Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Цель: организация деятельности обучающихся по изучению слов с удвоенной буквой согласных на стыке приставки и корня.

Задачи:

  • создать условия для формирования умения анализировать слова с удвоенной буквой согласных,
  • формировать умение находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы - буквы удвоенного согласного в корне.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок.
− Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Ученики приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя.

Предметные:
− представление о понятии «активность в учебной деятельности» как качестве, которое помогает ученику успешно учиться.

Личностные УУД:
− самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал.

− Что значит быть активным на уроке?
− Кто готов?
Желаю всем удачи!

− Быть активным - это значит все задания делать с желанием.

− Сегодня у нас урок открытия нового знания. С чего мы его начнём?
− Я предлагаю игру «Доскажи словечко».

− Урок начнём с повторения тех знаний, которые нам пригодятся для открытия нового.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
− актуализировать знания, необходимые для построения нового знания;
− обобщить актуализированные знания;
− организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксацию индивидуальных затруднений, недостаточность имеющихся знаний.

Учитель организует актуализацию знаний.

1) Прописи, тетради, синей ручки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок? (урок русского языка)

2) Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут … (аллея)

3) Там в латах все на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке.
Болельщики кричат: «Сильнее бей!»
Поверь, не драка это, а - … (хоккей)

4) Здесь купаться и зимой
Сможем запросто с тобой.
Здесь научат нас нырять.
Как то место нам назвать? (бассейн.)

5) А ну, быстрее угадай-ка,
Откуда родом балалайка?
Её давно все полюбили,
А родилась она в… (России)

6) Я думаю, что знают все
Для игр не место на … (шоссе)

7) Каждый год школа дверь открывает.
С теплотой всех детей принимает.
Малыши - новосёлы вселяются.
Знаешь ты, как они называются? (первоклассники)

Ученики включаются в игру.
Дети называют слово, записывают его в тетрадь с комментированием.

Предметные:
− знание правописания словарных слов с удвоенными согласными в корне.

Познавательные УУД:
- применять приёмы обобщения и классификации языковых объектов.

Коммуникативные УУД:
- формулировать и аргументировать своё мнение, умение использовать критерии для обоснования своего суждения.

Личностные УУД:
- формирование активности в учебной деятельности;
- формирование опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, следование в поведении моральным нормам и правилам этики.

Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
- Что вы можете сказать про эти слова? Чем они похожи? − Эти слова словарные.
− Во всех словах есть удвоенные согласные.
- Какое слово может быть лишним? Почему? − «Первоклассники» лишнее, потому что оно сложное.
− «Россия» лишнее среди существительных, т.к. это собственное имя существительное.
- Знаем мы правило для правописания удвоенных согласных? − Для правописания слов с удвоенными согласными правила нет. Слова мы запоминаем или проверяем написание по словарю.
Учитель обобщает актуализированные знания.
− Какие знания мы повторили?
Ученики проговаривают ещё раз то, что повторили.
− Какое задание я сейчас вам предложу? − Задание на пробное действие. Регулятивные УУД:
- выполнять пробное учебное действие;
- фиксировать своё затруднение в пробном учебном действии;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Учитель предлагает задание на пробное действие.
− Можем ли к этой группе добавить слова «рассказ» и «рассвет»?
Дети отвечают на вопрос, доказывают своё мнение.
Мнения РАЗДЕЛИЛИСЬ!
− Нет единого мнения. Мы встретили затруднение.

− Кто не смог выполнить задание?
В чём ваше затруднение?

Дети формулируют затруднение.
− Я не могу понять, можно отнести данные слова к нашей группе слов или нет.
− Я не могу доказать своё мнение.

Личностные УУД:
- формирование спокойного отношения к нестандартной ситуации, волевой саморегуляции.

III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать проектирование учащимися процесса построения нового знания (поставить цель своей учебной деятельности, согласовать тему урока, определить способ построения нового знания); организовать построение обучающимися нового знания.

Учитель организует работу в паре.
− Для решения проблемы я предлагаю вам поработать в паре и выяснить, в какой части слова находится удвоенная согласная.
Предметные:
- знание о частях слова «корень», «приставка»;
- умение подбирать родственные слова;
− знание алгоритма выделения корня в группе однокоренных слов и умение выделять корень.
− Что для этого нужно сделать? Как определить? − Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
Дети работают в парах.
(Рассказ - сказать, сказка, присказка.
Рассвет - свет, светло, светает, светильник, освещение.)
Познавательные УУД:
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков.

− Поделитесь своими наблюдениями.

Несколько пар представляют результаты своей работы, рассказывают, какие выводы удалось сделать. Коммуникативные УУД:
- договариваться и согласовывать общее решение при работе в паре.

− Что же мы видим? Откуда появились две согласные буквы рядом?
− Кто-нибудь может предположить, как называется место в слове, где приставка и корень соединяются вплотную?
- Это место называется стык.

− На одну с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.
- Можем ли к нашей группе добавить слова «рассказ» и «рассвет»?
- Как вы думаете, это орфограмма? Почему?
− Нет, удвоенная согласная не в корне. Личностные УУД:
- формирование опыта успешной совместной деятельности в паре;
- осознание ответственности за общее дело;
- следование в поведении моральным нормам и правилам этики.
- Слова с удвоенной согласной на стыке будем записывать в словарь и запоминать? − Это орфограмма. Можно сделать ошибку, написав одну букву, слышим ведь один звук. Личностные УУД:
- формирование начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика»;
- самоопределение к деятельности.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Правильно она звучит так: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
− Нет, мы можем объяснить написание этих слов.

