Работа с родителями детей с РАС

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, расстройства аутистического спектра РАС, аутизм


Аутизм - это тяжелое нарушение развития, которое начинается в детстве и сохраняется в разной степени на протяжении всей жизни.

Большинство родителей, узнав о недуге своего ребенка, испытывают огромное потрясение (шок, отрицание: «этого не может быть», гнев и вину, депрессию). Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз ребенка. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже со специалистами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете. Необходимо отметить, что при постановке диагноза ребенку, кардинально меняется жизнь в семье. Многие родители не способны справиться со свалившимся на него грузом и ограничивают общение с окружающими и друзьями, фиксируются на недостатках своего ребенка, стыдятся его, изолируют ребенка от общества, не думая о том, что тем самым они ему вредят.

В сложившейся ситуации, родители не в состоянии самостоятельно справиться с навалившимся на них грузом проблем, поэтому мы стараемся понять их, осознавая, в какой нелегкой ситуации они находятся, и призываем думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.

Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с аутизмом, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с аутизмом в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

  1. Помочь родителям получать удовольствие от общения со своим ребенком.
  2. Дать возможность почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем.
  3. Дать почувствовать, что, несмотря на то, что в семье растет ребенок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.
  4. Сплочение семьи. Привлечение к сотрудничеству членов семьи, отстраняющихся от проблем.

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Если объединить навыки и знания родителей и педагогов, это поможет выработать единое направление в развитии и обучении ребенка в детском саду и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, мы работаем в тесном взаимодействии с родителями. Поэтому, когда родитель в первый раз приводит ребенка в детский сад, мы в первую очередь опрашиваем его, т.е. проводим анкетирование, также смотрим, как родитель общается со своим ребенком (голос, поза, прикосновение, обращение). Во время адаптации ребенка в группе, мы наблюдаем за поведением ребенка в новой обстановке, за его реакциями с целью понять логику его действий. Потом мы доносим до каждого родителя результаты наших наблюдений и обсуждаем поведение ребенка, чтобы спланировать дальнейшие совместные действия.

В течение учебного года мы проводим беседы и консультации с родителями, где обсуждаем вопросы коррекции, образования и воспитания детей. Чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире, мы рекомендуем родителям научиться наблюдать за происходящим с ребенком, замечая и комментируя вслух каждое его действие, каждое слово и каждый жест ребенка. Со временем ребенок научится понимать смысл слов и действий, что позволит ему пойти на контакт и вступить в общение. Кроме этого, мы советуем использовать семейное чтение, которое очень эффективно при взаимодействии с аутичными детьми.

Один раз в неделю учителем-дефектологом проводится родительский час, где родителей информируем о ходе образовательной работы с ребенком, знакомим с особенностями подхода к обучению, рассказываем о достижениях в развитии ребенка и даем совет о построении взаимоотношений с ним дома. Когда родителям известны особенности развития ребенка и они действуют в тесном контакте с педагогом, то помощь ребенку оказывается более действенной.

В детском саду также проводятся выставки детских работ. Здесь родителям советуем использовать совместную деятельность, во время которой желательно описывать словами все, что они делают со своим ребенком, объясняя последовательность и называя каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может делать сам, то взрослые используют полную или частичную физическую подсказку.

Также учителем-дефектологом и воспитателем проводятся в форме видеозаписи открытые занятия и мастер-классы непосредственно с участием родителей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Задачами этих занятий и мастер-классов является:

  1. Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
  2. Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

А совсем недавно мастер-класс провела мама нашего воспитанника. Мы узнали о том, что она владеет техникой оригами и попросили ее провести занятие с нашей группой. И мы сами: воспитатель, учитель-дефектолог и младший воспитатель с удовольствием приняли в нем участие.

2 апреля был день, посвященный Информации о проблемах аутизма. Воспитатель и учитель-дефектолог разработали и распространили Памятку для родителей других групп.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В детском саду также проводятся детские праздники и развлечения, где вместе с детьми принимают участие и их родители. Основной задачей проведения таких мероприятий является: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принимать ребёнка таким, какой он есть - во всех его проявлениях.

Список литературы

  1. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2005.
  2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.
  4. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети / Пер. с англ. Н.Холмогоровой. М.: Теревинф, 2009.