Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока:
- обобщить и углубить знания о роли предложений в речи;
- познакомить с основными признаками предложений (назначение предложений, интонация конца предложения, наличие грамматической основы).
Задачи урока:
Обучающие:
- повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
- проверить умения определять границы предложения, ставить знак препинания в конце предложения, находить и выделять грамматическую основу, научить различать предложения с одним и двумя главными членами;
- закреплять умение правильно оформлять на письме предложения.
Развивающие:
- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус к слову;
- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знать понятия: опознавательный знак, грамматическая основа, интонация конца предложения; уметь определять границы предложений, ставить в конце нужный знак препинания.
- Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, способность к самоанализу.
- Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.
Этап урока
|
Деят-ть учителя |
Деят-ть учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
1. Мотивация и учебная деятельность |
Вступительное слово.
|
Учащиеся приветствуют учителя. |
Познавательные: осознают учебно- воспитательную задачу.
|
||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие. Создание проблемной ситуации |
На экране - не связанные друг с другом слова, «путаница».
|
Ученики смотрят на экран, отвечают на вопрос, меняют местами слова, составляют предложение.
|
Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.
|
||||||
Постановка учебной задачи.
|
Наша задача - усвоить признаки предложения и функцию предложений в речи, в жизни, в тексте |
Слушают учителя |
|
||||||
Построение проекта выхода из проблемной ситуации |
1. Словарная работа. Багровый. Багрец. Багр - «красная краска, красный цвет» (русск.) 2. Обращение к имеющимся знаниям по теме. |
Заполнение таблицы
Заполняется 1 и 2-я колонка.
|
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
|
||||||
3.Ответы по первой колонке. Подвожу к тому, что предложение должно нести какую-то информацию.
- Приведите примеры из жизни, которые говорят о том, что предложения для нас очень важны Попробуем построить дом для нашего предложения. Признаки предл-я - это строит-й мат-л. (признаки вносятся по мере их определения) |
Работа над текстом. (стр.66 учебника)
|
||||||||
4. Упражнение на отличие словосоч-я от предл-ия.
- Попробуйте дать названия колонкам слева и справа.
|
Интонация конца предл-я, в конце - знак завершения, наличие грамматической основы. Называют основы.
Отвечают. Делают второй вывод: еще один главный признак - наличие грамматической основы. (внесение признака в «дом» для предл-ия) Отвечают. Наблюдение по учебнику (стр. 67), отвечают на вопрос учебника. |
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками. |
|||||||
5.Определение границ предложения.
Обращение к классу посмотреть на экран. Отрывок из стихотворения.
...Кисель там варят из резины
|
Читают про себя | ||||||||
- Почему трудно понять смысл?
- Как навести порядок в этой путанице? - Для чего нужны точки? Что они делают? - Как определить границы пред-й? |
Делают вывод том, что нужно поставить точки.
Нужно прочитать.
|
||||||||
На экране - стих-е со знаками преп-я.
...Кисель там варят. Из резины
|
После работы прочитывают выразительно вслух. | ||||||||
Подвожу к третьему выводу:
|
Ответы детей: ., ? ! …
Делают третий вывод:
|
|
|||||||
Первичное закрепление
|
Задание 1. «Вопрос-ответ»: задать друг другу по одному вопросу и записать ответ. (По любой теме: школа, прогулка, просмотренный фильм, прочитанная книга и т.д.) | Работают в парах: один ученик задает вопрос другому, записывает его, затем записывает ответ соседа. |
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
|
||||||
Задание 2: исправить текст (определить границы предложений, подчеркнуть грамматические основы, вставить пропущенные буквы.)
|
Выполняют работу на листочках (у каждого) осень идем по тропинке в лесу разбушевался листопад листья покрыли все кругом избушка лесника здесь мы найдем приют.
Дети читают предложения, называют грамматическую основу. |
||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
Вып-е упр. №142. Чтение задания. Самост-е выписывание.
|
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
||||||
Рефлексия |
Возвращение к таблице, заполнение 3-й колонки |
Заполнение колонки. Ответы детей. |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
|
||||||
Домашнее задание |
Парагр .№ 28, упр. 143 |
|
|
Использованные источники
- Е.И.Никитина. «Уроки русского языка в 5 классе». Изд-во «Просвещение». 2018 г.
- А.В.Соколова. «Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой». Изд-во «Учитель». 2004 г.
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/21/tehnologicheskie-karty-urokov.
- Корпорация «Русский учебник». Раздел: Методическая помощь. Технологические карты уроков.