Выполнил:
обучающийся 3-го класса
Научный руководитель:
Сапожникова Т.Ю.,
учитель начальных классов
1. Актуальность
На уроках окружающего мира мы говорим о природе России, о родном крае. А в следующем году начнем изучать географическую карту России и родного края. Меня очень заинтересовал вопрос о том, как я буду изучать карты? Беседуя с учителем и изучая различные источники учебной и методической литературы, я выяснил, как происходит познание окружающего мира у детей с нарушением зрения и какие дидактические пособия необходимы нам в работе. Таких пособий в нашем городе в свободной продаже нет, да и стоимость их велика. Поэтому нами был выбран проект, направленный на оказание помощи детям с нарушением зрения в познании окружающего мира природы Пензенской области.
Цель проекта: Разработать и создать дидактическое пособие - тактильную карту для слабовидящих и слепых детей на основе изучения особенностей их восприятия окружающего мира.
Задачи:
- Изучить литературу о создании тактильных пособий для слабовидящих и слепых детей.
- Разработать идею создания дидактического пособия - тактильной карты.
- Составить технологическую карту изготовления пособия.
- Изготовить дидактическое пособие тактильную географическая карту Пензенской области для слабовидящих и слепых детей.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение источников информации.
2. Практические:
а) конструирование;
б) обобщение и выводы.
2. Новизна проекта
Новизной моей работы является то, что на личном примере я покажу, что тактильное пособие можно выполнить самостоятельно без специального обучения и затратить небольшие средства.
Карта должна быть полезной, прочной, безопасной. Не очень дорогой.
2.1. Тактильные рукодельное издание для слабовидящих и слепых детей
Для характеристики изданий, предназначенных для осязательного восприятия, в тифлологии используются близкие по смыслу определения:
- осязательные (рассчитанные на восприятие, основанное на мультимедийной, прежде всего тактильной, информации)
- тактильные (воспринимаемые через ощущения прикосновения, давления и частично вибрации; тактильная чувствительность образует сенсорную основу для осязания).
В профессиональной среде более широкое распространение получило определение «тактильные». Оно вошло в оборот в середине 90-х годов и используется при характеристике как рукодельных, так и рельефно-точечных изданий и рельефно-графических пособий в издательских комплексах специальных библиотек для слепых. Таким образом, понятие «тактильное рукодельное издание» может быть сформулировано следующим образом:
Тактильное рукодельное издание - это самостоятельно оформленный документ, созданный без применения или с минимальным применением технических средств, имеющий выходные сведения и предназначенный для восприятия содержащейся в нем информации через тактильные ощущения.
2.2. Типы тактильных рукодельных изданий
Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности издания, позволяет выделить два основных типа тактильных рукодельных изданий:
- ассоциативные издания - издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями (сказки, стихи, рассказы и т.п.);
- дидактические издания - издания, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании, реабилитации . К числу таких изданий относятся, например, издания с макетами предметов, направленные на социально-бытовую адаптацию: «Гигиена тела», «Поможем маме - уберем сами» и др.
2.3. Виды изданий по материальной конструкции
Материальная конструкция издания представляет собой сложившуюся форму издания как предмета, которая характеризуется суммой издательских и полиграфических признаков, не зависящих от содержания издания. В практике специальных библиотек наиболее часто встречаются четыре вида тактильных рукодельных изданий:
- книжное издание;
- книжка-игрушка;
- комбинированное издание;
- комплектное/комплексное издание.
Книжное издание
К этому виду относятся издания в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. Текст (художественный или познавательный), набранный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом, сопровождается рельефными рисунками и/или объемными изображениями.
Наряду с общими внешними признаками, тактильные рукодельные книги имеют ряд особенностей и отличий от других книжных изданий как по технике исполнения, так и по отбору материалов, из которых создается книга. Основной отличительной чертой данного вида изданий является его рукотворность. Объемные изображения и рельефные рисунки создаются вручную из различных природных и других материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу. В качестве листа для размещения изобразительного материала используется плотная бумага, ее синтетический заменитель или легкий картон, обтянутый тканью. Как правило, такая книга выпускается в одном-двух экземплярах.
