружина, стакан, стекло, ключ (стекло) - это вещество, остальные тела.
- Путь, килограмм, плотность, время (килограмм) - не является физической величиной.)
Конкурс проводим в виде игры «Ромашка». Выбираются три участника. На листах изображены ромашки. Вы должны полностью охарактеризовать предложенную вам физическую величину заполняя, лепестки ромашки (путь, скорость, время).
Учитель, обращаясь к ученикам: Зная физику, вы, ребята, сможете объяснять многие интересные явления, которые происходят вокруг нас.
ОПЫТ 1: «Подъем тарелки мылом» (по теме "Сила взаимодействия молекул")
Возьмите тарелку, налейте в нее воды и сразу слейте. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, поверните несколько раз и поднимите вверх. При этом с мылом поднимается и тарелка. Почему?
Ответ старшеклассников.
Объяснение: подъем тарелки с мылом объясняется взаимодействием молекул тарелки и мыла.
ОПЫТ 2: «Несгораемый пластиковый стаканчик»
Налейте воду в пластиковый стаканчик и внесите его в пламя спиртовки. Вода нагревается, закипает, а стаканчик не плавится. Почему?
Объяснение: все тепло от спиртовки передается воде, так как она имеет очень большую теплоемкость.
Опыт № 3: Извержение Везувия
Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.
Этапы проведения опыта
- В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
- В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.
Объяснение опыта
Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.
Опыт № 4: Электризация, шарик превращается в лицо
Решение сегодняшнего мероприятия оглашают магистры.
1). Посвятить в физики учеников седьмого класса.
2). Ученикам выше названного класса:
- Беспрекословно выполнять требования учителя на уроках физики.
- Не пропускать уроки без уважительных причин.
- Систематически выполнять в полном объёме домашние задания.
- По всем непонятным вопросам обращаться к учителю.
- Учиться только на «4» и «5».
- Не опаздывать на уроки.
- На уроках поддерживать идеальную дисциплину.
- Быть хорошими людьми.
Клятва юных физиков
ВЕДУЩИЙ: Вы, ребята, молодцы!
Изучайте физику.
Ведь физика - для нас не просто звук,
Физика - основа и опора
Всех без исключения наук!
Музыка. Всем учащимся 7-х классов вручаются медальки "Юный физик".
Спасибо за участие.