Современные требования школьного образования таковы, что зачастую опережают темпы развития головного мозга учащихся. Современный учитель должен владеть методиками преподавания, а также понимать, как работает мозг человека. Знания о том, как устроен мозг человека, как он воспринимает и обрабатывает информацию, как реагирует на появление второго или третьего языка будет способствовать более эффективному обучению иностранному языку.
Основу содержания обучения иностранному языку составляют речевые навыки и умения, сформированные на основе приобретенных знаний. Успешность обучения зависит от многих факторов (память, язык, мышление, внимание). Педагоги отмечают ряд проблем, которые возникают у детей при обучении иностранному языку: неустойчивое внимание, низкая работоспособность, отсутствие мотивации, снижение познавательной активности. Важно помнить, что процесс обучаемости обусловлен особенностями функционирования нервной системы и мозга ребёнка. При обучении иностранному языку необходимо учитывать потребности и способности ребенка, а для этого необходимо тщательно изучить стратегию мышления ученика.
Цель статьи - показать возможности применения нейропсихологических упражнений для преподавания и стимуляции мотивации обучения иностранным языкам.
Полушария нашего мозга по-разному воспринимают информацию. Это играет одну из основных ролей в обучении по законам нейропедагогики. Обычно педагоги, объясняя новую тему, представляют данные в виде сухих фактов, тренируя, таким образом, только левое полушарие мозга. Однако, у многих людей доминирующим является правое полушарие мозга, а значит, им нужен невербальный способ преподнесения информации и классический им не подходит. По-настоящему эффективным обучение иностранным языкам становится при развитии и правого полушария, т. к. это в итоге благоприятно влияет и на работу левого.
Большое значение при выборе правильного подхода к обучению играют и стадии развития мозга. Каждый возрастной этап характеризуется рядом особенностей, которые обязательно нужно учитывать для лучшего усвоения детьми иностранного языка.
Сегодня особенно актуальным является применение методов, приемов и средств на занятии иностранного языка, позволяющих активизировать обучение. Одним из наиболее эффективных таких средств являются нейропсихологические упражнения.
Нейропсихология изучает связь между психическими процессами и поведением и процессами, которые протекают в головном мозге.
По мнению нейропсихологов, интеллектуальная деятельность более эффективна, если обеспечивается постоянное поступление нервных импульсов в мозг, что способствует поддержанию его в работоспособном состоянии [1].
Нейропсихологические упражнения способствуют активации психических функций таких как восприятие, память, мышление, внимание.
Нейропсихологические упражнения формируют и корректируют механизмы мозговой работы ребенка, способствуют:
- улучшению памяти, мышления, внимания;
- развитию речи;
- улучшению качества освоения учебного материала;
- повышению уровня самоконтроля;
- общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
В нейропсихологических упражнениях главным элементом является сенсомоторный (двигательный), но еще добавляются дыхательные упражнения, которых так не хватает современным детям. Дыханием легко руководить, это привычный процесс. Имеется множество дыхательных упражнений, с помощью которых дети учатся сосредоточиваться и управлять своими органами. Влияние нейропсихологических упражнений имеет как незамедлительный, так и накапливающийся эффект, который способствует росту умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
По законам работы мозга на начальном этапе обучения ведущим способом овладения иностранным языком является «материнский»: от слухового восприятия к говорению, а далее к изучению букв и грамматики [2].
Рассмотрим некоторые нейропсихологические упражнения, которые эффективно применять в процессе обучения иностранному языку:
1. Бумажный лист нужно порвать пополам
Задача обучающегося взять по половинке листа в каждую руку (таким образом, чтобы локти ничего не касались) и одновременно смять их, чтобы весь лист спрятался в кулаке. После этого необходимо медленно и одновременно эти листочки распрямлять. Нельзя помогать другой рукой, нужно работать каждой рукой отдельно (это нужно для того, чтобы активизировать различные участки головного мозга. Каждый раз лист комкается по-разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному).
2. Упражнение с мячиком
Обучающийся должен подбросить мячик снизу одной рукой, а сверху схватить другой. Руки необходимо чередовать, при этом одновременно считать от 1 до 10 или больше на иностранном языке, каждый раз при подбрасывании мяча и ловя его. Таким образом тренируется координация движений и соответственно развивается мозг.
3. Упражнения для глаз
Активизируют разные участки мозга. Если перед письменной работой сделать такую разминку, то обучающиеся напишут ее качественнее. Необходимо произносить команды на иностранном языке и выполнять гимнастику:
Посмотрите влево, вправо
Посмотрите вверх, вниз
Посмотрите глазами по кругу
Посмотрите на нос
Посмотрите на воображаемый цветок
Закройте глаза
Откройте, моргните и улыбнитесь
4. Упражнения с нейроскакалкой
Прыжки на одной ноге, а другая нога совершает вращательные движения.
Например:
- Ребенок прыгает и считает от одного до десяти и наоборот, считает десятками до 100 и наоборот и т.д.
- Ребенок прыгает и перечисляет любимые цвета, еду и т.п.
Таким же образом возможна работа в парах и выполнение задания по очереди (так сложнее, потому что нужно следить за тем, что говорит другой обучающийся и за движениями) [3].
Применяя нейроскакалку, обучающийся может учить/рассказывать стихотворение.
Чем полезно: повышается качество запоминания, потому что происходит работа обеих полушарий головного мозга. Знания фиксируются в долговременной памяти. Увеличивается мотивация, т.к. благодаря такой игре происходит объединение процесса обучения и отдыха.
5. Раскрашивание одновременно обеими руками
Творческое задание, необходимо раскрашивать картинку, выполняя инструкции педагога. Делать это необходимо одновременно обеими руками.
Например, учитель говорит на иностранном: «Colour the door in the left room green. Colour the door in the right room blue».
6. Упражнение «Море»
Проговаривается история про обитателей моря с движениями. Благодаря этому упражнению активизируется вербальная и мышечная память детей.
7. Традиционные упражнения артикуляционной гимнастики, выполняемые во взаимодействии с движениями рук и глаз - артикуляционный праксис
8. Игра «Испорченный телефон»
Произносим слово на иностранном языке на ухо первому участнику, следующий передает то, что услышал шёпотом по цепочке, последний участник говорит вслух.
9. Игра в мяч
Педагог задает вопрос и кидает мяч обучающемуся. Обучающийся должен бросить мяч педагогу обратно и ответить на вопрос. Так развивается координация, параллельно с познавательным действием.
10. Игра с хлопками
Метод известен и полезен, заключается в следующем: под хлопки происходит чтение и разучивание стихотворений. Подключаются одновременно правая (ритм) и левая (речь) височные доли мозга обучающегося.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: двигательные нейропсихологические упражнения улучшают общее состояние организма и эмоциональный настрой обучающегося, запускают процессы памяти и внимания, стимулируют умственную деятельность, в целом, а следовательно, способствуют повышению продуктивности обучения иностранному языку.
Литература
- Моргунов Ю.А., Федоров А.В., Петров С.А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры. M., 2009. 32 с.
- Кисиль, И.А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И.А.Кисиль. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. - С. 39-42. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15733/ (дата обращения: 11.08.2022).
- Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2018.