Цель собрания: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
- Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
Материалы:
- Листы бумаги А4 разного цвета (4 цвета).
- Карточки тех же цветов (для каждого участника).
- Карточки с практическими заданиями.
- Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей.
Класс оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания.
Стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в класс каждый участник получает карточку какого-либо цвета, садится за стол, на котором лежат листы А4того же цвета. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками).
Ход собрания
1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание - простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Выполнение практического задания по группам:
- Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения.
- Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения.
- Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания.
- Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).
Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.
3. Анализ анкетирования детей
Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2). Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?
Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.
А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:
Поощрения, связанные с внешкольными занятиями
Например: лечь спать на час позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
Материальные поощрения
Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать дляних, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.
Социальные поощрения
Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми
О чём нужно помнить при поощрениях?
Чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств:
- Поощрение должно быть строго индивидуальным.
- Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
- Заслуженное поощрение необходимо выдать.
- Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
- Возможно, награды придётся менять.
- Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение - наказанию. Наказания - это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют родители, можно разделить на пять категорий.
1. Потеря привилегии
Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.
Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний.
2. Запрет на приятные для ребёнка занятия
Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.
Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.
Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:
- Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.
- Провинность должна определяться очень чётко. Например: "Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете". Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.
- Далее делается предупреждение: "Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то". Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
Например: "Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу". Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена.
3. Лишение поощрения
Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой.
4. Вербальные наказания
Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации - это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей.
5. Физическое наказание
Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: "Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу".
Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают, либо грубят (особенно в подростковом возрасте).
При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности, несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.
Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний и поводов для наказаний.
О чём нужно помнить прибегая к наказаниям?
Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.
- Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
- Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
- Индивидуализируйте наказания.
- Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
- Сохраняйте холоднокровие.
- Не злоупотребляйте наказаниями.
- Старайтесь наказывать сразу.
5. Рассмотрение проблемных ситуаций
Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах. Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. (Приложение 3).
Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения
6. Итог собрания
А в заключение я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе:
- Нехорошо заставлять ребёнка целовать руку, которая только что его высекла.(И.Кант)
- Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам. (Народная мудрость)
- Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. (Э.Бомбек)
Уважаемые родители, поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
7. Памятки-рекомендации (Приложение 4, Приложение 5)
"Как поощрять ребенка в семье".