Проблема развития логического мышления дошкольников в настоящее время является актуальной и в тоже время дискуссионной. С одной стороны, классики детской психологии (Ж.Пиаже, Б.Инельдер, П.Я.Гальперин, Г.С.Костюк, Д.Б.Эльконин, А.А.Люблинская и др.) доказали, что ведущим в дошкольном возрасте является наглядно-образное мышление, которое формируется на основе наглядно-действенного. Логическое мышление же только зарождается, и особенности детской логики таковы, что их не преодолеть, нужно ждать пока ребёнок их «перерастёт». С другой стороны, учёные и практики (В.В.Давыдов, А.М.Леушина, З.А.Михайлова, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр и др.) показывают, что при правильно организованном процессе обучения дошкольники способны избегать логических ошибок, о которых писали классики, и настаивают, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования и развития простых логических действий.
По мнению А.А.Люблинской, «логическая сфера дошкольника» «… представляет собой формирование и развитие логического мышления. Это мыслительная деятельность, которая позволяет установить причинно-следственные связи, раскрыть объективные закономерности» (7).
Осуществляется логическое мышление с помощью мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, обобщение. Каждая из операций может быть представлена как умственное действие, что подчёркивает активность человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Все перечисленные мыслительные операции между собой тесно связаны, но в то же время каждая выполняет определённую функцию в процессе познания.
Зарубежные и отечественные психологи такие, как Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддьяков, А.А.Люблинская, Г.С.Костюк, П.Я.Гальперин, Н.А.Менчинская занимались проблемами развития мышления дошкольников. В частности, П.Я.Гальпериным были выделены шесть этапов в формировании умственных действие. Освоение дошкольниками элементарных математических представлений возможно только в том случае, если он последовательно проходит все шесть этапов (3).
Первые два этапа - это стадия наглядно-действенного мышления, когда ребенок не может выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заместители, делают это обязательно рукой (например, действия со счётными палочками), чаще всего задачу решает путём проб и ошибок.
Третий и четвёртый этапы - стадия наглядно-образного мышления. В этой ситуации ребёнок может понимать и выполнять действия, не используя рук, их заменяет глаз, но внешние предметы должны быть. Обобщения производятся ребёнком на основе внешних ярких признаков, усваивает алгоритм действий, выбирает рациональные способы.
Пятый и шестой этапы - это переход к словесно-логическому мышлению через наглядно-схематическое, которое формируется на шестом-седьмом году жизни. Как пишет Н.Ф.Талызина, ссылаясь на Д.Б.Эльконина и Н.Г.Салмину, в это время ребёнок овладевает знаково-символическими средствами деятельности: замещением, кодированием, схематизацией, моделированием (13).
Проблема развития логической сферы дошкольника приобретает особую актуальности и сложность, когда речь идёт о детях группы педагогического риска. К указанной группе относятся дети, которые испытывают трудности в обучении, отстают в психическом и (или) физическом развитии, у них часто возникают сложности в социальной адаптации и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. У них нет клинического диагноза о патологии развития, но стечение непростых семейных обстоятельств, индивидуальные особенности развития, недостаточное внимание родителей к воспитанию ребёнка приводят к отставанию в развитии, проблемам со здоровьем и др.
Позже, уже в начале двадцать первого века, Г.Ф.Кумарина назвала эту группу детей - «дети группы риска» (5).
«В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям, причём во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей». Исследователь уточняет понятие «дети группы педагогического риска», говорит о том, что они занимают промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием (5).
Г.Ф.Кумарина рассматривает необходимость особой работы с детьми группы педагогического риска, как проблему экологии детства.
Характеризуя данное понятие, Н.Н.Зенько отмечает, что категория «дети группы риска» имеет междисциплинарный характер, а само понятие довольно часто употребляется в теории и практике психолого-педагогической науки. В поле контекстных значений термина «дети группы риска» оказываются такие категории социально уязвимых детей, как «педагогически и социально запущенные», «социально незащищённые», «трудновоспитуемые», «проблемные», «дезадаптированные», дети с «девиантным поведением», «недисциплинированные» (4, с.15).
В образовательной программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, ссылаясь на исследования И.Ю.Левченко, так характеризует детей группы риска: «Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить их как «группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, таковы, что для детей не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем» (11, с.296).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), которая будет реализована уже с 1 сентября 2023 года, акцентирует внимание на целевой группе обучающихся «группы риска», куда «могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания)» (14).
Трудности в освоении математики детьми группы риска, как утверждают учёные: А.В.Белошистая, Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, Е.А.Катаева, Е.А.Стребелева, Е.В.Шаталова и др. часто связаны с задержанным развитием их логической сферы, которая представляет собой формирование и развитие логического мышления и позволяет устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать объективные закономерности. Осуществляется логическое мышление с помощью мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, обобщение, освоение которых для детей группы риска осложнено.
Как отмечает Л.Б. Баряева, опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики» (1, с.7).