Таким образом, тактильная рукодельная книга - это книга, изготовленная без применения или с минимальным применением технических средств. Она предназначена для восприятия содержащейся в ней информации через тактильные ощущения и содержит цветные рельефные рисунки и/или объемные изображения, выполненные из различных материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу, а также текст (художественный либо познавательный), напечатанный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом.
Книжка-игрушка
Для детей дошкольного возраста специальные библиотеки для слепых выпускают книжки-игрушки, выполняющие информационную и игровую функции. В них к минимуму сведены текстовые материалы и максимально расширены иллюстративные и игровые компоненты, направленные на сенсорное, умственное и эстетическое развитие детей. Сохраняя все признаки книжного издания, тактильные рукодельные книжки-игрушки, в зависимости от замысла создателей, могут иметь необычную конструктивную форму:
- книжка-ширмочка;
- книжка с игровым замыслом;
- книжка-вертушка;
- книжка-панорама;
- книжка-фигура;
- книжка-поделка.
По мере появления новых вариантов перечень разновидностей книжек-игрушек может быть расширен.
Комбинированное издание
Широкое распространение в практике специальных библиотек для слепых получили комбинированные издания, состоящие из набора двух и более материальных носителей информации, сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга.
Наряду с книжным изданием, комбинированные издания могут включать звуковые записи на аудиокассетах и/или компакт-дисках, а также пособия с объемными изображениями и рельефными рисунками, дополняющие изложенную в книге информацию.
Комплектное/комплексное издание
представляет собой совокупность изданий, собранных в папку или футляр и имеющих общее заглавие. В состав комплектного/комплексного издания, как правило, входят:
- текст произведения, напечатанный рельефно-точечным шрифтом;
- «говорящая» книга, с записью текста на аудиокассетах или компакт-дисках;
- текст произведения, напечатанный укрупненным шрифтом;
- тактильное рукодельное пособие.
Комплектные/комплексные издания очень удобны при совместном чтении зрячих родителей и слепого ребенка, слепых родителей и зрячего ребенка. Родители могут контролировать процесс чтения, вовремя поправлять и подсказывать ребенку, где он допустил ошибку.
2.4. Тактильная книга
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Это - разноцветная книга с рисунками, аппликациями, вшитыми или вложенными в кармашки мягкими игрушками, выполненными из различных
материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст,
который является пояснением или вариантом игры с книжкой, или же текст, записанный на кассету, с рассказами или звуками, помогающими ребенку
узнать или изучить изображаемый образ (шум дождя, шелест листьев и т.д.)
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами.
С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг - помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В.П.Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
2.5. Основные требования к тактильной книге
- Безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот.
- Прочность книги.
Используя опыт финских коллег, необходимо обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении тактильных книг:
- Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
- Книга не должна быть тяжелой.
- По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными (в моих книгах страницы как раз не мягкие, а твёрдые. Мне кажется, что на твёрдых страницах ребёнку легче сориентироваться - ничто не прогибается, не проминается и ребёнок чувствует себя увереннее. Это так же как с мягкими игрушками: почему слепые дети часто их не любят? Потому что мягкое легко теряет форму - непостоянно и это путает слепого ребёнка, ему трудно быстро сориентироваться в игрушке - найти определённую часть тела и т.д. К тому же на мягкие страницы трудно прикреплять разные предметы, в то время как на твёрдые предметы очень легко приклеиваются.)
- Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
- Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
- Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
- Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
- Изображения максимально приближены к настоящим предметам узнавание предметов (тоже желательно, но не обязательно, по моему мнению, так как иногда очень трудно максимально точно передать какой-то предмет).
- У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления (отступаю и от этого правила - тоже трудно а иногда и нереально - как изобразить все четыре ноги у коровы, если они и на обычной картинке не видны? Для того, чтобы у ребёнка складывалось правильное представление об изображённом предмете, перед прочтением книги надо её проиграть с игрушечными животными и предметами у которых как раз и можно прощупать все составные части).
- Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
- Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
- Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
- Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими (можно отступить от этого правила, так как ребёнок узнает предмет на ощупь, то есть надо стремиться сохранять не размер, а то КАК передаётся, то есть каким материалом, тот или иной предмет).
- Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок (я ограничилась тесьмой на первой странице, так как потом ребёнок книгу не вертит).
- Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
- Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
- Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
- На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания.
2.6. Географические и исторические карты для слепых и слабовидящих детей
Главным средством наглядности и коррекции на уроках географии являются рельефные географические карты, поскольку они компенсируют отсутствие зрительных образов и обеспечивают конкретизацию представлений об изучаемых объектах и явлениях. При изучении природы материков используются географические карты: физические, климатические и природных зон. Такие карты существуют в рельефном виде в школах для незрячих учащихся. По физическим картам ученик усваивает расположение географических объектов на материке, по климатическим картам и картам природных зон - расположение типов климата и растительных сообществ.
Незрячий ученик может усвоить содержание физической и климатической карт, но объединить эти карты в своем представлении и установить взаимосвязи между компонентами природы, незрячему ученику сложно.
В результате совмещения карт, у учащихся формируется понятие «природный комплекс экваториального леса». Для того, чтобы произвести совмещение карт необходимо хорошо изучить физическую карту и карту климатических поясов и природных зон. можно контуры природных зон наложить на физическую карту материка или реки из пластилина наложить на пластиковую карту «Климатические пояса и природные зоны», повторить взаимосвязь.
Географические и исторические карты необходимы в изучении географии и истории со слепыми детьми.
Эта истина ясна для каждого педагога школы и особенно для преподавателей, работающими с такими учениками. Для каждого понятно, что без карты нельзя изучить ни географии, ни истории и что, изучая географию и историю без карты, дети получают формальные знания.
Как показывает наш опыт, каждая школа может изготовлять карты своими силами. Это вполне возможно без больших затрат средств и времени. Основное затруднение заключается в том, что не все знают, как простейшим способом можно изготовить такие карты. Имеющиеся в литературе указания не дают точного и полного представления о наиболее применимых видах самодельных карт в процессе их изготовления.
Простроченные карты зрячих не отвечают необходимым требованиям.
Такие карты недолговечны, и на их изготовление затрачивается много времени.
На этих картах возможно изобразить только границы государств, республик, горы, рек, города и невозможно изображение океанов, морей, озер. Основной недостаток простроченных карт заключается в том, что рельеф, выполненный нитками, даже разными, трудно различается на осязание и не дает четкого представления формы. Учащиеся, работая с такой картой, испытывают большие затруднения, которые нервируют их.
Как показывает практика, недостаточно приемлемы и карты, изготовленные из наждачной бумаги. Схематичность этих карт и неприятный на осязание рельеф не располагают учащихся к работе с ними. Возражение вызывает и изготовление карт с рельефом, нанесенным при помощи песка.
Учащиеся с увлечением работают с картами, имеющими приятный для осязания рельеф, без резкой шероховатости. Она неизбежна при рельефе, нанесенном при помощи песка, и неприятна для осязания. Такой рельеф так же раздражает осязание, как резкие цвета зрение. Ввиду этого с такими картами, естественно, дети работают неохотно и избегают самостоятельных занятий с ними.
Возражение встречает и избыточное упрощение карт. Изучая опыт специалистов по работе с детьми с нарушением зрения я узнал, что учащиеся, при правильном обучении работе с картой, легко усваивают карту, изготовленную по образцу карт для зрячих детей.
Изображение реки должно в истоке быть тоньше и постепенно утолщаться к устью и иметь все основные изгибы. Такое изображение рек, во-первых, помогает учащимся одну реку отличить по извилинам от другой и, во-вторых, оно им дает правильное представление о течении реки, что в формировании конкретного представления имеет немаловажное значение. Линия, изображающая течение реки, должна иметь только незначительные упрощения, которые не искажают характерной формы в представлении детей.
