«Подлинная школа -
это царство деятельностной мысли».
Сухомлинский В.А.
Согласно новым стандартам, современная система образования должна быть направлена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесение с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.
(Как надо действовать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова.)
Цель: знакомство с алгоритмом действия способа проверки безударных гласных в корне.
Задачи:
- создать условия, чтобы все обучающиеся вывели алгоритмпроверки безударных гласных в корне, научились применять его
- создать условия для развития умения ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова
- создать условия для развития интереса к родному языку
- стимулировать двигательную активность, умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений, формировать культуру понимания собственного тела
Оборудование: весёлый грамматический человечек на доску и каждому ученику меньшего размера с ниточками в ушах, тренажёр «Солнышко», схемы- опоры для работы в информационном поле, предметные картинки.
Тип урока: изучение нового материала.
Последовательность этапов урока:
- Организационное начало урока
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы и целей урока
- Изучение нового материала, выведение алгоритма.
- Закрепление изученного.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационное начало урока
Есть такое выражение «завязать узелки на память».
- Что оно обозначает? Славяне (наши предки) пользовались узелковой письменностью для сохранения текстов песен, религиозных гимнов, заклинаний, мифов, географических сведений. На нити завязывались узелки. Каждому слову соответствовал свой тип узелка. Затем нить сматывалась в клубочки. В современном языке остались живые подтверждения этой практики (выражения «нить повествования», «завязка», «развязка»), а также традиция завязывать узелки на память.
Сегодня на урок к нам пришёл весёлый грамматический человечек с «узелками на память» в ушах. Он поможет нам запомнить материали оценить участие каждого в уроке.Давайте покажем, как мы умеем думать, рассуждать, доказывать. За активную работу гость вознаградит ребят, но не конфетами и пирожными, а новыми знаниями.
2. Актуализация знаний
- Прочитайте слова.
В[а]рона, н[а]га, с[а]бака, р[и]бята, ст[а]лы, н[а]род, с[а]ва.
- Что в них интересного? Какие звуки не обозначены буквами?
(Не обозначены буквами безударные гласные звуки)
- Почему? Объясните.
(Это «опасные места, произношение часто не совпадает с написанием)
- Прочитайте ещё раз слова. На какие группы их можно разделить? (Словарные слова)
- Как проверить безударный гласный звук в словарных словах?
(Их нельзя проверить, их нужно запомнить).
- А если забыл или не знаешь, как пишется такое слово. Как тогда поступить?
(Посмотреть в словарик в конце учебника или в орфографический словарь)
- А вторая группа слов? (Слова с безударными гласными, которые проверяются)
То есть, слова можно разделить на 2 группы: с безударными гласными, не проверяемыми ударением, и с проверяемыми безударными гласными.
- Запишите словарные слова, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные. (На доске размещает ученик в два столбика).
Перевернуть карточки и дети проверяют себя.
- Если правильно выполнили задание, завяжите узелок на ушке весёлого грамматического человечка.
- А как будем списывать остальные слова? Что нужно сделать? (Нужно сначала проверить безударные гласные)
3. Сообщение темы и цели урока
- Кто догадался о теме нашего урока?
(Как надо действовать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне слова)
- Нам нужно вывести алгоритм действия способа проверки безударных гласных в корне слова и научится его применять.
- Кто может объяснить значение слова алгоритм? В случае затруднения обращаемся к толковому словарю.
4. Выведение алгоритма
1) - Возьмём слово н[а]га.
- Что нужно сделать в первую очередь? Как понять, какой звук безударный?
(Поставить ударение).Дети ищут необходимое слово, работая в информационном поле. На доску помещается опора и параллельно заполняется схема грамматического человечка учителем и детьми.
1) ударение |
- Как понять, в какой части слова находится безударный гласный звук? (Выделить корень)
Дети ищут необходимое слово, работая в информационном поле. На доску помещается опора и параллельно заполняется схема грамматического человечка учителем и детьми.
