В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает - летает, да ничего не понимает». Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
- ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
- поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
- изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В.А.Сухомлинского, «кто не умеет читать - тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.
Систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Цель работы: Показать технологию работы по развитию смыслового чтения на интегрированных уроках литературного чтения, что является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по другим предметам.
Задачи:
- Выделить эффективные методы и приёмы, отобрать специальные упражнения, отвечающие цели работы.
- Проанализировать используемые технологии по формированию навыков смыслового чтения.
- Доказать эффективность разработанных приемов работы.
Принципы:
- системное построение заданий с учётом личностно деятельного подхода;
- согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной;
- учёт уровня развития учащихся
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А.А.Леонтьев
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Основы смыслового чтения:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
- Практическое отличие текста от набора предложений.
- Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- Озаглавливание текста (подбор заголовков).
- Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- подбор антонимов и синонимов к словам.
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3-4 класс
- обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Упражнения для понимания смысла текста
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 - самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста;
1. Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту. Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос - это уже наполовину полученный ответ. Предлагается следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
2. Прием «Верные и неверные утверждения»
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания, затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
3. Приём «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
4. Приём «Восстанови текст»
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста. Детям 1 класса или с ОВЗ можно предлагать восстановить текст по иллюстрациям.
5. Сопоставление нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали ипрактически осмыслить извлеченную информацию.
Сопоставление иллюстративного плана с текстовой информацией.
Детям предлагается нарисовать сюжетные картинки к каждой части текста, деление текста на части и работа по содержанию проходит раннее.
См. приложение
6. Приём инсценирование - один из эффективных методов осмысленного чтения
Детям приходится неоднократно перечитывать произведение прежде чем подобрать тот образ, который более близок к замыслу автора. Нет второстепенных деталей и мелочей всё очень важно, и костюм, и прическа, и даже взгляд.
7. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.
8. Обобщение и интерпретация содержания текста
«Интерпретация текста»:
- нахождение в тексте заданной информации;
- нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
- использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;
- установление смысловых связей между частями текста или двумя
- (несколькими) текстами;
- определение основной мысли (идеи) текста;
- соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
- выяснение намерений автора текста;
- интерпретация (комментирование) названия текста;
- формулирование вывода на основании анализа информации, представленной.
9. Приём «Шесть шляп» Окружающий мир. Групповая работа
«Разнообразие растений». Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. - Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
- 1 группа. Белая шляпа - факты. - С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
- 2 группа. Жёлтая шляпа - позитивное мышление. - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
- 3 группа. Чёрная шляпа - проблема. -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника.
- 4 группа. Красная шляпа - эмоции. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
- 5 группа. Зелёная шляпа - творчество. - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
10. Прием «Верные и неверные утверждения»
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания, затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Урок «Окружающий мир» 2 класс, «Вода и ее свойства»
- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. - Верите ли вы, что вода - главный строительный материал всего живого на Земле?
- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды? - Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами? - Верите ли вы, что лёд легче воды?
- Верите ли вы в слова Д.Менделеева, что «вода дороже золота».
- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей? - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.
11. Работа в парах: «Верите ли вы..?»
Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».
12. Прием " Рассказ-предположение по "ключевым" словам"
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим и предположениям, расширяя материал.
13. Прием "Написание синквейна"
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии "Вызова", затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии "Рефлексии", сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Правила написания синквейна:
- На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
- Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
14. Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
15. Чтение в парах - обобщение в парах
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
16. Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой - написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли
17. Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу - сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.
18. Восстановление деформированного текста»
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку»
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы
19. Приём"Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов»
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках - приём является универсальным и может быть использован учителем на любом учебном предмете.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? «Умеющие задавать вопросы, умеют мыслить»
Научить ребёнка мыслить - это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов:
1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова - объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова - придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова - предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова - поделись…
Образец использования приема:
Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы.
Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело - серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.
Саня взял сучок и что - то написал на снегу.
Ваня посмотрел, прочитал:
- «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.
Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал: «Ваня».
- Вот это другое дело! А ты на снегу! - сказал он.
- Ну и дурак! - сказал Саня.
- Почему?
- Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня.
(По С.А.Баруздину)
На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:
1.Простые.
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
2.Уточняющие.
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по - моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
3.Интерпретационные.
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
4.Творческие.
Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте Вани?
Как бы вы поступили на месте Сани?
6. Оценочные.
Почему поступок Вани вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
20. Приём«Ассоциативный куст»
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ассоциативный куст к сказке С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»