Методические рекомендации "Совершенствование техники бросков мяча в баскетболе"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: баскетбол


При рассмотрении броска в прыжке, штрафного броска, педагогически целесообразно выделение трёх отдельных фаз: подготовительной (подседание и вынос мяча в исходное положение), рабочей (толчковое движение ногами, пауза в движении руки и собственно бросковое движение), заключительной (приземление, фиксация туловища, руки, кисти). К ведущим фазам, обеспечивающим выполнение данного действия, относятся рабочая и подготовительная фазы. Пограничным моментом между ними служит прицеливание, не связанное с выполнением движений.

В зависимости от особенности техники броска спортсменов одним и тем же фазам ног могут соответствовать различные положения бросающей руки:

  • с маховым выносом мяча в точку прицеливания;
  • "махом" без выноса мяча в точку прицеливания;
  • с пассивным выносом мяча в точку прицеливания.

Выявлена определённая зависимость результативности штрафных бросков от времени, потраченного на их подготовку. Штрафные броски, выполненные поспешно со временем на подготовку до 2 с, после разрешения судьи на бросок, наименее результативны: 41,2 % в женских и 47,8 % в мужских командах. Наилучший результат у баскетболистов, которые на подготовку к выполнению штрафного броска тратят 3-4 сек. (А.С.Белов, 1972; П.И.Донченко, 1973; Р.С.Мозола, 1975; В.И.Андреев, 1988; С.С.Царукян, 1991; Н.В.Сковородникова, 1999).

У юных баскетболистов максимальные величины реакции опоры правой и левой ноги при выполнении штрафных бросков неодинаковы. При одинаковом исходном положении у одних спортсменов величина реакции опоры правой ноги имеет большее значение, чем левой, у других - наоборот. Правильная подготовка к выполнению штрафного броска способствует стабильности реакции опоры, что помогает сохранять равновесие и стабильность движений в момент выполнения штрафного броска. Изменение исходного положения, особенно баскетболистами низкой квалификации, влияет на технику броска в целом и отражается на величине реакции опоры. Реакция опоры не зависит от утомления и эмоционального фона.

Работа ног при штрафном броске направлена на создание некоторого кинематического фона для включения в работу руки. Особое значение приобретает временной отрезок от момента начала движения ног до включения в движение руки, он отражает важность выбора момента начала движения руки для осуществления точного броска. В бросках в прыжке тело спортсмена после отрыва от площадки движется баллистически, и внесение коррективов в это движение затруднительно (управление осуществляется с помощью "племинарных" коррекций). При высоком прыжке скорость движения туловища в момент отрыва от площадки является слишком высокой и рука как бы выжидает, когда благодаря равнозамедленному движению (восходящая ветвь траектории движения ОЦТ) наступит благоприятный кинематический фон, на котором она может совершить необходимое точное действие. Чем ближе к "мертвой точке" движения тела выпускается мяч, тем менее эффективно используется кинематический фон, сообщаемый телу при движении ног.

В штрафных бросках при увеличении времени движения ног, так же как и при увеличении временного отрезка от начала движения ног до момента включения в движение руки (рука стала включаться позже на фоне высокой скорости движения туловища), происходит прирост 2,6-2,9 попадания из 10 бросков.

В бросках в прыжке движение ног на прыжок должно начинаться плавно, без срыва. Лишь в заключительной части движения активность должна быть максимальной - в это же время в движение включается рука. Выпуск мяча производится в начальной части безопорного положения.

Работа ног, которая в функциональном смысле определяет "кинематический фон" действия рук, подразделяется на подседание, толчковое движение, фазу полёта и фазу амортизации (приземления).

Работа рук включает вынос мяча в исходное положение, собственно бросковое движение ("рабочая фаза" по В.Г.Луничкину) и (в зависимости от условий броска и техники его выполнения) на паузу между выносом (прицеливание) и собственно бросковым движением.

Механико-математическая модель полёта мяча в корзину при баскетбольном броске позволяет конкретно определить требования, предъявляемые баскетболисту при выполнении точного броска. Баскетболист должен уметь регулировать следующие параметры: фронтальное направление броска, угол вылета мяча, начальную скорость, а также определенным образом сочетать начальную скорость с углом вылета.

Начальные параметры вылета мяча для точного броска находятся в закономерной связи друг с другом. Эта зависимость допускает организацию движения таким образом, что при выборе необходимого для точного броска сочетания начальных угла и скорости вылета мяча спортсмен, ошибаясь в одном из параметров, может исправиться, внося коррективы в другой.

Оптимальный угол выброса мяча зависит от индивидуальных особенностей спортсменов: чем выше способность спортсмена к дифференцировке скорости выброса мяча, тем более пологую траекторию его полета ему целесообразно выбирать.

