Методическая разработка нтегрированного урока (литературное чтение + классный час) Тема: «Секреты семейного счастья» по рассказу В.Осеевой "Бабка"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, В.А.Осеева, В.Осеева «Бабка»


Форма проведения: урок.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Целевая аудитория: 3 класс, возраст 8-9 лет.

Обоснование выбора темы урока: Семья - это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. К сожалению, социально-экономические преобразования в современном обществе привели к снижению роли материнства и отцовства, изменениям у подростка системы семейных ценностей. Поэтому одним из направлений федеральной программы развития воспитательной компоненты является воспитание семейных ценностей и традиций. Таким образом, проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций является актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Наиболее подходящим периодом формирования духовно-нравственных семейных ценностей является дошкольный и младший школьный возраст, когда человек только начинает формироваться как личность.

Учитывая выше сказанное, я стараюсь воспитывать в своих учениках бережное отношение к семье, её традициям и устоям.

Цель. Сформировать понимание важности семейных ценностей в жизни человека.

Задачи.

Обучающая:

  • формирование умения извлекать нравственные уроки из литературного произведения;
  • знакомство обучающих с основными семейными ценностями: уважение, любовь, понимание;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка грамотного чтения.

Воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи;
  • воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.

Развивающая:

  • развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В.Осеевой "Бабка";
  • развивать творческий потенциал и креативное мышление.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

  • определять понятия, которые будут сформированы на основе данной темы;
  • извлекать информацию, представленную в форме художественного произведения.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • уметь высказывать свою версию, предположение на основе работы с художественным текстом;
  • определять степень успешности своей работы в соответствии с заданными критериями.

Коммуникативные УУД

  • уметь договариваться и приходить к общему решению;
  • владеть умением работать в паре, группе;
  • уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные.

  • понимать и сопереживать чувствам других людей;
  • развивать этические чувства как регуляторов морального поведения.

Метод обучения: частично-поисковый (эвристический), словесный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: творческая работа, рефлексия результата учебной деятельности.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Оборудование:

  • учебник Литературное чтение. УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс // Ефросинина Л.А. Вентана-Граф, 2014,
  • наборы карточек для групповой работы (мудрое, злое, грубое, заботливое, безразличное, справедливое, бессердечное, доброе),
  • карточки с опорными словам (уважение, любовь, понимание),
  • рабочие листы с планом для творческой работы,
  • чек-листы для самооценки работы на урок (по количеству человек в классе),
  • презентация в программе PowerPointе,
  • аудиоролик в формате МР3 для проведения минутки релаксации.

Описание урока

Формат интегрированного урока мною был выбран не случайно. Воспитательный процесс в школе, как известно, не ограничивается исключительно классными часами, а пронизывает весь учебный процесс. В таком случае органичное сочетание классного часа и урока внеклассного чтения будет выполнять несколько функций: с точки зрения литературы (с предметной точки зрения) - анализ произведения. С точки зрения воспитательного процесса - актуальность обсуждаемой на классном часе проблемы будет для детей освещена еще и в классической литературе, появится почва для обсуждения, для размышления. Формируется интерес к чтению, так как художественное произведение становится для ребёнка источником приобретения жизненного опыта.

Структура урока строилась на одном из методов проблемного обучения - частично-поисковом (эвристическом) методе. Благодаря приёму «Сравнения» и подводящего диалога учащиеся сами определили тему и цель урока. Учебная игра «Правда-ложь» позволила в занимательной форме проверить выполнение классом домашнего задания. Проблемный вопрос, исходящий из содержания рассказа: «Что мешает семье Бори быть счастливой» актуализирует тему урока. Далее организуется частично-поисковая работа в группах. Дети проводят анализ личностных качеств главных героев рассказа, работают с текстом произведения, находя подтверждение своих высказываний. Каждый этап работы над произведением заканчивается микрообобщением. Ребята самостоятельно формулируют нравственные понятия: уважение, любовь, понимание. Эти слова становятся ключевыми в теме урока. Целью заданий, основой которого становится опора на личный опыт ребёнка: «расскажи о своей бабушке», творческая работа - является личностная рефлексия. Домашнее задание разноуровневое. Оно учитывает индивидуальные возможности обучающихся. Синквейн на тему «Семья», как одно из данных на выбор домашних заданий, позволит на следующем занятии ещё раз обратить внимание на важность темы семейного благополучия. На этапе рефлексии ребята заполняют чек-лист, подводя итог своей работы на уроке. Учебная работа на уроке была разнообразна: обсуждение, беседа, творческая работа. Физминутка и минутка релаксации являлись неразрывными частями урока и работали на достижение его цели. Индивидуальная работа чередовалась с работой в группах и парах.
В целом можно считать, что урок прошёл успешно и поставленные задачи были реализованы.