О.П.Гаврилушкина, Е.А.Катаева, Л.А.Пепик, И.Д.Соколова, Е.А.Стребелева и др. доказали, что математическое развитие детей группы риска: обеспечивает развитие процессуальной стороны мыслительной деятельности; способствует развитию их мыслительных действий, умственных операций, что является основой всей познавательной деятельности.
А.М.Леушина отмечает, что «математическое развитие дошкольников будет эффективным, если мы будем не только сообщать готовые знания, но и развивать умственные способности детей. Отсюда вытекает вывод о необходимости использования развивающих методов обучения, способствующих формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию, сериацию, а также развитию познавательных интересов, наблюдения, речи» (6, с.36).
У многих детей группы риска отмечаются проблемы в развитии логической сферы и педагогам необходимо применять разнообразные средства для ее развития.
Проанализировав программу «Детский сад по системе Монтессори», разработанную авторским коллективом в составе Е.А.Хилтунен, О.Ф.Борисовой, В.В.Михайловой, следует отметить, что для обогащения сенсорного опыта, развития логической сферы и формирования математических представлений у М.Монтессори создан яркий, доступный, экологичный, адекватный возможностям дошкольников материал: розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, красно-синие штанги, блоки с цилиндрами, цветные цилиндры, геометрический комод, конструктивные треугольники, геометрические тела. Все эти пособия могут помочь детям из группы риска освоить многие математические представления и развивать мышление (12).
Предметная среде также будет способствовать развитию логической сферы ребёнка и актуализации математических представлений. Л.Г.Петерсон акцентирует внимание на значимости интеграции разных видов деятельности для достижения образовательных целей (10).
Математические представления детей группы риска могут формироваться в процессе прямого обучения на занятиях, в ходе развивающих игр в индивидуальной работе с педагогом, в театрализованных и сюжетных играх, во время режимных процессов, прогулки, самостоятельной деятельности. И чем интереснее для дошкольника эта деятельность, тем активнее будет его позиция, а значит, эффективнее будет и освоение даже сложных математических представлений.
В случае если ребёнок с охотой и радостью включается в познавательную деятельность математического содержания, он становится субъектом деятельности, а не объектом педагогического воздействия, и всё, что он делает, развивает его. Н.Н.Михайлова в связи с этим отмечала: «Ребёнка, субъекта деятельности, довольно легко можно отличить от «вечного объекта педагогического воздействия». «Объект» - уныл и бесчувственен к призывам и идеям педагога. «Субъект» - активен, легко заражается эмоциональной идеей, находит в себе необходимое для достижения цели» (9, с.138).
К числу средств развития логической сферы и освоения элементарной математики З.А.Михайлова относит дидактические (логико-математические) игры; игровые занимательные задачи; математические развлечения (8).
Кроме этого в развитии логической сферы и освоении элементарной математики дошкольниками используются модели (материально-предметные, условно-символические, пространственно-временные, специальные логико-математические модели); развивающие дидактические пособия, не предполагающие игровых действий (Монтессори-материалы).
Все средства, которые используются для развития логической сферы детей и их математических представлений должны отвечать определённым требованиям:
- восприятие наглядного материала, действия с дидактическими пособиями должны совпадать с деятельностью познания. Иначе он будет бесполезен;
- количество средств обучения и развития должно быть таким, чтобы обеспечивалась полнота восприятия и понимания материала. Избыток материалов только затрудняет действия ребёнка, особенно, если он из группы риска;
- выбор средств зависит от задач обучения и используемых технологий, методов, приёмов;
- средства обучения и развития должны быть красочными, устойчивыми, долговечными, отвечать требованиям СанПиН.
Разработка и внедрение инновационных средств и технологий развития логической сферы дошкольников и их математического развития остаётся актуальной проблемой.
Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) - важнейшее из условий для развития мыслительных процессов детей группы риска и освоения ими элементарных математических представлений. В ФГОС ДО даётся такое определение РППС: «Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещения, участка и т.п.), материалами, оборудованием, и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (15). Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна быть: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающие дидактические игры и универсальными пособиями, материалами для экспериментирования, представленные в РППС - всё это средства логико-математического развития дошкольников. Для детей группы риска взять в руки пособия, действовать с ними в разных вариантах крайне важно, ведь многие из них не всегда могут решить задачу даже на уровне наглядно-образного мышления, нужно подкрепление практическими действиями. Все эти элементарные игры-действия, игры-размышления нельзя ничем заменить, именно они помогают детям освоить сложные действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации, абстракции. Представленные средства должны быть в свободном доступе, чтобы каждый ребёнок свободно мог их взять и использовать в разных видах активности. Они должны обеспечивать вариативность педагогического процесса, направленного на развитие логической сферы в процессе освоения элементарных математических представлений.