− Какие цели на урок мы поставим?

Дети предлагают свои варианты.

− Познакомимся со словами, в которых есть удвоенная согласная на
стыке приставки и корня.
− Будем учиться грамотно писать слова с новой орфограммой.
− Будем учиться определять, есть ли новая орфограмма в слове.

Коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

IV. Открытие новых знаний.
Цель: организовать построение обучающимися нового знания.

Учитель организует работу фронтально.
− Начнём наше знакомство. Попробуйте сами образовать слово с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

Учитель организует фиксирование нового знания в речи.
− Сделайте вывод, в каком случае образуется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

Дети записывают слова в тетрадь, выделяют приставку и корень.
(Рассада, оббежать, беззубый, оттепель, бессонный, рассольник)

Предметные:
- представление о словах с удвоенной согласной на стыке приставки и корня;
- умение выделять приставку и корень в слове.

Познавательные УУД:
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод наблюдения как метод познания.

Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учитель организует соотнесение нового знания с учебником.
− Как проверить правильный вывод сделали или нет?
− Давайте откроем учебник на странице 128 и сравним.
− Как обозначается орфограмма?
− Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с такой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

- Предположите, чем займёмся дальше?
− Да, нужно потренироваться, учиться определять, есть ли новая орфограмма в слове.
Но сначала немножко отдохнём.

ФИЗМИНУТКА
Учитель предлагает детям картинки, по которым нужно угадать сказочного героя, в имени которого есть удвоенная согласная.

− Посмотреть в учебник и сравнить.

− Мы сделали верные выводы.

Дети высказывают предположения.

V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: организовать выполнение типовых заданий, направленных на применение нового знания в типовых ситуациях и на усвоение учащимися нового знания.

Учитель предлагает детям задания.
− Выполним упражнение 160 из учебника.

Предметные:
- представление о составе слова;
- умение находить в слове приставку.

Познавательные УУД:
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков;
- подводить под понятие;
- классифицировать объекты по заданному признаку;
- произвольное построение речевого высказывания.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

- Как обозначим столбики?

Дети читают задание, проговаривают, что нужно сделать.

Предлагают обозначение столбиков.

Коммуникативные УУД:
- использовать критерии для обоснования своего суждения.

Личностные УУД:
- следование в поведении моральным нормам и правилам этики;
- формирование активности в учебной деятельности.

- Как определить, удвоенная буква согласного находится в корне или на стыке?

Предлагают способ:
− Нужно определить, есть ли в слове приставка, на какую букву она заканчивается и с какой буквы начинается корень.

Дети выполняют упражнение фронтально с подробным комментированием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку обучающимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на новое знание.
− Теперь пришло время выполнить самостоятельную работу. Зачем?
− Чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями.
− Выпишите слова, в которых удвоенная согласная находится на стыке приставки и корня.
РАССЫПАТЬ ГОРОХ
ИНТЕРЕСНАЯ ПРОФЕССИЯ
ГРОМКО ЖУЖЖИТ
ОТТЕРЕТЬ ПЯТНО
ДВУХЭТАЖНЫЙ КОТТЕДЖ
БЕЗЗВУЧНЫЙ РЕЖИМ
ПОДДЕРЖАТЬ КОМАНДУ
ССОРА ИЗ-ЗА ПУСТЯКА
БЕССТРАШНЫЙ ЧЕЛОВЕК
РАССМОТРЕТЬ МОНЕТУ

Дети выполняют задание самостоятельно.

Предметные:
- представление о словах с удвоенной согласной на стыке приставки и корня;
- умение выделять приставку и корень в слове.

Познавательные УУД:
- подводить под понятие.

Учитель организует самопроверку самостоятельной работы по образцу.
- Оцените свою работу, сравните с образцом.

6 слов: У меня всё получилось!
4-5 слова: Допустил ошибки, но справился.
3 и менее слова: Не разобрался. Мне нужна помощь.

− Кто не допустил ошибки?
− Молодцы!
− Кто нашёл ошибки? Какие?
Учитель спрашивает только тех детей, кто готов рассказать о своей ошибке. Организует исправление ошибок.

Дети выполняют самопроверку по образцу: сравнивают с эталоном, над верно выписанными словами ставят знак «плюс», неверные слова зачёркивают

Регулятивные УУД:
- применять правила самопроверки своей работы по образцу;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

VII. Включение в систему знаний.
Цель: включить новое знание в систему ранее изученных знаний.

- Что мы знаем об удвоенных согласных в словах?
По ответам детей учитель моделирует схему.

Дети отвечают.

Предметные:
- представление о словах с удвоенной согласной и их правописании.

Познавательные УУД:
- представлять информацию в виде схемы.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать самооценку обучающимися своей учебной деятельности.

Учитель организует рефлексию учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Методика «Рефлексивный экран».
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …

− Спасибо за работу!

Ученики высказываются, продолжая незаконченное предложение.

Личностные УУД:
- выполнять самооценку на основе критериев успешности.

Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности.