На современном этапе обучение иностранным языкам является одним из наиболее значимых направлений в образовании и самых сложных учебных процессов. Это сопряжено с рядом трудностей, решить которые необходимо, в первую очередь, именно педагогу. Сделать освоение языка продуктивным, найти эффективные способы обучения является актуальной проблемой и вместе с тем, основной задачей педагога.
Одной из педагогических технологий и важнейшим направлением для совершенствования дидактических средств, позволяющей сделать процесс обучения наиболее увлекательным, и, как следствие, продуктивным, является визуализация.
Рядом психологических исследований было выявлено, что зрительные каналы обладают наиболее высокой пропускной способностью, нежели слуховые. Считается, что 90% всей информации человек воспринимает именно с помощью органов зрения. Более того, информация, полученная посредством зрения, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. В связи с этим вполне логично, что информацию на занятиях наиболее выгодно представлять с помощью зрительных образов, таких как схемы, иллюстрации, презентации, таблицы и т.п.
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis, т.е. наглядный, воспринимаемый, зрительный. Визуализация - это процесс демонстрации информации, цель которого создать максимальные удобства для ее понимания, а также придание зрительной формы любому объекту, процессу, субъекту. На занятиях английского языка визуализация может оказать действенную помощь в целом ряде вопросов: повышения уровня заинтересованности в изучении материала; увеличении объема запоминаемой информации; обеспечении систематизации полученных знаний; стимулировании креативных процессов; умении делать выводы и проводить ассоциации; активизации познавательной и учебной деятельности; формировании визуального и критического мышления; формировании образного представления знаний.
Применение визуальных средств в иноязычном образовании только получает свое распространение. Принцип наглядности всегда был одним из основополагающих в обучении иностранным языкам. В современных условиях мы все больше говорим о средствах визуализации, в основе создания которых лежат различные способы обработки и компоновки информации, позволяющие представлять ее в компактном и удобном для восприятия и использования виде.
В обучении английскому языку необходим системный подход для разработки комплексов визуальных средств, поскольку именно системное мышление дает возможность выявить все определяющие параметры и взаимосвязь компонентов, оптимизировать процессы познания, осмысления и практического применения знаний и, значит, повысить качество обучения иностранному языку в целом.
Важно понимать, что информационная насыщенность учебного процесса предполагает специальную подготовку учебного материала перед его предъявлением обучаемым. Следовательно, необходимо представление знаний и информации в «сжатом» виде. «Наибольшая прочность освоения грамматического материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном».
Наполняемость самой системы средствами визуализации исходит из специфики «визуализация информации» и «визуализация знаний». «Визуализация информации» предполагает графическое представление абстрактных данных, позволяющие облегчить к ним доступ. «Визуализация знаний» - это обмен знаниями, передача данных, позволяющая стимулировать когнитивные процессы в обучении.
Термин «информация» трактуется как сообщение о фактах, событиях, процессах, оформленные и передаваемые как языковыми средствами. Таким образом, визуализация информации в обучении иностранным языкам - это представление в удобной и доступной форме сообщений об основных фактах, событиях, процессах и т.д., передаваемых средствами иностранного языка.
Средства визуализации информации знакомят изучающего иностранный язык с миром иноязычной культуры и языка как его компонента, представляя сообщения в уже переработанном, «сжатом» виде и выступают одновременно в роли визуального стимула общения.
Создаваемые средства представления знаний помогают не только овладеть изучаемым материалом, но и обобщить и запомнить изучаемый материал, а также способствует его более длительному сохранению в памяти и легкому воспроизведению. Применительно к обучению языку выделяют фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, социокультурные и коммуникативные знания. Следовательно, средства визуализации знаний - это представление в удобной и доступной форме фонетических, грамматических, лексических, страноведческих, социокультурных и коммуникативных знаний с целью их обобщения и более эффективного усвоения.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
- Проект Learning.org я определила для своих занятий в интерактивном режиме. Это хорошо зарекомендованные интерактивные упражнения. На своих уроках английского языка я использую данный проект как для объяснения нового материала (введение лексических единиц, отработка в речи учащихся звуков, грамматические клише), так и для закрепления его, а также для контроля усвоения.
- Сервис Tagul.com позволяет мне создавать облака ключевых слов, которые описывают иллюстрацию или визуальное действие. Это незаменимый помощник на моих уроках при систематизации знаний лексики на английском языке. Таким образом, используя данную программу, я добилась не только пополнения активного словаря своих учащихся, но и осознанного использования лексики различной тематики в устно-речевом и письменном высказывании (например, по УМК Комаровой Ю.А. для 6 класса, учащиеся владеют большим запасом слов по теме «Школьные принадлежности», «Семья», подтверждением чего стали составленные на уроках и рассказанные детьми истории (10 предложений) о своей школьной жизни и семьях).
- Чтобы поддерживать интерес своих учащихся, я использую сервис Rebus1.com, который позволяет не только мне, но и ребятам создавать ребусы в режиме on-line. Составление ребусов на уроках английского языка развивает у моих учащихся творческие способности, способствует формированию лексического навыка говорения, тренирует критическое мышление. Для меня работа с ребусами стала незаменима для учащихся как начальной школы, так и среднего и старшего звена. Многие темы, изученные по УМК обновленных ФГОС «Spotlight» В.Эванс, Дж.Дули и др. получили достойное закрепление и оставили в долгосрочной памяти большой запас учебного материала у учащихся благодаря их работе в сервисе rebus1.com.
