Формирование субъектности внутри классного коллектива формат «Учение в общении»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Становление личности невозможно без развития субъектности человека. Поэтому в мире современного образования актуально обращение к внутреннему миру ребенка как к субъекту жизни, культуры, образования. В отечественной педагогике и психологии накоплен большой теоретический материал по вопросу развития личности ребенка как субъекта и его субъектности.

В психологическом словаре субъектом (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) признается индивид как источник познания и преобразования деятельности; носитель активности. Одной из существенных характеристик личности человека при этом является субъектность.

Субъектность обнаруживается в способности человека осуществлять саморегуляцию, проявляющуюся в умении самостоятельно ставить цели, планировать их достижение, оценивать свои возможности, а также результаты выполненных действий, на основе чего осуществлять коррекцию собственного поведения.

В контексте моего выступлении по представлению своего практического опыта работы по развитию субъектности я бы остановилась на нескольких теоретических аспектах:

  • во-первых, идея С.Л.Рубинштейна, о том, что «развитие личности является не продуктом взаимодействия различных факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим»;
  • во-вторых, концепция А.Н.Леонтьева о том, что становление субъектности личности обусловлено активной деятельностью самого человека, его активной мотивацией, творческой позицией;
  • в-третьих, точка зрения Н.Е.Щурковой на развитие субъектности ребенка, как процесса, который протекает лишь в условиях предоставляемой ситуации выбора, когда ребенок самостоятельно принимает какое-либо решение в процессе физической и духовной активности, а также в процессе организуемого размышления воспитанника о своем «Я», о собственных целях, задачах и личностных смыслах жизни.

Эти положения стали основой моей работы в классе, целью которой является развитие субъектности младших школьников, т.е. активности, самостоятельности, рефлексивности, осознания своего права выбора и несения ответственности за этот выбор, понимание и принятие другого мнения.

Дети становятся сообществом, если получают возможность самореализации в ситуациях интересной для них совместной деятельности. Они осознают себя сообществом в процессе активного взаимодействия, обретения каждым самосознания и определения своей роли сообществе.

Очень часто педагог для такой работы сам планирует мероприятия, проводит классные часы по методичке, но есть и другой более сложный путь. Этот путь выбираю я. Стараюсь быть в диалоге с детьми, узнаю, что происходит в их жизни, какие проблемы возникают, что их интересует; мы совместно планируем интересные общие дела, решаем текущие вопросы организации учебной и внеучебной деятельности ситуативно, узнаю о происходящем в групповой структуре детского сообщества. При этом стараюсь с каждым ребенком быть в постоянном контакте, поддерживаю его особый путь в жизни сообщества, стараюсь видеть его роль в укреплении отношений с детьми. Взрослый при этом должен быть наблюдательным, отзывчивым, уметь не глушить детскую инициативу, должен помочь реализоваться каждому конкретному ребенку и создать условия для его социально значимой самореализации в сообществе.

Взаимодействие при этом является основной формой педагогической деятельности, в основу которой положены, с одной стороны, диалог, индивидуальное консультирование, демонстрация ребенку вариантов решений, выработка направления действий, а с другой стороны, умение продуктивно организовать его деятельность в группе, способность продемонстрировать ролевое многообразие (побыть лидером, исполнителем, генератором идей, критиком. Только тогда педагог сможет быть реально значимым для группы детей, когда не решает за них, не выполняет их часть дела, не диктует ход работы, а обеспечивает условия выбора из представленных детьми вариантов наилучшего решения, поддерживает самостоятельные действия и аналитическую атмосферу в группе, побуждая детей добиваться результата. Организовать такую деятельность оказалось сложным, но очень интересным делом.

Эту работу я начинаю в 4 классе. Ребята именно к этому возрасту могут в достаточной мере отвечать за свои поступки, могут сами спланировать интересное дело, смогут договориться между собой, и т.д. Основная идея заключается в следующем: класс делится на группы, каждая группа получает определенное поручение на неделю, работает в течение недели, в пятницу проходит рефлексия и смена поручений. Разберемся детально, как всё происходит.

Первый этап - это деление на группы: оптимально, как показала практика, по 4-5 человек, если меньше, например, по 3 человека, то, когда дети отсутствуют, очень трудно выполнять обязанности, если больше, то трудно найти всем дело. К таким выводам пришли сами дети во время рефлексии, отработав в игре 1 модуль. Деление на группы можно организовать по-разному. Первый раз, на мой взгляд, лучше делить учителю или куратору самому, очень важно, чтобы в каждой группе оказалось по лидеру, при этом соблюдался гендерный принцип, и, конечно же, важно, чтобы в группе были дети, которые дружат между собой, испытывают психологический комфорт от общения. Опять же при рефлексии дети сами отметили необходимость того, чтобы в каждой группе был, цитирую: «более активный ученик, который всех заводит…». На следующем этапе детям предоставляется возможность самостоятельно делиться на группы.

Далее вместе с детьми мы определяем, какие дела есть в классе каждый день, за которые ответственность ребята могут взять на себя. При этом мы обсуждаем, выслушиваем мнение каждого, обычно при этом мы садимся в большой круг.

Чаще всего определяются следующие позиции:

  • Дела, связанные с учёбой (раздать тетради, карточки, листочки, повесить карту, принести учебные пособия, помочь ребятам приготовиться к урокам, напомнить заточить карандаши, навести порядок в школьном шкафчике и т.д.). Здесь же ребята могут проявить инициативу и поучаствовать в «пятиминутках» на уроках (устный счёт, словарный диктант и т.д.). Сразу хочется обговорить здесь проблему тактичного общения, то есть дети договариваются, как именно они будут напоминать о том, что надо приготовиться к уроку. Как напомнить, так, чтобы товарищ не обиделся, много говорим о «золотом» правиле нравственности.
  • Дела, связанные с чистотой и порядком в классе (чистая доска, порядок после урока ИЗО, ухоженные цветы, порядок в классе, порядок в столовой после завтрака, обеда и т.д.)
  • Дела, связанные досугом (игры на перемене, на прогулке, турниры по настольным играм, шашкам, шахматам и др.)
  • Дела, связанные с художественными навыками (оформление классного уголка, стенгазеты, создание интересных объявлений, поздравлений и т.д.)
  • Дела, связанные со здоровьесбережением (физминутки, чистота рук перед столовой, спортивные соревнования внутри класса)

В зависимости от количества детей в классе поручения можно объединить. У нас в классе 14 человек соответственно, у нас 3 группы (4,5,5 человек). Названия поручений дети придумывают сами. У нас это:

  • 1 группа «Помощники учителя» (дела, связанные с учёбой, физминутки «Гимнастика мозга»);
  • 2 группа «Дежурные» (дела, связанные с чистотой и порядком в классе);
  • 3 группа «Затейники» (игры, соревнования и оформление).

Для большей мотивации детей эта игра проводится в форме соревнования. Каждая группа получает поручение в пятницу и работает целую неделю, не покладая рук. Для лучшей наглядности в работе можно использовать scram-доску. Мы её немного адаптировали для своей работы. Дети в первой колонке «Надо сделать» утром вывешивают те дела, которые им предстоит сделать в течение дня, постоянные дела, которые надо выполнять каждый день, мы заламинировали и сделали на магнитиках (дети попросили, так более практично), а вот дела, которые дети придумали сами и хотят выполнить, они пишут на стикерах, потом если это дело становится постоянным, мы его тоже ламинируем. Вторая колонка «Делаем», дело рассчитанное на весь день висит здесь. Когда определенное дело завершено, ребята перевешивают стикеры или карточки в колонку «Готово». В колонке «Проверка» работает учитель и воспитатель, если всё хорошо, то дети получают «лайк» за каждое выполненное дело, за дополнительные дела получают соответственно дополнительные лайки. Если в ходе проверки мы с ребятами выясняем, что тетради, например, еще не раздали, то стикер возвращается из колонки «Готово», в колонку «Делаем». Таким образом, в конце дня проходит ежедневная рефлексия проделанной работы.

В пятницу каждая группа проводит рефлексию, что получилось, а что не получилось за целую неделю. Не всё проходит гладко в ходе этой работы. Обычно после нескольких недель у ребят возникает вопрос, как быть, если кто-то старается, делает много дел, а кто-то бездельничает? После обсуждения ребята пришли к выводу, чтобы такого не получалось лучше всего распределять обязанности в группе. Например, когда группа работает как «Помощники учителя», каждый из ребят получает своё поручение (1 - раздаёт тетради листочки, карточки и т.д.; 2 - проверяет готовность к уроку; 3 - проводит физминутки; 4 - проводит «пятиминутку»; 5 - помогает учителю готовить доску к уроку). Интересно наблюдать, как ребята учатся договариваться, вместе решают, обсуждают, спорят, придумывают.

В конце недели подсчитываем все лайки, полученные за 5 дней, отмечаем в рейтинге групп. Перераспределяем обязанности, т.е. происходит смена поручений на следующую неделю. Достаточно быстрая смена поручений не дает детям устать от дел, при этом они видят, что придумали ребята из других групп, хотят попробовать воплотить их идеи и придумать что-то своё.

Состав групп меняется в начале модуля, таким образом дети работают в течении года в пяти различных микрогруппах. Это позволяет тесно общаться почти с каждым одноклассником, учиться принимать детей такими, какие они есть, искать положительные качества в каждом ребёнке.

Группы периодически кооперируются между собой. Это просто классно! Например, «Помощники учителя» придумали проинсценировать отрывок из произведения, которое дети проходят на уроке литературного чтения, они обращаются к «Затейникам», чтобы те написали афишу о предстоящем событии и помогли им с костюмами, или вот интересная идея создания лэпбуков по произведениям писателей. «Дежурные» и «Помощники учителя» объединялись, чтобы вместе провести конкурс на лучшую книжную закладку.

В ходе такой работы дети ещё и учатся, да, учатся. Они овладевают навыками основных компетенций, востребованных в современном мире, так называемые «4К»: коммуникативность, кооперативность, критическое мышление, креативность.

Ученики развивают коммуникативность через общение, умение договариваться, отстаивать свою точку зрения; кооперативность через умение найти связи и организовать работу внутри группы и между группами; креативность порой зашкаливает, они придумывают новые дела, новые игры, новые проекты; у детей развиваются навыки критического мышления, при анализе проделанной работы, планировании новых дел и т.д.

При этом идёт формирование субъектности младшего школьника, так как появляется возможность действовать самостоятельно, понимать, что и как вокруг него происходит, к чему это приведет. Рождается совместно выбранная жизнедеятельность, в которой каждый может самоопределиться и самореализоваться.

Каждому педагогу важно помнить слова известного психолога Л.С.Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».