Ход урока

1) Организационный этап

Практически все уроки ставят перед нами вопросы. Этот урок не исключение.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Посмотрите на эти фотографии. (слайд 1)

Что их объединяет? (на фотографиях изображена семья)

(слайд 2) Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание - с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)

- Вернёмся к фотографиям. (слайд 1) Чем они отличаются? (Счастливая семья и несчастная семья)

- В какой из этих семей вам хотелось бы жить? (высказывание детей)

- Почему? (высказывания детей)

- Поднимите руки, кто из вас хочет узнать главный секрет счастливой семьи?

- Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке и сформулирует его тему? (высказывание детей)

Тема урока: «Секреты семейного счастья»» (слайд 3)

- Какова цель нашего урока? (узнать, какую семью можно считать счастливой)

Для этого я предлагаю вам отправиться в гости к мальчику Боре?

- Кто догадался с героями из какого произведения мы сегодня познакомимся поближе? (с героями рассказа В.Осеевой «Борька»)

3) Проверка д/з

- Что было задано на дом? (прочитать рассказа В.Осеевой «Бабка»)

- Какие чувства вы испытали после прочтения рассказа? (высказывание детей)

- Почему? (высказывание детей)

Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Игра «Правда-ложь»

Прослушайте высказывание. Если вы слышите правду поднимаете большой палец руки вверх. Если высказывание ложное - палец руки поворачиваем вниз.

- Боря тихо стучал после уроков в дверь и звал ласково бабушку. «НЕТ»

- Бабушка не встречала внука, а продолжала заниматься своим делом. «НЕТ»

- Борька читал бабушке газету. «ДА»

- Бабушка просила Борьку заботиться о матери. «Да»

- Иногда Боря проявлял к бабушке заботу. «ДА»

- Борька с удовольствием читал бабушке газеты. «НЕТ»

- Мальчик учил бабушку рисовать. «НЕТ» (учил грамоте)

- На лестнице бабушка совала внуку яблоко и бутерброд. «НЕТ» (яблоко и конфету)

- Когда удавалась свободная минутка бабушка читала книгу. «НЕТ» (она вязала)

Молодцы, я вижу, что дома вы внимательно читали рассказ.

4) Актуализация знаний

Перечислите героев рассказа. Можно ли этих людей назвать семьёй? (да)

Можно ли утверждать, что Боре и его родным вместе хорошо? (нет)

Что же мешает этой семье быть счастливой? (высказывания детей)

Узнаем это, исследуя характер взаимоотношения членов семьи Борьки друг к другу.

5) Открытие нового знания

Предлагаю вам продолжить работу в группах:

  • 1 группа исследует отношение Борьки к Бабке.
  • 2 группа работает над характеристикой отношений родителей к Бабке.
  • 3 группа нам расскажет об отношении Бабки к Борьке и его родителям. (Задание для групп записаны на доске)

Отношение Борьки к Бабке. Отношение родителей к Бабке.

Отношение Бабки к Борьке и его родителям.

- На столе у каждой группы конверт с набором слов (мудрое, злое, грубое, заботливое, безразличное, справедливое, бессердечное, доброе).

Ваша задача: выбрать те, которые по вашему мнению больше всего подходят для характеристики взаимоотношений между героями и прикрепить их на доску. (дети обсуждают свой выбор в группах и прикрепляют карточки со словами на доску)

Выборочное чтение:

Теперь докажите своё мнение примерами из текста. Время работы ограничено. (работа с текстом)

Микрообобщение:

Почему Борька и его родители так плохо относятся к бабушке? (В данной семье нет уважения к старшим)

Почему Бабушка, продолжает обо всех заботиться? (Она всех любит)

Мы смогли доказать, что семью нельзя назвать счастливой если в ней нет уважения и любви друг к другу. (Карточки со словами УВАЖЕНИЕ и ЛЮБОВЬ прикрепить к доске в качестве опорных слов под темой урока)

Физминутка

- Прошу встать тех ребят, кто любит своих родителей.