- Эффективностью на моих уроках отличается мультимедийная (динамическая) презентация. Это готовые (взятые с учебных сайтов или созданные и разработанные лично мной) учебное видео, основанное на мультимедийной презентации с активным использованием анимационных эффектов. На моих уроках английского языка мультимедийные презентации позволяют реализовывать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иностранного языка: познавательным, учебным, развивающим, воспитательным, коммуникативным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом. Мультимедийные презентации позволяют мне как педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся. Успешность в освоении знаний связана с тем, что такая работа позволяет мне структурировать материал, формулировать его предельно кратко и лаконично, систематизировать воспринимаемую информацию. Таким образом, я получила не просто презентации к урокам, но и материал, который я могу использовать из года в год. Это и фото с информацией о страноведческом материала стран изучаемого языка, учебное видео о взаимоотношениях сверстников в России и за рубежом, материал о культурном достоянии родного села (малой Родины) и Челябинской области (национальный региональный компонент), учебные заведения в России и странах изучаемого языка и т.д.
- Метод Mind Maps (ментальные, мыслительные карты, карты памяти, карты ума, умственные карты, интеллект карты) помогают моим учащимся в решении творческих задач, развивают память и мышление, формируют учебно-познавательную компетенцию учащихся. Данный метод не имеет границ: ребята описывают и запоминают ассоциации и связи, делают зарисовки (картинки), составляют планы пересказа текста на английском языке, рифмуют слова, пишут грамматические формулы и т.д. На своих занятиях я использую карты для освоения знаний социокультурной направленности, формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков, а также при планировании монологичексого высказывания и диалогической речи, для развития умений письменной речи. Применение ментальных карт на уроках английского языка дает возможность моим учащимся: создавать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения; организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся; конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся; осуществлять дифференцированный подход к обучению; организовывать самостоятельную работу учащихся; организовывать проектную деятельность; научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, проявлять интуитивные способности. Рисовать ментальную карту можно на бумаге или с помощью компьютерной программы ConceptDraw MINDMAP Professional, Mind Manager Pro 6, Edraw Mind map, сервиса bubble.us.
- Wordle (www.wordle.net) - облако тегов. Использование такой программы на моих уроках английского языка полезно для учащихся-визуалов. Wordle открывает большие возможности для изучения и обучения иностранному языку. Применяя данную методику, я повышаю интерес к обучению, обеспечиваю более качественное овладение учащимися устной речью, повышаю уровень языковой и речевой подготовки, способствую формированию и совершенствованию лексических навыков.
Информационные технологии - далеко не единственный инструмент визуализации. Без применения компьютерной техники педагог может использовать следующие приемы:
- Таблицы соответствия - эффективный способ закрепления материала при предварительном этапе ознакомления с материалом. Со своими учащимися я составляю таблицы соответствия вместо конспектирования теоретического материала. Это позволяет сократить время на изучение тем, избавляет от ненужного зазубривания английской грамматики и дает высокие результаты при запоминании материала.
- Кластер - эффективный метод визуализации при введении новой темы. С помощью мультимедийной презентации я даю учащимся, например, видеоролик об известных спортсменах. Затем спрашиваю: «Какая тема сегодняшнего урока?» Ребята дают названия уроков, я выбираю наиболее подходящее к теме слово. Вокруг него записываю слова, вызывающие ассоциации. Каждое новое слово образует новое ядро и действия повторяются. Особое предназначение кластера в изучении иностранного языка - формирование лексического навыка говорения.
- Синквейн - прием визуализации, с использованием которого я излагаю учебный материал в виде специфического стихотворения. Цель - более глубокое осмысление темы, что коррелирует с исследуемой проблемой. Синквейн состоит из 5 строк: 1-я - название темы, 2-я - описание темы, 3-я - описание действия, 4-я - отношение автора к теме, 5-я - синоним темы. Для выражения мыслей дается от 1 до 4 слов в каждой строке.
Поскольку я применяю метод визуализации в обучении учащихся английскому языку, я провела небольшой педагогический эксперимент, чтобы получить, или наоборот, опровергнуть эффективность данной системы. В течение 2х месяцев группа обучающихся №1 изучала английский язык без применения приемов визуализации, в группе №2 я активно использовала такие приемы, как составление таблиц, кластер, синквейн, компьютерные презентации и т.д. Обе группы были подобраны по принципу среднего уровня первоначальной подготовки. Этап обучения обеих групп - базовый. В результате, группа №1 при срезовой проверке знаний, приобретенных за 2 месяца, показала результаты ниже, чем группа №2. Далее, я стала применять средства визуализации в группе №1 наравне с группой №2 и при следующей (итоговой) проверке качество знаний в обеих группах практически сравнялось. Таким образом, в ходе моего педагогического эксперимента необходимость применения средств визуализации на уроках английского языка подтвердилось. Преимущество методики, включающей визуализацию, стимулирует учащихся к лучшему усвоению учебного материала.
Литература
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с
- Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализации знаний // Education Technology and Society. 2008. Т. 11, №1. С. 420-433
- Большой энциклопедический словарь. - 2000. - [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/87934
- Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского госуниверситета. - 2015. - №2. - с. 70-73
- Калинина С.И. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. [Электронный курс]// 2010
- Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии. - Барнаул.: Издательство Алтайского госуниверситета, 2012. 231 с
- Малюга Е.Н. К вопросу об обучении иностранным языкам с использованием новых информационных технологий // Вопросы прикладной лингвистики - 2009. - №1 - с. 91-95