Функциональная грамотность - это повседневная мудрость, способность человека решать задачи за пределами парты, школы, учиться правильно строить свою жизнь, не теряясь в ней, это способность находиться в отношениях с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это достаточный уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное существование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Современная ситуация развития России, ее конкурентоспособность, четко обозначили новые приоритеты в области школьного образования, которые должны соответствовать мировым стандартам. Сегодня одним из главных показателей освоения основной образовательной программы начального общего образования выступает наличие у ребенка функциональной грамотности.
Что же такое «функциональная грамотность»? Зачем она нужна?
По мнению российского педагога, члена-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» это понятие звучит так: «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
А Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» говорит так: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Если рассматривать эти понятия, то можно выделить основные признаки функционально грамотной личности: это самостоятельность, непрерывное самообразование и саморазвитие, умение жить среди людей, обладание ключевыми компетенциями, помогающими ориентироваться и эффективно функционировать в меняющихся условиях жизни.
Функциональная грамотность включает в себя несколько компонентов: математическую грамотность, финансовую, естественно-научную, читательскую, глобальные компетенции, критическое мышление. Развитие этих компетенций происходит на протяжении всего процесса образования, на каждом учебном, внеурочном предмете, на занятиях в системе дополнительного образования.
Методика формирования функциональной грамотности учащихся построена на использовании системного, лично-ориентированного, деятельностного и дифференцированного подходов.
Главным подходом является системный. На моих уроках принцип системности реализуется в виде единой цели - для ответа на вопрос: «Какие ценности мы должны у себя развивать для того, чтобы наша страна была процветающей?» Каждый урок - это обсуждение, размышление, творческое осмысление детьми одной из этих ценностей, которая не забывается на последующих уроках, а складывается в общую копилку человека - гражданина, патриота.
Немало важным является и деятельностный подход, который позволяет каждому школьнику практиковать творческую деятельность и развивает индивидуальный опыт получения и анализа информации.
Личностно-ориентированный подход способствует обеспечению и поддерживанию процессов саморазвития и самореализации учащихся и развитию их индивидуальности.
Для реализации данных подходов я стараюсь организовать занятия, как правило, в игровой или проектной форме. Это помогает ребятам разобраться в таком сложном процессе, как создание своей системы ценностей самостоятельно. Они сами ищут ответы на вопросы о том, какие ценности стоит выбирать в жизни, на какие источники опираться в поиске смыслов, чтобы будущее было успешным и благополучным. Решению данной задачи на практике способствует использование во время урока метода ценностно-смыслового самоуправления, разработанного академиком Международной академии общественных наук Андреем Всеволодовичем Курбатовым. Первая ступень метода состоит в том, что дети, отвечая на вопрос, о том какие ценности нужно выбрать народу для процветания нашей Родины, определяют 10 ценностей, на свое усмотрение, сначала индивидуально, потом в парах, далее объединяясь в четверки, восьмерки и в конечном итоге обсуждая, споря, приводя различные аргументы, выбирают 10 ценностей всем коллективом. Как правило, дети выбирают вечные ценности: любовь, семью, дружбу, верность, здоровье и т.д. На втором этапе идет сложная работа над смыслом каждой из выбранных ценностей, этому и посвящены уроки. Возможно, в итоге, дети придут к пониманию, что первый их выбор был в чем-то ошибочным, и они согласятся его подкорректировать. В любом случае, мастерство владения этим методом подразумевает предоставление ученикам права свободного самоопределения, возможности совершать ошибки, анализировать их и исправлять.
Дифференцированный подход учитывает способности, интересы и склонности учащихся при выполнении ими разного рода деятельности и решении различных ситуаций.
Уроки по работе над смыслообразованием выбранных детьми ценностей проходят очень интересно, и это достигается путем использования именно дифференцированного подхода. Каждый ученик имеет возможность донести свое понимание центральной ценности урока тем способом, который ему близок: от обычного устного сообщения, написанного стихотворения, картины, исполненного танца или театрализации, создания открытки, газеты или литературного очерка до снятого ролика или исполненной песни на данную тему.
Своеобразием начального этапа в системе целостного образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Одна из функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Приходя в школу, ребенок хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни важным человеком - учителем. Сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном участии. На следующем этапе усиление самостоятельности детей обеспечивается за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации им учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала младшего ученика, затем и самого себя).