- Поднимите руки те, у кого есть любимая бабушка.

- Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным.

- Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители.

- Сделайте три приседания те, кто проводит незабываемое радостное время с бабушками.

- Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым!

Продолжим работу.

- Кто преподнёс Борьке урок уважительного отношения к старшим? (его товарищ) В семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что родители дали им жизнь и стараются это объяснить сыну. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.

Опора на личный опыт:

Поднимите руку, те у кого есть бабушка. Как вы ее называете? (ответы детей).

Как вы к ней относитесь? (рассказы детей)

Я рада, что ваши сердца наполнены добротой, милосердием и любовью к своим бабушкам.

Чтение по ролям (работа в парах):

Разделитесь в группах на пары. И приготовьтесь прочитать очень важный для нас разговор Борьки с товарищем.

(Ролевое чтение)

- Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (к близким людям.)

- А куда идет Борька к дому или от дома? (от дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)

- Почему? (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).

Микрообобщение:

Какое важное слово, без которого не будет в семье счастья, вы сейчас назвали?

(понимание) (слово «ПОНИМАНИЕ» добавляется к опорным словам)

Минутка релаксации: (звучит тихая спокойная музыка) А теперь немного отдохнём. Сядьте поудобнее положите голову на руки. Закройте глазки. Дышите ровно и попробуйте представить то, что я вам буду рассказывать. Сейчас вы окажетесь на лесной опушке… Вы не одни. Вас окружают ваши любимые близкие люди… Вы беретесь за руки… и идёте по лесной тропинке... Вы слышите шелест зелёной листвы… Воздух наполнен ароматом лесных трав и цветов. Вы вдыхаете этот аромат полной грудью… Вам ласково светит солнце…, звонко поют птицы…, вас обдувает лёгкий ветерок … Вам хорошо и спокойно в окружении своей семьи. Заканчиваем наше путешествие… Медленно открываем глаза. И мы продолжаем нашу работу.

6) Практическое задание. Творческая работа

Сейчас давайте все вместе перенесёмся в будущее и попробуем представить себя взрослыми. Перед каждым из вас план сочинения «Семья моей мечты». Я предлагаю задуматься о том, какими вы станете, когда вырастите. Время на работу - 5 мин.

СЕМЬЯ МОЕЙ МЕЧТЫ

Мне ______________ лет. Моя семья состоит из ______________. Вместе мы любим ______________. В семье я выполняю следующие обязанности: ______________. Мои дети будут ______________.

По вечерам мы всей семьёй ______________. По выходным мы все вместе готовим наше любимое блюдо ______________. Это наша традиция. Я люблю свою семью за то, что ______________.

Кто хочет поделиться с нами своими мечтами? (по желанию дети зачитывают свои мини-сочинения).

7) Итог урока

Давайте вспомним цель урока? (узнать секрет счастливой семьи)

Хором повторим опорные слова урока, которые стали для нас ключиками к семейному счастью. Ваши сочинения стали подтверждением того, что вы постараетесь сохранить эти ключи от семейного счастья.

Достигли мы цели урока? (да)

8) Д/З (инструктаж по его выполнению)

В качестве домашнего задания предлагаю на ваш выбор следующие виды работ:

  1. Подготовить краткий пересказ содержания рассказа.
  2. Написать синквейн на тему «Семья». Вспомним правила написания синквейна. (слайд 4)

9) Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, заполнив лист для самооценки. Критерии оценки перед вами. (слайд 5)

Чек-лист самооценки работы на уроке. Ф.И. ученика: ____________

Работа на уроке.

Самооценка

Я смог/смогла самостоятельно определить цель и тему урока

Я активно участвовал(а) в работе группы

Я справился(ась) с творческим за- данием.

На уроке мне было интересно.

После у рока у меня не осталось вопросов.

Ребята, вы все хорошо поработали. В завершение урока, я хочу пожелать вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания и взаимоуважения. Будьте терпимее и внимательнее друг к другу!

(слайд 6)

Спасибо за урок!