Цифровая образовательная среда - современный вызов времени
Ситуация современного мира характеризуется активным использованием цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности и особенно в образовании, что выступает главным фактором профессионального развития педагога.
В образовании происходят кардинальные изменения, обусловленные трансформацией новой образовательной парадигмы, адекватной тенденциям развития глобализирующегося информационного общества. Слоган «Быть - в «цифре», значит - быть в «тренде» становится все более актуален.
Основными мировыми трендами наиболее значимых тенденций в сфере информационных и телекоммуникационных технологий выделяют усиление мобильности как пользователей, так и устройств; активное проникновение Интернета, развитие искусственного интеллекта и роботизация человеческой деятельности [1].
Цифровое образование выступает сегодня не только как совокупность навыков использования коммуникационной техники и технологий, но и как процесс адаптации личности к медиапространству, и поэтому является одной из актуальных тем обсуждений и дискуссий относительно возможностей реализации коммуникационного опыта современности. Дискурсивные практики цифрового образования включают в себя широкий круг вопросов как теоретической, так и практической направленности [7].
Отрицать, что современный мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым было бы неправильно. И в последнее время все чаще стали обсуждать «цифровую» модернизацию в образовании.
В настоящее время реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой информационной среды.
Подготовка педагогических кадров с учетом практико-ориентированного подхода к цифровизации образования проходит и в нашем учебном учреждении. Перед вами цели и задачи, которые ставим мы в своем учреждении.
Цель:
- раскрыть сущность понятия «цифровая образовательная среда»;
- активизировать практическую деятельность педагогического коллектива по разработке и созданию ЦОС.
Задачи:
- знакомство с теоретическими положениями понятия ЦОС;
- определить пути повышения ИКТ - компетентность педагога как одна из составляющих профессионализма.
Цифра дает колоссальные преимущества. Можно никого не догоняя, сразу быть впереди.
Мы с Вами хорошо почувствовали цифровизацию в период ковида, когда образование в силу обстоятельств было переведено на дистанционную форму обучения.
И это послужило началом создания электронной образовательной среды.
В МОУ «Учебно-профориентационный центр» города Тирасполя ЦОС - это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса: администратор - ученики - родители- педагоги.
ЦОС - это не единая онлайн-площадка, а ряд технических решений, что дает учащимся, педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету;
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно совершенствовать работу педагога;
- возможность дистанционного освоения учебного материала учащимися, которые по тем или иным причинам не могут ходить на занятия (высылаем задания учащимся которые болеют).
Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой традиционными, бумажными ресурсами обучения[3].
У педагога появляется возможность проектировать учебную деятельность. Он составляет индивидуальные траектории изучения учетного материала (тесты, проекты, виртуальные лаборатории, видео сюжеты, презентации и др.).
В результате происходит снижение нагрузки на педагога, т.к. нет необходимости в многократном обращении к одному и тому же материалу при передаче учебной информации.
Все это позволяет предоставлять учебную информацию вне зависимости от времени и местонахождения обучающегося, организовать самопроверку результатов своей практической и учебной деятельности, проводить итоговый контроль и мониторинг образовательных достижений.
Вместе с учащимися преподаватели, не покидая стен УПЦ, совершают увлекательные виртуальные путешествия по достопримечательностям Приднестровья, учебным заведениям, промышленным предприятиям.
При этом необходимо помнить о сущности образование исходя из понятий основных аспектов: ценность - государственная, общественная, личностная; как система, взаимосвязывающая множество объектов с определёнными свойствами; как процесс движения от целей к результату и, наконец, как результат (грамотность - образованность - компетентность - культура). Категория «цифровой» кроме использования среды Интернет предполагает представление материала в цифровом формате с наиболее низким уровнем искажений, неточностей. Другими словами, мы представляем категорию «цифровое образование» с позиций процесса и результата, происходящих в конкретной среде с определенными выходными характеристиками[4].
Какая же новая роль к преподавателю: он же и консультант и сетевой предметный методист, куратор дистанционного обучения и модератор, навигатор в современном информационном океане, создатель информационной образовательной среды, дистанционный тьютор.
Важно понимать, что в современном мире педагог больше не является источником информации. Получить информацию сейчас легко как никогда раньше.
Ученик может просто открыть браузер и ввести поисковой запрос. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.
Какие требования предъявляются к преподавателю:
- готовность к активному обмену информацией с учениками;
- способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями;
- психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными учениками;
- умение стимулировать и поощрять работу учеников посредством сетевых технологий.
Использование возможностей цифровой образовательной среды на занятиях является:
- электронные библиотеки;
- дистанционные курсы;
- школьная газета «Выбор»;
- интерактивные платформы: Kahoot, Moodle,
- сайты (УПЦ, педагогов);
- группы в соцсетях;
- блоги учащихся и педагогов;
- электронный журнал как информационно-коммуникационная технология в образовании.
Электронным журналом называется комплекс программных средств, включающий базу данных и средства доступа к ней. Электронный журнал отражает объем, содержание и качество освоения учащимися образовательных программ «Профориентация».
При этом приоритетом в образовательной деятельности педагогов являются:
- методическая и профессиональная компетентность;
- всестороннее развитие;
- высокое качество обучения;
- создание эмоционального комфорта на уроках;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся.