Наличие образовательной среды, в том числе и РППС, не может решить всех проблем развития логической сферы дошкольника в процессе освоения математики. Нужна ненавязчивая помощь педагога, которая осуществляется в несколько этапов:
- совместные дидактические математические игры педагога с ребёнком как равноправных партнёров на групповых и индивидуальных занятиях, в свободное время; ребёнок, подражая взрослому, слушая его объяснения, советы, усваивает правила, выполняет игровые действия, устанавливает важные связи и зависимости. Педагог отмечает: проявляет ли ребёнок интерес к логико-математической игре, насколько активен, как решает умственную задачу;
- самостоятельные игры ребёнка в специально созданной развивающей среде. Наблюдая за проявлениями ребёнка, педагог фиксирует, какую игру выбрал, играл один или с партнёрами, повторял игровые действия или вносил что-то своё, убрал ли игру на место после окончания;
- сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием. Наблюдать: смог ли ребёнок из группы риска самостоятельно на равных со сверстниками включиться в сюжетно-ролевую игру, использовал ли необходимые математические знания, смог ли выдержать заданный темп игры и сложность игровых действий, каков результат достигнут;
- словесные игры используются, главным образом, для закрепления уже изученного материала: «Кто знает - пусть дальше считает», «Кто больше запомнит?», «Не ошибись». Часто они сопровождаются стихотворным текстом математического содержания. Наблюдать: реакцию ребёнка на математические вопросы, быстроту и правильность ответа.
Необходимо разрабатывать для воспитанников группы риска индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) или продумывать индивидуально-дифференцированный подход в НОД, режимных моментах, различных видах детской деятельности, исходя из проблем и трудностей, которые дети испытывают. Это позволит «приподнять ребёнка», поможет ему освоить новые способы мыслительной деятельности, откроет для него возможность почувствовать себя принятым, значимым, умелым, нужным, что способствует формированию положительной мотивации и развитию математических представлений, и как результат, развитию логической сферы.
Следует активно взаимодействовать и с родителями воспитанников в данном направлении, а также привлекать их к созданию, обновлению и усовершенствованию развивающей предметно-пространственной среды.
Педагогам необходимо придавать большое значение играм и пособиям на развитие математических представлений, которые расположены в Математическом центре в группах старшего дошкольного возраста. Это игры «Считай дальше», «Подбери по форме», «Волшебные фигуры», «Чудесный мешочек», «Волшебные коробочки» и др.; «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера»; развивающий конструктор Полидрон, Лего, магнитный конструктор, блочный конструктор, игольчатый конструктор, конструктор Мозаика; магнитные истории, сказки «Колобок», «Теремок», наборы моделей объемных геометрических фигур, цифры и знаки на магнитах, счетный материал «Я считаю» и др. Материалы и атрибуты позволяют детям отрабатывать навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, а также закреплять уже имеющиеся знания и открывать для себя что-то новое в мире «Математика».
Не надо забывать и о дидактическом материале М.Монтессори, который может быть использован в образовательном процессе, а также предложен детям для самостоятельной деятельности. Например, «Золотой материал М.Монтессори», «Веретёна», «Цифры и круги», «Геометрические тела», «Геометрический комод», «Доли и дроби» и др. Так, комплект «Веретёна» предназначен для совершенствования умения считать в пределах 10 и сопоставлять количество и символы-числа, а также для отсчитывания (присчитывание) по 1, 2, 3 и т.д. Вместо 2 ящиков, разделенных на 5 отделений внутри перегородками и пронумерованных числами от 0 до 9, и палочек (веретён), можно использовать пронумерованные стаканчики и природный материал (шишки, каштаны, веточки).
Таким образом, с помощью математического Монтессори-материала дошкольники учатся сравнивать, считать, измерять, упорядочивать, мыслить логично и точно. Наглядность и конкретность материала позволяет усвоить детям трудные абстрактные математические понятия и операции легко и доступно. Данный материал может быть предложен и к работе в домашних условиях, что расширит ассортимент развивающих игрушек ребенка.
Учитывая всё выше сказанное, мы отмечаем, что у детей группы риска имеются проблемы в развитии логической сферы, которые, в свою очередь, влияют на формирование и актуализацию элементарных математических представлений. Поэтому педагогу необходимо использовать разнообразные средства для развития мышления дошкольников группы риска в процессе изучения элементарной математике в ДОО.
Список литературы
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена; Изд-во СОЮЗ, 2002. - 479с.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А.В.Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом Университет, 1999. - 332с.
- Зенько Н.Н. Подходы к классификации обучающихся из категории социального риска /Н.Н.Зенько // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. Педагогика. - 2019. - №7. - С.12-16.
- Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие /Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия. - 2003. - 320 с.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
- Люблинская А.А. Детская психология / А.А.Люблинская. - М. Просвещение, 1971. - 256с.
- Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А.Носова, А.А.Столяр, А.М.Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384с.
- Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям /Н.Н.Михайлова / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой - М.: Академия, 2006. - 282с.
- Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребёнкина, И.А.Кильдышева. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 528с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -336 c.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А.Хилтунен; [О.Ф.Борисова, В.В.Михайлова, Е.А.Хилтунен]. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2014. - 186с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. - 6-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия». - 2008. - 288с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832/bd991b8dc2f873841470d7d5580dfaba74717da7/
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
- Шаталова Е.В. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования. Ноябрь 2019 г. №56, Часть 8. - Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. - С.11-15.