2) корень |
- Что нужно сделать дальше? (Подобрать проверочное слово)
- Какое слово является проверочным? (Однокоренное, чтобы безударный звук в этом слове стал ударным)
Дети ищут необходимое слово, работая в информационном поле.На доску помещается опора.
3) проверочное слово |
- И только после этого пишем гласную.
- Все ли гласные «опасные места»? (Нет. Только: а-о, е-и-я)
Дети ищут необходимое слово, работая в информационном поле. На доску помещается опора и параллельно заполняется схема грамматического человечка учителем и детьми.
4) гласный |
2) Чтение алгоритма в учебнике на странице 132 и сравнение.
- Что мы упустили в нашем алгоритме? (- Что нужно обозначить орфограмму)
На доску помещается опора и параллельно заполняется схема грамматического человечка учителем и детьми.
Чтобы не забыть и запомнить алгоритм, давайте, « завяжем узелки» на левом ушке.
Физминутка Тренажёр «Солнышко»
Используется 2 чёрные рукавички с жёлтыми дисками - «солнышками». Учитель, надев рукавички, разводит руки в стороны, поочерёдно сжимая и разжимая ладони. Дети переводят взор с одного появившегося «солнышка» на другое (голова неподвижна). В процессе упражнения, глазодвигательные мышцы работают в активном режиме, сокращаясь и расслабляясь. Это снимает застойные явления, глаза получают дополнительное питание, снабжение кислородом. Положения рук учителя могут быть различными: горизонтальная плоскость, правая в сторону, вверх…Дозировка - 5-6 раз в каждой из плоскостей.
5. Закрепление изученного
1) Вернёмся к словам на доске. Запишем их, проверяя по алгоритму.
Н-га-ноги-нога
С-ва-совы-сова
- В какой форме употреблено проверочное слово? (В форме множественного числа)
Ст-лы-стол-столы
Гр-бы-гриб-грибы
- В какой форме употреблено проверочное слово? (В форме единственного числа).
Скв-рец-скворушка-скворец
- Какой способ проверки помог написать слово правильно? (Назвать слово ласково)
- Какие способы проверки помогут нам правильно подобрать проверочное слово? (Позвать на помощь единственное или множественное число, либо назвать слово ласково)
Заполняется схема грамматического человечка учителем и детьми.
Чтобы не забыть алгоритм и запомнить его, давайте «завяжем узелок на память». Завязываютна ушке у человечка узелок.
2) Применить полученные знания нам поможет игра «Молчанка». Учитель показываетпредметные картинки, в словах, которых есть безударный гласный звук. Ребята про себя (молча) подбирают проверочные слова и показывают жестами гласную. После игры завязывают узелки, те обучающиеся, у которых не было ошибок.
3) Проверить себя, вы сможете, выполнив самостоятельно упражнение №226. Один ученик у доски. После выполнения осуществляется самопроверка и завязывание узелка теми обучающимися, чьи работы выполнены, верно.
6. Домашнее задание
Дома, вы будете готовиться к «Аукциону слов, с безударной гласной, проверяемой ударением». Ребята придумают и запишут в тетрадь слова, с изучаемой орфограммой. А на следующем уроке мы продолжим нашу игру «Молчанку», в которой ведущим будет каждый из вас.
7. Подведение итогов
Наш весёлый грамматический человечек раздал жетоны за усердие и старание. Давайте и мы порадуем его своими ответами. В своём портфеле гость принёс вопросы. Ответив на них, мы узнаем, что усвоено, а над чем надо будет поработать.
- Кто знает ответ, показывает такой жест…
- Кто не совсем уверен….
- Кто совсем ничего не запомнил…
- Что обозначает слово «алгоритм»?
- С каким алгоритмом познакомились на уроке?
- Назови этапы этого алгоритма.
- Какие способы проверки безударных гласных, вы запомнили?
Задачи, которые мы ставили на уроке, выполнены. Надеюсь, грамматический человечек остался довольным и придёт к нам ещё в гости.
8. Рефлексия
Поднимите руки, у кого завязались узелки в памяти? Урок пошёл на пользу! Надеюсь, что инаши гости запомнили тоже что-то интересное и новое и «завязали свои узелки на память».