Из опыта работы по организации проектной деятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектная деятельность, мотивация к обучению


Одной из главных задач обучения иностранному языку является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логически мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Проектная деятельность позволяет задействовать и развить большое количество навыков и умений в практико-ориентированном задании, расширить кругозор. В процессе своей профессиональной деятельности, работая над проблемой повышения мотивации учащихся, я пришла к выводу, что наиболее полно с проектной методикой можно работать не только на уроках, но и во внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат. Как показывает опыт работы учителя, проекты, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету "иностранный язык", совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким проектам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

Настоящая статья посвящена опыту работы над региональным сетевым проектом «Робинзонада» в год 300-летия романа британского писателя Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Организатором проекта выступил региональный клуб учителей иностранного языка в составе «Учительской ассоциации предметных клубов Рязанской области». Основные мероприятия проекта включали региональный конкурс комиксов о биографии писателя и онлайн-викторину по творчеству Д.Дефо и его книге «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

На работу над проектом отводился временной промежуток в два месяца (с конца октября до середины декабря). В региональном сетевом проекте участвовали 13 команд из разных районов Рязанской области. Команды получали задания и размещали отчет об их выполнении на сайте регионального координатора проекта.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов.

1. Необходимо было создать аккаунт в Google и сформировать команду из учащихся 9 класса. В состав команды были включены наиболее мотивированные учащиеся Юсифова Р. и Асюнькин И. Роль учителя - школьного координатора, члена команды, я взяла на себя.

С учащимися были обсуждены проблемные вопросы проекта, а также правила работы в группе, правила безопасного поведения в Интернете и соблюдение авторского права.

Первым заданием проекта стало создание «Визитной карточки» команды в единой общей Google Презентации "We are Travellers" («Мы - путешественники»), которая впоследствии была размещена на сайте проекта в разделе "We are Travellers".

Нам, как команде-участнику, выделялся один слайд в общей презентации, на котором мы разместили всю информацию о себе на английском языке:

  • название образовательной организации;
  • название команды;
  • ФИ руководителя;
  • девиз;
  • пожелание другим командам.

2. На следующем этапе мы с участниками команды познакомились с возможностями сервиса по созданию комиксов https://www.storyboardthat.com/ru и зарегистрировались в нём.

В ходе проекта на сервисе Веб 2.0 в Интернете в приложении Storyboard That наша команда должна была создать комикс по биографии и творчеству британского писателя Даниэля Дефо на английском языке, в котором соединялись бы навыки креативного письма с IT компетенциями.

На этом этапе ребятам предстоял поиск информационно-справочных материалов и решение проблемных вопросов:

  • Что нам известно о биографии и творчестве английского писателя Даниэля Дефо?
  • Какой жанр он основал в художественной литературе?
  • Что нам известно о романе Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», его сюжете и персонажах?

Этот этап был очень важен для работы над проектом. Ребятам приходилось не только отбирать и структурировать информацию из обширных источников, параллельно читать роман Д.Дефо, но и осваивать интерфейс сервиса Веб 2.0 в Интернете в приложении Storyboard That для создания комикса. Ведь без знания технологии составления комикса, требований и характеристик, его изобразительных возможностей невозможно было получение качественного конечного продукта.

В ходе работы над проектом мы с ребятами охотно обменивались идеями и представлениями о сюжете, о действующих лицах комикса, месте действия и повествовании, продумывали особенности, привычки, поступки героев. И, наконец, самое главное на данном этапе - тщательно продумывали сценарий и способ подачи информации.

Когда сложилось представление об исследуемой области, мы приступили к воплощению наших идей. Наша задача состояла в том, чтобы, используя минимум текста, выразить главную идею комикса. Ребята решили оформить текстовую часть в виде интервью с главным персонажем - Даниэлем Дефо, где в качестве журналиста выступает член нашей команды. Название комикса на английском языке звучит «An unknown interview». Учащиеся успешно справились с этой задачей и смогли удовлетворить одно из самых сложных и главных требований в создании комикса: уместить огромный объем информации в нескольких остроумных фразах не более чем на 10 кадрах. Параллельно с оформлением текстовой части учащиеся продумывали дизайнерскую составляющую и в ходе непрерывных доработок смогли достичь желаемого эффекта. Комикс выглядел визуально приятным и эстетичным, по содержанию интересным и информативным, а главное - его отличали структурированность, последовательность и законченность в изложении информации.