Наоборот, спортсменам, хорошо дифференцирующим направление (угол) броска, можно рекомендовать выполнение бросков с навесной траекторией

Изменение условий бросков (дальности) вызывает изменение в соотношении работы верхних и нижних конечностей: чем больше расстояние, тем раньше относительно толчка ног выполняется собственно бросковое движение и тем короче пауза между выносом мяча в исходное положение и его выбросом

Умение сочетать необходимые угол и скорость вылета мяча - основная заслуга баскетболистов при выполнении точного броска. Ошибки связаны главным образом с отсутствием необходимого сочетания между углом и скоростью вылета мяча. Вариации скорости вылета мяча при бросках с одинаковой дистанции определяются угловой скоростью движений в локтевом и лучезапястном суставах в момент, непосредственно предшествующий выбросу мяча, и не зависят от средней скорости движения в суставах на протяжении всей амплитуды движений.

Наибольший вклад в увеличение скорости движения мяча вносит кисть. Скорость дистального конца кисти в момент выпуска мяча практически одинакова для баскетболистов всех возрастных групп и определяется возможностью попадания мяча в корзину на конкретной дистанции. Скорость движения звеньев тела при всех способах бросков уменьшается по мере анатомического удаления от мяча. Она обратно пропорциональна возрасту и увеличению стажа тренировки. Наиболее точное звено «кисть» делает всё меньший вклад в конечную скорость вылета. С возрастом происходит оптимизация системы движений баскетболистов, что облегчает работу кисти и расширяет возможности управления в условиях движения с более низкими скоростями. Мышцы - сгибатели кисти в рабочей фазе на всех дистанциях работают с постоянной, почти 100 % по амплитуде активностью, а разгибатели - с 40 %-ной

Ведущими, наиболее ответственными мышцами при выполнении броска в прыжке являются двуглавая и трёхглавая мышцы плеча. При ошибочных движениях (неточных бросках) изменения амплитудно-временных параметров биоэлектрической активности в большей мере наблюдаются именно в них.

Активность мышц антагонистов локтевого сустава показывает, что управление движением посредством одновременно включенных, но действующих в противоположном направлении мышц, создает возможность для более тонкой регуляции основных параметров движения

Анализ кинематической структуры движений юных баскетболистов позволил выделить три способа бросков одной рукой в прыжке с определением частоты их использования в различных возрастных группах: а) бросок одной рукой в прыжке с пассивным выносом мяча в точку прицеливания (13-14 лет 91,58 %; 15-16 лет - 68,3 %; 17 лет - 57,8 %); б) бросок одной рукой в прыжке махом без выноса мяча в точку прицеливания (13-14 лет 8,42 %; 15-16 лет - 26,7 %; 17 лет - 35,5 %); в) бросок одной рукой в прыжке с маховым выносом мяча в точку прицеливания (13-14 лет 0 % 15-16 лет - 5 %; 17 лет - 6,7 %) (В.И.Андреев, 1988; С.С.Царукян, 1991).

Эффективность техники дистанционных бросков в прыжке определяется следующими факторами: а) дистанцией; б) способом выполнения; в) характером межмышечной координации мышц - сгибателей и разгибателей кисти; г) специальной тренированностью в бросках со средних и дальних дистанций. Результативность и точность выполнения приемов игры, в частности бросков, во многом обусловлены уровнем проявления баскетболистами способности к точной дифференциации основных характеристик движений (пространство, время, усилия), и в частности скорости дифференциации малых по величине мышечных усилий. Разнообразие в тренировке баскетболистов на начальном этапе их подготовки методов и средств, направленных на преимущественное развитие способностей к точной дифференциации мышечных усилий, наилучшим образом содействует положительным сдвигам в способности осознавать величины основных характеристик движения к точной дифференциации мышечных усилий, что значительно способствует росту их спортивного мастерства.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специализированного восприятия "чувства времени" в конкретном виде спорта. Избранный вид спорта оказывает узко-направленное воздействие на процессы чувственного различения и представления основных временных характеристик движений и является детерминантой точности дифференцировки продолжительности выполняемых действий, темпа, ритма, скорости и временной последовательности движений.

Воспитание у спортсмена чувства времени обусловлено взаимодействием различных анализаторных систем. Для более полного развития и совершенствования "чувства времени" в учебно-тренировочном процессе баскетболиста необходимо создавать состояние "ущербности" его различных сенсорных систем, вынуждая его искать различные ассоциативные признаки, заменяющие отсутствующие функции анализаторных систем (зрительного, слухового и мышечно-двигательного анализаторов), и тем самым совершенствуя процесс осознанного регулирования двигательных действий в спорте. Наибольшее возмущающее влияние оказывает ограничение периферического поля зрения.

Чувство ритма, которое необходимо баскетболисту для овладения точным броском, основано на чувстве времени и включено в двигательный динамический стереотип. Оно обеспечивает воспроизведение тончайших временных соотношений между компонентами двигательного действия. Чем выше квалификация спортсмена, тем выше у него "чувство ритма"

Большое значение в характеристике техники выполнения штрафного броска имеет время продолжительности броска в целом: с момента начала броска до принятия положения после выброса мяча. