Программа дополнительного образования "Экскурсии и походы выходного дня по Туле"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование

Ключевые слова: экскурсия, г. Тула


Экскурсия, как один из важнейших элементов просветительской деятельности, известной и популярной на протяжении многих веков даёт возможность узнать историю своей малой Родины, становления её общества, культуры, науки, искусства. Эта форма получения исторических, общечеловеческих, научных знаний о том или ином регионе, и том, что его прославляет: музеях, предприятиях, объектах культурно-исторического наследия является наиболее доступной, увлекательной и понятной как для местных жителей, так и посетивших город гостей. Она необходима в различных сферах деятельности, позволяет не только познакомиться с историческим наследием, но и представить современные достижения региона в самом выгодном свете. Для развития экскурсионного дела необходимы профессиональные, целеустремлённые, любознательные и отлично подготовленные кадры, способные увлечь, заинтересовать своих слушателей. Чем раньше человек поймёт своё предназначение, попробует прикоснуться к труднейшей профессии, тем больше у него возможностей раскрыть свой талант. Именно поэтому целесообразно начинать обучать экскурсионному делу в школе, т.к. именно в период обучения в средних образовательных учреждениях у учащихся формируются познавательные интересы, способствующие дальнейшему самоопределению в огромном количестве профессий.

Программа «Экскурсии и походы выходного дня по Туле» курса «Юные туристы-краеведы» ориентирована на активное приобщение школьников к познавательной, научной деятельности, здоровому образу жизни, носит образовательно-развивающий характер, разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 4 июля 2014г. № 41;
  • Устав МБОУ ЦО №4 г. Тулы.
  • Устав ШСК «Меридиан» МБОУ ЦО №4.
  • Устав ТК «Орлы» МБОУ ЦО №4.

Программа имеет туристско-краеведческую направленность, является адаптированной, разработана в 2020 году на основе часов раздела «Основы краеведения» программы «Юные туристы - краеведы» авторы: Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.);

Программа составлена с учетом воспитательной программы деятельности МБОУ ЦО №4 г. Тулы, включающей в себя график проведения городских мероприятий. Новизна Программы заключается в том, что она адаптирована к условиям обучения и воспитания в городе-герое Тула, обучающимся и педагогу, материальной базе МБОУ ЦО №4, является начальной ступенью на пути к освоению более сложных программ туристско-краеведческой направленности.

Актуальность данной Программы связана с тем, что регулярные занятия туристско-краеведческой деятельностью, участие в прогулках, экскурсиях и походах формирует в подростке стойкий интерес и привязанность к родному краю, социальную и двигательную активность. Кроме того, интеграция общего и дополнительного образования, происходящая в процессе реализации курса, очень актуальна, так как расширяет знания учащегося по многим предметам школьной программы, дает возможность своими глазами увидеть то, что написано в учебниках. В туристских прогулках и экскурсиях становятся понятными многие знания, приобретенные на уроках природоведения, рисования, музыки, географии, физкультуры, истории, ОБЖ. Производственные экскурсии делают более понятными знания, полученные на уроках физики, химии, технологии. А главная отличительная особенность пеших походов в том, что они доступны и полезны любому здоровому человеку независимо от возраста и физического развития, позволяют выбрать маршрут в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Большинство тем курса связано именно с пешеходными маршрутами по родному краю.

Педагогическая целесообразность данной Программы обусловлена тем, что позволяет каждому воспитаннику получить ответы на многие вопросы, заданные школьной программой в увлекательной форме, применить полученные знания, умения и навыки в выборе экскурсионного материала с последующим представлением его в области туризма, применении в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата. Программа призвана помочь любому заинтересованному педагогу расширить свой кругозор в совместной работе с воспитанниками, направить знания детей о родном крае в разные профессиональные направления, помочь ребёнку ощутить свою связь с прошлым и настоящим своего родного города. Кроме того, педагогическая целесообразность образовательной программы видится в формировании у обучающегося чувства ответственности, осознание индивидуальной роли в коллективном процессе по выбору темы экскурсии, отбору материала и её реализации, учит всесторонне анализировать проведённое мероприятие. Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность.

Программа предназначена для педагогов, работающих со школьниками, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям, в возрасте от 8 до 18 лет. Количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Сроки реализации программы, режим занятий Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Расписание строится из 1 занятия в 2 недели. Педагог может распределять последовательность изучения тем программы и устанавливать продолжительность занятий исходя из времени года, погодноклиматических условий, которые, однако, не превышают 4 часов на местности.

Программа предусматривает также и индивидуальную работу с обучающимися с использованием, в том числе, дистанционных методов обучения.

Программу могут использовать классные руководители, педагоги дополнительного образования и все те, кто интересуется процессом познания своего родного края.

Формы и методы работы по программе. Наиболее доступными формами реализации программы являются практические занятия, экскурсии и туристские прогулки, походы выходного дня, продолжительность которых зависит от вида мероприятия. Тематика занятий предусматривает ознакомление учащихся со своим городом, родным краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых в путешествиях.

Цель программы: сохранение и укрепление физического, нравственного, психического здоровья школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности, расширение и систематизация знаний о своей малой Родине.

Задачи программы:

  • Воспитательные: воспитывать любознательного, ответственного, целеустремлённого, человека, воспринимающего себя непосредственным участником событий сегодняшнего дня, личностью, имеющей глубокие патриотические чувства любви к родному краю, обладающей бережливым отношением к истории, культуре, искусству, природе своего родного края.
  • Развивающие: содействовать развитию аналитического, рационального мышления, зрительной памяти, внимания, двигательной активности, умению преодолевать физические и психологические трудности в процессе экскурсионной деятельности, способствовать социализации личности ребёнка исходя из ценностей общественной мысли родного края.
  • Обучающие: формировать начальные экскурсоводческие и туристские знания и умения, необходимые для совершения походов и экскурсий, приобщать к получению знаний об истории родного края.

Планируемые результаты

1. Личностные результаты:

  • воспитание высокоразвитой российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к туристско-краеведческой деятельности, формирование уважительного отношения к труду, спорту;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

2. Метапредметные результаты:

1. Регулятивные:

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности.
  • Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  • Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

2. Коммуникативные:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
  • Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
  • Формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

3. Познавательные:

  • Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, строить логическое рассуждение.
  • Умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Смысловое чтение.

3. Предметные результаты: в результате освоения программы «Экскурсии и походы выходного дня по Туле» воспитанники могут получить комплекс знаний и приобрести определенные умения и навыки в области туризма и краеведения.

Способы определения результативности

Для определения эффективности образовательного процесса применяются следующие формы педагогического контроля: опрос, собеседование, тест-задания.

Общефизическая подготовка: тестирование.

Освоение программного материала: тестирование, наблюдения.

Итоговый контроль проходит в форме защиты проекта

Перевод на следующий этап обучения осуществляется на основе результатов итоговой аттестации.

Учебно-тематический план

нагрузка

теория

практика

всего

4

17

51

68

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Итого

Форма контроля

Теория

Практика

1

Тула Глеба Успенского

1

3

4

Тест

2

Путешествие Толстовской тропой. От Кондуков до Ясной Поляны

1

3

4

Устный опрос

3

От Пятницкой до музейного квартала

1

3

4

Тест

4

Героическая оборона Мясново

1

3

4

Тест

5

Путешествие по трём центральным площадям Тулы

1

3

4

Тест

6

Тула архитектора Федосеева

1

3

4

Устный опрос

7

Школы, гимназии, лицеи и институты дореволюционной Тулы

1

3

4

Составление рецензии

8

Тульское барокко

1

3

4

Тест

9

Тула самоварная

1

3

4

Тест

10

Храмы центра города, восстановленные и потерянные

1

3

4

Тест

11

Тула глазами Вересаева

1

3

4

Тест

12

Тула оружейная. Великие оружейники 20 века и Тула. Музей оружия

1

3

4

Тест

13

Толстой и Тула

1

3

4

Доклады

14

Тульский Кремль и Казанская набережная.

1

3

4

Устный опрос

15

Тула спортивная

1

3

4

Тест

16

Приключения тульского цирка

1

3

4

Устный опрос

17

Центральный парк

1

3

4

Создание и защита собственного экскурсионного продукта

Приложение