На картах административного деления считается излишними аппликационные наклейки из различной материи, по которым ученики только могут легко отыскать то или иное государство, но не усваивают формы очертания. В изучении карты основным является усвоение формы, хорошо зная которую, ученик сможет работать с любой картой другого масштаба и рельефа. Кроме того, аппликационный рельеф, быстро стираясь, утрачивает свои отличительные качества. Поэтому на картах административного деления достаточно проведения границ.
2.7. Банк идей и предложений
Моим педагогом было предложено большое количество тактильных книг, пособий для незрячих детей. Данные пособия были изготовлены обучающимися Губернского лицея для незрячих детей и переданы в Библиотеку им.Лермонтова г. Пензы.
Изучив данный материал по вопросу создания тактильных пособий для детей с нарушением зрения и их необходимой потребностью в обучении, мной была выбрана тема проекта: создание дидактического пособия - тактильной географической карты Пензенской области.
3. Практическая часть
- Дидактическое пособие для слепых и слабовидящих детей - тактильная географическая карта нашего родного края.
- Карта должна быть полезной, прочной, безопасной.
- Не очень дорогой.
Материалы и инструменты
Для создания тактильной карты не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала работы:
- Ватман
- Бисер
- Пластилин
- Бусины
- Паетки
- Пуговицы
- Картон
- Ленты
Правила охраны труда.
- Свет должен быть достаточно ярким, но не слепить, а освещать руки и место на столе.
- За столом нужно сидеть, чуть наклонившись.
- Соблюдать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
- Непрерывная работа с мелкими предметами не должна превышать 20-25 мин.
- В конце работы нужно убрать свое рабочее место.
Технологическая карта проекта
№ |
Выполняемая операция |
Техника |
Инструменты и приспособления |
1 |
Изучил литературу по созданию тактильных пособий для детей с нарушением зрения. |
Книги, сайты по созданию тактильных книг. |
|
2 |
Рассмотрел варианты пособий и сделал выбор. |
||
3 |
Изучил географическое положение городов Пензенской области. |
Книги, сайты по созданию тактильных книг. |
|
4 |
Подготовил необходимые материалы и инструменты. |
Ватман, пластилин, ножницы, бисер, пуговицы, паетки,бусины, ленты, картон, клей. |
|
5 |
На ватмане нанес границы городов Пензенской области. |
Обвести |
Ватман, карандаш |
6 |
По границам, вылепил из пластилина территории городов. |
вылепить |
Ватман, пластилин. |
7 |
Обозначил границы города бисером. |
Бисер. |
|
8 |
Обозначил бусинами города, подписал шрифтом Брайля. |
Бусины, бумага для письма. |
Экономическая оценка проекта
№ |
Название материала |
единицу |
материала |
стоимость |
|
1. |
Ватман |
25 р |
1 |
25 р |
|
2. |
Пластилин |
110 р |
2 |
220 р |
|
3 |
Бисер |
65 р |
2 |
130 р |
|
4. |
Клей |
10 р |
1 |
10 р |
|
5. |
Картон |
15 р |
1 |
15 р |
|
Итого: |
400 рублей |
Моя работа оказалась малозатратной по сравнению со стоимостью пособия в продаже в несколько десятков раз.
Оценка результатов работы
Вот и завершилась моя работа по изготовлению дидактического пособия - тактильной карты Пензенской области. Она получилась у меня прочной, безопасной и недорогой, а самое главное - полезной в обучении детей с нарушением зрения. Данный вид работы вызвал у меня большой интерес, поэтому я поставил для себя задачу: выполнить еще и другие тактильные пособия .
Список литературы
- «Экология для малышей», Д.Денисова. 2011 г.
- «Современная детская энциклопедия от 8 лет», К.Неффорд, М.Голдсмит, Ш.Гэллерн, перевод с английского: Е.А.Дорониной, О.Ю.Пановой, 2011 г.
- «Детская энциклопедия» Д.Эллиот, К.Кинг, перевод с английского Е.П.Коржева, 2013 г.
- «Я и мир вокруг меня» Н.М.Ладнушкина, 2010 г.
- «Моя первая энциклопедия» Л.Я.Гальперштейн, 2002 г.
- Интернет сайты по созданию тактильных пособий и особенностей изучения и познания мира у слепых детей.