Инновационные подходы к решению проблем современных родителей детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с


Дошкольное учреждение располагает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, потому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Конструктивное разностороннее взаимодействие дошкольного учреждения с семьей является значимым направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие взрослых, которые воспитывают, положительно отражается на физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Одним из самых значимых факторов для правильного воспитания ребенка, является взаимоотношения в семье: взаимоотношения к ребенку обоими родителями, отношения самих родителей друг к другу, также отношение родителей к другим людям. Также весьма важна в воспитание ребенка информированность на основании его возраста. Информация для ребенка является довольно значимым элементом в жизни, так же та информация, которую дают родители, воспитывает личность ребенка. Совместные дела открывают подлинный характер своего ребенка, и в случае, если характер ребенка прямо скажем не очень, будет время на воспитание характера.

Рассмотрим типы семейного воспитания и отношение родителей к детям:1

______________

1 Виноградова Н.А. Управление дошкольным образованием. - М.: Юрайт, 2015.

1. Воспитание по типу "Золушки" - открыто демонстрировать негативные эмоции по отношению к ребенку.

2. Воспитание в условиях увеличенной моральной ответственности - сочетаются высокие требования с недостатком внимания к ребенку, меньше заботятся о нем. Родители уверены, что развитие ребенка идет не так как нужно, предъявляют требования, которые ребенок исполнить не в состоянии.

3. Гиперсоциальное воспитание - тип воспитания, который встречается у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе, то есть, которые зависят от социальной оценки: "Все должно быть культурно и правильно, как у людей". В основном, родители не видят или не хотят подмечать проблемы. В будущем ребенку из данной семьи будет трудно проявить свои отрицательные эмоции, подавляемые требованием "Ты должен".

4. Тревожно-мнительное воспитание - когда родительская любовь перерастает в страх потерять любимого, единственного ребенка. В результате ребенок делается пассивным, обидчивым, робким и тревожным, особенно если такой является мать.

5. Гиперопека (гиперпротекция)

Потворствующая гиперопека - ребенок находится в центре семьи, семья старается максимально удовлетворить его потребности.

Доминирующая гиперопека - жесткий контроль. Родители не показывают своей любви и вместо покровительства относятся к нему строго, реализовывают надзор за его общением со сверстниками. Такой ребенок чувствует дефицит эмоционального и физического контактов, не показывает инициативу, рассеян, робок, пассивен и безответственен.

6. Воспитание в культе болезни - преувеличивают физическую слабость ребенка. У него появляется представление о том, что он особый из-за своей болезни. В будущем данные дети выражают пессимизм.

7. Гипоопека (гипопротекция) - ребенок предоставляется самому себе, родители не контролируют его, не интересуются им.

8. Жестокое отношение к детям - основное средство воспитания - физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т.д.), наказание.

9. Противоречивое воспитание - неустойчивость и быстрая смена стиля, приемов воспитания, которые формируют у ребенка безразличие и упрямство к требованиям. Вследствие неверного семейного воспитания родители навязывают детям роли, которые Э.Г.Эйдемиллер назвал патологизирующими детскими ролями. Это система ролей, которая возникает в связи с воздействием членов семьи, которые имеют психологические проблемы и обуславливается неосознанным стремлением к их компенсации за счет психического здоровья ребенка.

Чего родители ждут от воспитателя? Вот список самых популярных ожиданий:

  1. Воспитателю необходимо быть мудрым и понимающим педагогом. Он должен, помогать малышу привыкнуть к новым правилам и соблюдать их дальше, сохранять уважительное отношение к маленькому человеку.
  2. Нужно, чтобы воспитатель нравился ребенку, который будет мирно ходить в сад, не боясь встретиться с ним.
  3. Он не при каких обстоятельствах не применит угрозы, физические наказания, запугивания, моральное унижение.
  4. Воспитатель обязательно научит ребенка чему-нибудь новому. Этому, может быть, он не научится дома.

Родители ждут, чтобы их малышу было комфортно в саду, а им самим спокойно за него, пока они на работе.

Родители от детского сада хотели бы получить:

  • максимально полную информацию о ребенке
  • советы по общению с ребенком
  • советы психолога.2

_______________

2 Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. № 8.

Семья в настоящее время в большей мере, чем ранее нуждается в помощи (медицинской, социальной, педагогической). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания - это гибкая проработанная психологическая педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Нужно воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, интересную содержательную жизнь, эмоциональный комфорт и дома и в детском саду. На наш взгляд, это дозволит развитию главных способностей ребенка, способности общаться со сверстниками и обеспечит благополучную социализацию в обществе.

Современные родители довольно образованы, имеют доступ к информации по педагогике, но довольно часто пользуются случайной литературой, беспорядочно и потому знания у родителей хаотичны.

На сегодняшний день проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается довольно актуальной, приобретает временами обостренный характер. Трудности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут связываться, к примеру, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим порой место недоверием родителей к воспитателям.

Семьи часто не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируют это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально-защищенными, не вырабатывают у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают соответственных условий для укрепления его здоровья;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • применяют непедагогические методы в отношении ребенка (физические и моральные наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют кушать или, напротив, не следят, чтобы он все съел;
  • ограничивают свободу ребенка;
  • не принимают меры по отношению гиперактивных и агрессивных детей, особенно, если их ребенка укусили.

Со своей стороны, дошкольное учреждение предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении, как недостаточно компетентным воспитателям, которые не выполняют свои обязанности по отношению к собственным детям, не создают необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.3

_______________

3 Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

Хорошо или плохо то, что родители не занимаются с детьми? Что это: формируется самостоятельность или родители «спихивают» детей, решают свои проблемы?

Отвечая на данный вопрос, хотелось бы подчеркнуть значимость занятий с детьми. Довольно часто родители говорят своим детям: "Постой, сейчас поиграем", "Я скоро освобожусь", "Побудь немного один" и т. п. Много ли времени проводят родители, уделяют ребенку свое внимание? Как показывает практика, к несчастью, мамы и папы мало уделяют времени совместной работе с ребенком. В дошкольном возрасте значимым видом деятельности для ребенка является игра. Собственно там мальчики и девочки развиваются и учатся общаться. То есть, дети остаются одни среди массы игрушек, не имеют возможности даже общаться. А родители в современное время стараются проявить свое внимание к малышу чем? Покупкой новых машинок, конструктора, кукол. Потом оказывается, что для ребенка это только радость на пару минут, когда подарок не подкрепляется совместным занятием. Потому ребенок начинает привыкать, что ему почти все достается с большой долей легкости.

Теперь выделим два перспективных направления работы с семьями воспитанников:

Преодолеть существующие противоречия: формализм, кризис доверия, внешнюю активизацию работы с семьей.

Сформировать новую философию в работе с семьей, которая направлена на перестройку позиций: дошкольное учреждение вызвано взаимодействовать с родителями для полноценной реализации уставных задач.

Основные задачи своей работы дошкольное учреждение видит в обогащении воспитательных умений родителей, распространение положительного опыта воспитания в семье, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Применяют многие традиционные формы работы с семьей: оформляют информационно-наглядный материал для педагогического просвещения и ознакомления родителей с деятельностью дошкольного учреждения, родительские собрания, консультации, просмотр родителями образовательной деятельности в процессе режимных моментов (утренней и артикуляционной гимнастики, кормления детей, психогимнастики, прогулки, вырабатывания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, гимнастики пробуждения, закаливания в бассейне).

Традиционные формы сотрудничества с семьей реализуются и применяются педагогами вместе с современными формами работы:

  • мастер-классы воспитателей и специалистов, которые обеспечивают передачу родителями опыта и мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;4
  • тренинги, в процессе которых воспитатели создают условия для того, чтобы родители не только узнали свои возможности, но и могли применить их в определенных проблемных ситуациях, которые возникают в семье;
  • акции, которые представляют комплекс мероприятий, которые помогают родителям лучше понять появившуюся проблему, определить отношение к ней и свою позицию в ее решении;
  • индивидуальные и тематические консультации по запросам родителей, которые предполагают не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению;
  • анкетирование, которое позволяет выявить впечатления родителей от увиденных мероприятий, индивидуальные запросы каждой семьи, применить в последующей работе полюбившиеся родителями формы сотрудничества;
  • освещение деятельности всех участников образовательного процесса на сайте дошкольного учреждения, в средствах массовой информации.

_______________

4 Чумичева Р.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Академия, 2014. - 352с.

Данная практика позволяет значительно видоизменять традиционные подходы взаимодействия с семьей.

Среди нетрадиционных форм взаимодействия выделим совместный - для детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения - праздник «Знакомств» во вторых младших группах, который проводят по специально-разработанному совместно с педагогом-психологом сценарию. Уникальность такого праздника заключается в составе участников и стиле их общения (дети-родители-сотрудники); в сюжете и особенностях постановки праздника (на празднике интересно и уютно как взрослым, так и детям); в яркой радостной эмоциональной атмосфере, которую удается сохранить на протяжении всего праздника.

Подводя итог, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.А. Управление дошкольным образованием. - М.: Юрайт, 2015. - 394с.
  2. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. № 8.
  3. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.
  4. Чумичева Р.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Академия, 2014. - 352с.