Приложение

Наш комикс был размещен на сайте сетевого проекта на подстранице Comic Strip Contest и по итогам рейтинга комиксов команд-участниц набрал максимальное количество баллов.

Рейтинг комиксов команд-участниц

  1. Three Men in a Boat - An Unknown Interview - 239 баллов
  2. Captain Grant's Children - The Life and Strange Surprising Adventures of One Tortoise - 237 баллов
  3. Paddington - The parrot's story - 235 баллов
  4. ADVENTURERS - A BIRD IN THE HAND IS WORTH TWO IN THE BUSH - 232 балла
  5. Optimists - Amazing life and work of Daniel Defoe - 229 баллов
  6. Pilgrims - The exciting life of Daniel Defoe - 227 баллов
  7. The Funny Guys from Beregovoye - The Life and the Surprising Adventures of Daniel Defoe - 226 баллов
  8. Travel Club (Zarechenski Michael, Aleshin Andrew, form 9) - Google knows everything - 223 балла
  9. DREAM TEAM - A strange dream - 220 баллов
  10. Young and Adventurous - A new life on an island - 211 баллов
  11. Travel Club (Lutikova Alena, form 6) - Robinson Crusoe's diary - 210 баллов
  12. Back to the Future - An interesting dream - 207 баллов
  13. Cheerful Tourists - To Stay Alive - 190 баллов

Следующим заданием сетевого проекта стала онлайн-викторина на английском языке (работа в Google Форме) по творчеству и биографии Даниэля Дефо. (30 вопросов на множественный выбор - 40 минут).

От нашей команды в ней приняла участие Юсифова Р., которая заняла третье место по итогам викторины.

Рейтинг участников викторины для 8-9 классов по биографии и творчеству английского писателя Даниэля Дефо

  1. Успенская Карина, 8 класс (Adventurers) - 27 баллов
  2. Зареченский Михаил, 9 класс (Travel Club) - 26 баллов
  3. Юсифова Рафаэля, 9 класс (Three Men in a Boat) - 25 баллов
  4. Масленникова Ксения, 8 класс (Optimists) - 23 балла
  5. Ларина Анна, 8Б класс (Pilgrims) - 21 балл
  6. Стельмах Александр, 9 класс (Adventurers) - 20 баллов
  7. Ларина Мария, 8Б класс (Pilgrims) - 19 баллов
  8. Понер Владислав, 9 класс (DREAM TEAM) - 19 баллов
  9. Козуб Виктория 9 класс (DREAM TEAM) - 18 баллов
  10. Сысоева Мария, 8Б класс (Pilgrims) - 18 баллов
  11. Нестратова Екатерина, 9 класс (Back to the Future) - 17 баллов
  12. Юдин Олег, 9 класс (The Funny Guys) - 14 баллов

В ходе работы над проектом на всех его этапах (создание команды, формулирование заданий, определение источников информации, поиск и обработка информации, отбор конкретных фактов, анализ проделанной работы, формулирование выводов, обсуждение способа оформления и подачи материала, подведение итогов), учащиеся постоянно обращались к своему субъективному опыту. Учитель-координатор принимал во внимание все их идеи по содержанию и оформлению, стимулировал их инициативу, поощрял проявление самостоятельности и творчества, создавал условия для самореализации и формирования нового личностного опыта и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Из вышеизложенного следует, что участие в сетевом проекте расширило страноведческий кругозор школьников (в нашем случае в области «Выдающиеся люди, их вклад в мировую культуру»), способствовало развитию умения креативного письма на английском языке и информационных компетенций (за два месяца участники проекта научились создавать комиксы на сервисе Storyboard That). У учащихся в ходе работы проявились такие качества, как самостоятельность, творчество, инициативность, коммуникативные умения учебного сотрудничества и совместной деятельности с руководителем проекта. Участие в региональном сетевом проекте способствовало вовлечению обучающихся в активный диалог культур.