- постоянное совершенствование и саморазвитие;
- оказание помощи в жизненном и профессиональном самоопределении обучающихся;
- формирование всесторонне развитой личности, воспитание человека, который сможет реализовать себя в обществе, полностью раскрыть свой потенциал.
Использование интернет-ресурсов способствует достижению профессионального развития педагога и осуществляется при наличие действующего государственного образовательного стандарта:
- достаточной материально-технической и технологической базы установленной в учреждении;
- повышения квалификации педагога, для дальнейшей его аттестации, путем экспертной оценки деятельности;
- непрерывное самообразование педагога.
Формами деятельности педагогов должны стать:
- формирование представлений о дидактических возможностях современных цифровых технологий, анализ своих затруднений и потребностей.
- повышение цифровой грамотности.
- повышение профессионального уровня через изучение технологии проектной деятельности, разработку и реализацию сетевого проекта.
- участие в обучающих вебинарах, интернет - мероприятиях, педагогических конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ.
- представление своего опыта на конференциях.
- разработка авторских электронных образовательных ресурсов.
Результатом деятельности педагога в рамках использования цифровой образовательной среды будут навыки и компетенции, которые невозможно сформировать в рамках формального обучения:
- определение цели своего профессионального развития в области использования цифровых технологий.
- навыки использования электронных ресурсов и сервисов для организации образовательной деятельности.
- разработанный и готовый к реализации учебный локальный или сетевой проект.
- высокий уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
- навыки публичного представления своего опыта работы в цифровой среде.
- опыт разработки электронно-образовательных ресурсов, использования дидактических возможностей коллективной работы в сети Интернет.
- активное включение в деятельность педагогического сообщества.
- знакомство с опытом педагогов по профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
- опыт обобщения и представления результатов своей профессиональной деятельности.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами, главный лозунг которого «Быть с веком наравне». Пришло время трансформации, время саморазвития, нельзя идти вперед с головой повернутой назад, иначе мы проиграем целое поколение и окажемся ненужными тем, кто сегодня приходит нам на смену.
Как бы ни старались выполнять главную задачу - научить подрастающее поколение жить в информационном мире. Мы должны неукоснительно выполнять требования общества:
- глубоко знать свой предмет;
- постоянно обновлять свои профессиональные знания;
- уметь использовать современные технологии;
- повышать свою компьютерную грамотность;
- обладать широкой эрудицией;
- планировать занятия с поддержкой аудиовизуальных средств;
- помнить: использование презентаций давно доказало свою эффективность.
Как проходит это в практико-ориентированном образовательном процессе в УПЦ постараюсь показать на своих уроках. Читая спецкурс «Издательское дело», мы проходим тему мультимедиа технологии. Мультимедиапрограммы позволяют учащимся получить знания в новой необычной увлекательной форме с наилучшими показателями.
В силу сложившихся обстоятельств у нас нет учебников, педагоги разрабатывают рабочие тетради и уже с помощью рабочих листов по темам можно эффективно провести занятие.
Нельзя не сказать о требованиях, которые предъявляются к уроку с использованием мультимедиатехнологий:
- занятия проводить на высоком эстетическом и эмоциональном уровнях;
- обеспечивать наглядность (рабочие тетради, практические задания в виде рабочих листов, видеоролики, сюжетные медиапрограммы, минуты релаксации);
- активизировать познавательную деятельность учащихся);
- сформировать навыки исследовательской деятельности;
- создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и учащегося и их сотрудничества в учебном процессе.
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования» - должна стать определяющей в работе каждого современного педагога, ведь сегодня цифровое образование - это данность, которая в числе других определяет основные компетенции, которыми должны обладать как выпускники, так педагоги.
Состояние отечественной системы образования актуализирует вопрос о формировании и расширении единого ИОП. Оно призвано обеспечивать свободный и открытый доступ к информационным ресурсам учебного и научного профилей, повышать качество оказания образовательных услуг и профессиональный уровень преподавателей и руководителей учебных заведений, способствовать продуктивному обмену опытом через вебинары, форумы, блоги, педагогические сообщества [3].
Информационный мир является бесспорной данностью третьего тысячелетия. Для эффективного оперирования информационными потоками педагог должен не только результативно осваивать приёмы работы с информационными технологиями, но и развивать, управляя ими, собственный интеллектуальный потенциал.
Список литературы
- Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2015. - 304с.
- Гершунский, 1998 - Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций): монография. М., 1998. 680 с.
- Игнатова, 2017 - Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография; М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. технол. инт (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.
- Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011. - 190с.
- Михайлова - Михайлова Е. Культура в «цифре»: почему профессионал будущего должен быть немного «айтишником». URL: http://news.ifmo.ru/ru/education/trend/news/7234/
- Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование в России, 2015, № 7, С.6-15.
- Травкин, 2018 - Травкин И.Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли [Электронный ресурс] // Fun of Teaching. URL: http://funofteacЫng.tumЫr.com/post/160011857841/о-цифровой-образовательной-среде-и-другие.
- Цифровая образовательная среда // Директория онлайн. URL: https://medium.com/ direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a 2017.