Методическая разработка урока в 8-м классе по теме «Вкусовой анализатор»

Разделы: Биология, Мастер-класс

Класс: 8


«Корни наук горьки, плоды - сладки».
(латинское изречение)

Цель: изучить строение и значение вкусового анализатора.

Задачи:

  • Изучить строение и значение вкусового анализатора.
  • Провести серию опытов по вкусовым ощущениям.
  • Решить ряд проблемных практических задач.
  • Сделать выводы.

Оборудование: презентация; набор продуктов: конфеты, яблоко, пресный хлеб, лимонад, кока-кола, маринад из-под огурцов, поваренная соль, морская соль, напиток кофе с сахаром и без сахара; пластиковые стаканчики, салфетки.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Актуализация темы

- Что объединяет слова «вкусно», «вкусить»? Что такое вкус? (ответы учащихся).

2. Изучение нового материала

Ощущение вкуса - это пример хеморецепции, одного из древнейших видов чувствительности. Хеморецепция - это восприятие организмом существенных для его жизнедеятельности химических веществ во внешней среде.

- Чем отличается вкус от обоняния? (вкусовые рецепторы воспринимают молекулы только растворённых веществ).

- Каково значение вкусового анализатора?

В ходе эволюции вкус сформировался как механизм распознавания качественной пищи: съедобное - несъедобное. Вкусовой анализатор отвечает за восприятие и анализ вкусовых ощущений, определяет свежесть продукта; избегает ядовитой и токсичной пищи (чаще всего горькая, неприятная); выбирает полезную пищу, содержащую необходимые вещества. Кроме того, вкусовые сигналы активируют пищеварительные центры, которые отвечают за выделение желудочного сока и переваривание.

- Каково же строение вкусового анализатора? (демонстрация слайдов презентации).

Периферический отдел: рецепторы - вкусовые луковицы в слизистой оболочке языка, мягкого неба, миндалин и других органов ротовой полости. Вкусовые сосочки несут на боковой поверхности вкусовые луковицы, в состав которых входят 30-80 чувствительных клеток. Вкусовые клетки усеяны на своем конце микроворсинками - вкусовыми волосками. Они выходят на поверхность языка через вкусовые поры. Вкусовые клетки непрерывно делятся и непрерывно гибнут. Особенно быстро происходит замещение клеток, расположенных в передней части языка, где они лежат более поверхностно.

Проводниковый отдел: волокна лицевого и языкоглоточного нерва.

Центральный отдел: внутренняя сторона височной доли коры больших полушарий.

Вкус воспринимает не язык, а головной мозг! Луковицы языка отвечают только за приём и передачу информации. Насколько будут яркими и насыщенными вкусовые ощущения, зависит от конкретных отделов головного мозга. Люди с повреждениями мозга, но с исправно работающими анализаторами не воспринимают вкус.

Считается, что большинство млекопитающих и птиц умеют различать пять базовых вкусов - кислый, сладкий, горький, соленый и "умами", вкус белков и глутамата натрия. Многие животные, к примеру, хищные кошки и пингвины, потеряли способность распознавать вкус сладкой и горькой пищи, так как это умение не помогает им выжить, в отличие от травоядных и всеядных животных.

Ученые достаточно давно считали, что язык человека содержит в себе обособленные наборы рецепторов, отвечающие за распознавание этих вкусов. К примеру, рецепторы сладкого находятся на кончике языка, горький вкус определяется клетками у его основания, а кислого и соленого - его краями.

Но не все так просто: карта языка - это миф! Каждый вкусовой рецептор, независимо от расположения, может распознавать все пять вкусов.

Основные вкусовые ощущения - кислое, сладкое, солёное, горькое - определяются как конфигурации молекул веществ, адсорбирующихся на рецепторах органов вкуса, так и деятельностью центра вкусового чувства в коре височных долей головного мозга.

- Как вы думаете, почему дети более разборчивы в еде, чем взрослые?

Ответ. У взрослого человека большая часть вкусовых сосочков расположена на периферии языка, а их число с возрастом уменьшается. Вкусовая чувствительность максимальна в 20-30 лет, а затем постепенно снижается, особенно активно после 70 лет. У ребёнка весь язык покрыт вкусовыми сосочками.

Задание. Расположите предложенные вещества и продукты питания по своему вкусу, начиная с самого любимого: горькое лекарство, маринованные огурцы, солёные огурцы, шоколад.

На первом месте шоколад.

Опыт: пробуем сначала конфету, потом фрукт (яблоко или грушу), затем пресный хлеб.

- Почему фрукты кажутся несладкими после конфеты? (содержание сахарозы в конфетах намного выше, чем во фруктах, поэтому вкусовому анализатору необходимо время для «перенастройки» на меньшую концентрацию сахарозы).

- Почему хлеб кажется безвкусным, если его быстро есть? (в хлебе содержится крахмал, состоящий их глюкозы. Необходимо время для его расщепления с помощью ферментов слюны (амилазы) до сладковатой глюкозы, чтобы почувствовать вкус).

- Почему в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» колдунья спрятала яд именно в яблоке? (сладкий вкус яблока заглушает горечь яда).

Опыт: пробуем лимонад, кока-колу, маринад огурцов.

- Что объединяет эти жидкости? (наличие кислоты).

- Зачем маринуют огурцы? (кислота угнетает жизнедеятельность бактерий и продукт дольше храниться).

Опыт: пробуем поваренную соль и морскую соль.

- Чем можно объяснить различие вкуса? (в морской содержатся и другие соли помимо хлорида натрия).

- Объясните народную примету: рассыпать соль - к ссоре. (во все времена соль дорого ценилась, поэтому потеря такого важного и дорогого продукта раньше вызывала ссору).

- Почему человек не может пить морскую воду? (в ней содержатся соли магния, которые вызывают сильную диарею, приводящую к большей потере воды в организме).

Опыт: пробуем кофе с сахаром и кофе без сахара.

- Объясните свои вкусовые ощущения? (чувствуется горечь несладкого кофе). Вот почему горькое лекарство все поставили на последнее место. Этот вкус все не любят с детства.

Горечь придают вещества алкалоиды. В природе они сигнализируют о ядовитости!

Проблемная задача. Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? (большинство горьких веществ ядовиты).

3. Подведение итогов урока. Выводы. Задание на дом