Технологическая карта урока русского языка по теме "Предложение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: предложение


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:

  • обобщить и углубить знания о роли предложений в речи;
  • познакомить с основными признаками предложений (назначение предложений, интонация конца предложения, наличие грамматической основы).

Задачи урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
  • проверить умения определять границы предложения, ставить знак препинания в конце предложения, находить и выделять грамматическую основу, научить различать предложения с одним и двумя главными членами;
  • закреплять умение правильно оформлять на письме предложения.

Развивающие:

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус к слову;
  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
  • направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знать понятия: опознавательный знак, грамматическая основа, интонация конца предложения; уметь определять границы предложений, ставить в конце нужный знак препинания.
  • Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, способность к самоанализу.
  • Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.

Этап урока

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация и учебная деятельность

Вступительное слово.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Учащиеся приветствуют учителя.

Познавательные: осознают учебно- воспитательную задачу.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация и пробное учебное действие. Создание проблемной ситуации

На экране - не связанные друг с другом слова, «путаница».
- Солнца над показался лесом краешек соседним
- Понятен ли нам смысл того, что мы видим на экране?
- Можем ли мы как-то навести порядок в этой путанице?
- Что вы сделали? (переставили местами слова).
- Зачем? (Чтобы связать слова между собой).
- Для чего это нужно сделать? (Чтобы получилось предложение).
- Для чего нам нужны предложения? (для понимания друг друга, для общения и т.д.)
- Как будет звучать тема урока?

Ученики смотрят на экран, отвечают на вопрос, меняют местами слова, составляют предложение.
Над соседним лесом показался краешек солнца.
Называют тему урока, записывают в тетрадь.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные: понимают учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Постановка учебной задачи.
Озвучивание цели урока

Наша задача - усвоить признаки предложения и функцию предложений в речи, в жизни, в тексте

Слушают учителя

Построение проекта выхода из проблемной ситуации

1. Словарная работа.

Багровый. Багрец.

Багр - «красная краска, красный цвет» (русск.)

2. Обращение к имеющимся знаниям по теме.

Заполнение таблицы

Что я знаю о предлож.

Что хочу узнать, чему научиться

Что узнал о предл., чему научился

Заполняется 1 и 2-я колонка.
Могут быть затруднения при заполнении 2 колонки. При наводящих вопросах может звучать следующее:
Как найти границы предложений?
Сколько может быть слов в предложении?
Из чего может состоять грамматич-я основа?
Как правильно соединять слова в предлож-нии?
3-я колонка заполняется в конце урока.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.

3.Ответы по первой колонке. Подвожу к тому, что предложение должно нести какую-то информацию.
- Приведите примеры из жизни, которые говорят о том, что предложения для нас очень важны
Попробуем построить дом для нашего предложения.
Признаки предл-я - это строит-й мат-л.
(признаки вносятся по мере их определения)

Работа над текстом. (стр.66 учебника)
Чтение текста, определение основной мысли. Приводят примеры из школьной жизни, жизни семьи, общения со сверстниками.
Делают первый вывод: предл-я необходимы для общения, учебы (запись в рисунке)

4. Упражнение на отличие словосоч-я от предл-ия.
Материал для наблюдений.

Багровое солнце
Видел солнце
Опускалось медленно

Я видел багровое солнце.
Ты видел багровое солнце?
Ты, Гена, нарисуй закат солнца.
Солнце багровое.
Вижу багровое солнце.

- Попробуйте дать названия колонкам слева и справа.
- Как вы докажите, что справа - это предложение?
Что такое грамматич-ая основа?
Может ли предложение быть без нее?
- Из чего состоит грамматическая основа?
- Может ли грамматическая основа состоять из одного главного члена предложения?

Интонация конца предл-я, в конце - знак завершения, наличие грамматической основы. Называют основы.
Отвечают.
Делают второй вывод: еще один главный признак - наличие грамматической основы. (внесение признака в «дом» для предл-ия)
Отвечают.
Наблюдение по учебнику (стр. 67), отвечают на вопрос учебника.
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.
Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

5.Определение границ предложения.

Обращение к классу посмотреть на экран. Отрывок из стихотворения.
- Попробуйте прочитать стих-е в том виде, в каком оно дано на экране

...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи…

Читают про себя
- Почему трудно понять смысл?
- Как навести порядок в этой путанице?
- Для чего нужны точки? Что они делают?
- Как определить границы пред-й?

Делают вывод том, что нужно поставить точки.
Точки определяют границы предложений.

Нужно прочитать.
Дети читают самостоятельно, ставят точки, исправляют буквы. (У каждого печатный текст).

На экране - стих-е со знаками преп-я.

...Кисель там варят. Из резины
там шины делают. Из глины
кирпич там жгут. Из молока
творог готовят. Из песка
стекло там плавят. Из бетона
плотины строят. Из картона
обложки там. Из чугуна
там варят сталь. Из полотна
кроят рубахи. Из пластмассы
посуду делают. Из мяса
котлеты стряпают. Из сажи…

После работы прочитывают выразительно вслух.

Подвожу к третьему выводу:
- Что помогает правильно определить границу предл-ия?
6. Возможные знаки препинания в конце предл-ия.
- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
Теперь, когда дом для предложения построен, нужно проверить, насколько он прочен.

Ответы детей: ., ? ! …

Делают третий вывод:
Интонация конца предл-я - опознавательный признак (внесение записи в «дом»).

Первичное закрепление

Задание 1. «Вопрос-ответ»: задать друг другу по одному вопросу и записать ответ. (По любой теме: школа, прогулка, просмотренный фильм, прочитанная книга и т.д.) Работают в парах: один ученик задает вопрос другому, записывает его, затем записывает ответ соседа.

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.
Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками. Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Задание 2: исправить текст (определить границы предложений, подчеркнуть грамматические основы, вставить пропущенные буквы.)
Осень. Идем по тропинке в лесу.
Разбушевался листопад. Листья покрыли все кругом. Избушка лесника. Здесь мы найдем приют.
Проверка задания.
На слайде появляется правильный вариант.

Выполняют работу на листочках (у каждого)

осень идем по тропинке в лесу разбушевался листопад листья покрыли все кругом избушка лесника здесь мы найдем приют.

Дети читают предложения, называют грамматическую основу.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вып-е упр. №142. Чтение задания. Самост-е выписывание.
1-вар.- текст №1,
2-й вар. - текст №2
Проверка через выраз-е чт-е вслух.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Рефлексия

Возвращение к таблице, заполнение 3-й колонки

Заполнение колонки. Ответы детей.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.

Домашнее задание

Парагр .№ 28, упр. 143

Использованные источники

  1. Е.И.Никитина. «Уроки русского языка в 5 классе». Изд-во «Просвещение». 2018 г.
  2. А.В.Соколова. «Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой». Изд-во «Учитель». 2004 г.
  3. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/21/tehnologicheskie-karty-urokov.
  4. Корпорация «Русский учебник». Раздел: Методическая помощь. Технологические карты уроков.