Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной.
Д.С.Лихачёв
Я прежде всего хочу сказать о том, что у меня особый предмет - литература. Он, наряду с музыкой и изобразительным искусством, принадлежит к циклу предметов искусствоведческого цикла. Это даёт возможность совершенно иначе взглянуть на так называемый региональный компонент. Это работа, при которой углубляется представление школьников об истоках искусства, расширяется их кругозор, воспитывается в какой-то мере жажда познания, происходит приобщение к художественному творчеству. Всё это позволяет формировать духовную культуру личности. В наше время, когда разваливаются основы нравственности, теряются духовные ориентиры, подобная работа чрезвычайно важна. Она строится по двум взаимосвязанным направлениям: на уроках и во внеурочное время.
В нашей стране, вероятно, нет ни одного города, края, с которым не была связана история русской литературы. Любой учитель может найти ценный по своему образовательному и воспитательному значению местный литературный материал. Я хочу рассказать о том, как это делаю я.
Я считаю, что в этой области существует множество форм работы. Это и урок в его классическом понимании, и множественные экскурсии, и олимпиады, и участие в различного рода конференциях, мероприятиях, выставках, публикаторская деятельность. В краеведении есть два вида открытий. Первый - открытие нового, ещё неизвестного. Теоретически это можно сделать, на практике едва ли возможно. Второй вид открытий - открытие известных истин, но неизвестных самому школьнику. Моя задача как учителя и классного руководителя как раз и состоит в том, чтобы ребёнок почувствовал исследователем, а это обязательно приводит ребёнка к тому, что он иначе смотрит на место, где он родился и живёт.
Восьмой класс. Цикл уроков по древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского». Я рассказываю, используя все возможности русского слова, глубоко и эмоционально о великом молитвеннике Русской земли, преподобном и богоносном Сергии Радонежском, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Борис Зайцев, императрица Екатерина Вторая, Василий Ключевский, князь Евгений Трубецкой были авторами лучших страниц о Сергии Радонежском. Практика показывает, что добиться глубоких, осознанных знаний можно путём органического соединения учебной классной и внеклассной работы по предмету. Как бы превосходно ни владел словом учитель, не всегда удастся воссоздать картины прошлого. Моё слово не будет до конца действенным, если мы не отправимся на поле русской славы - Куликово поле. Именно там, среди простора, сумеешь ощутить величие фигуры Сергия Радонежского, прикоснуться к прошлому. Каждый учебный год мы совершаем экскурсии, эффект их неодинаков. Отравляясь на экскурсии, я не строю иллюзий, что каждый из моих учеников до конца почувствует особенность этого места. Звуки свистка, раздающиеся то тут, то там на краснохолмской ярмарке, увиденное театрализованное представление битвы обязательно кого-то взволнуют. Купленный сувенир заставит ребёнка говорить и на уроке, и дома с родителями. Но эта экскурсия не будет единственной при изучении данной темы. Впереди ещё поездка в Сергиев Посад, в Троице - Сергиеву Лавру. Вначале обязательно предупреждаю о том, что нам удивительно прекрасно будут рассказывать, прошу обращать внимание на образцово поставленную речь экскурсоводов.
Стоит только войти в ворота Лавры, как дети словно меняются. Сама атмосфера, господствующая здесь, богатство увиденного завораживают, заставляют замирать сердце. Подобные мероприятия чрезвычайно важны для наших школьников. Они позволяют в какой-то мере преодолеть нашу провинциальную серость, стать более раскованным, а это невозможно без развития духовной культуры. Когда ко мне приходит пятый класс, я для себя, конечно, знаю примерный план тех поездок, которые нам предстоит совершить. При отборе тем я исхожу из следующего : они должны быть тесно связаны с учебным материалом, конкретизировать, углублять и расширять знания учащихся по основным разделам учебной программы, они должны способствовать формированию художественного мышления, при этом я обязана учитывать возрастные особенности учащихся. Надо обязательно придавать публичный характер своим поездкам, делиться впечатлениями, фотографиями
Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его творческий метод, мировоззрение, вкусы и пристрастия, идеалы, постичь, как они претворяются в образную ткань литературного произведения Важно до начала заинтересовать, создать ситуацию, когда дети сами захотят отправиться в место, связанное с жизнью и творчеством писателя. Эффективность экскурсии во многом зависит от её организационной подготовки. Учитель должен сам свободно ориентироваться в экспозиции музея, иметь навыки экскурсионной работы. Это своеобразное занятие, к ней нужно готовиться не менее тщательно, чем к уроку. Они должны быть постоянными, войти, если угодно, в привычку, то есть стать некоей потребностью, требующей обязательной реализации. Эта работа не может проводиться от случая к случаю, иначе она не будет иметь никакой действенности. Если пребывание в классе привычно и требует выработанного годами внимания, сосредоточенности и необходимости отчитываться в полученных на уроке знаниях, то, отправляясь на экскурсию, ученики покидают класс и попадают в совершенно другую обстановку. Экскурсия неповторима. Если на уроке ученик был недостаточно внимателен и что- то пропустил, то дома, выполняя домашнее задание, он может обратиться к учебнику и в какой-то мере восполнить пробел. Если ему и это не удаётся, то он может восполнить пробел во время опроса, Этого он лишён на экскурсии, пропущенное не восполнить. Он должен уметь соединить зрительное и словесное восприятие, а это требует определённого навыка. В идеале проводить следует экскурсию самому учителю, потому что ребёнок привык к темпу его речи, её образности и особенности.
Но чаще всё - таки экскурсию будет проводить экскурсовод, обязательно обговариваю следующие моменты: сообщаю, какой материал изучен, даю краткую характеристику классу, определяю примерную длительность, высказываю свои пожелания.
Спасское-Лутовиново мы можем увидеть дважды: и в пятом классе, и по окончании десятого. Важно, чтобы это была весна, утопающая в голубых незабудках усадьба. Это такая редкая в наши дни возможность погрузиться в мир, полный красоты, покоя, насыщенный трогательными деталями быта. Есть теперь возможность сравнить нашего Касьяна, нарисованного рукой ученицы десятого класса, и Касьяна самого Тургенева. И до экскурсии надо много говорить о предстоящей поездке, и после неё обсуждать увиденное.
Если детям дать возможность чаще бывать в музеях, на экскурсиях в самых разных местах, то со временем это станет для них необходимым.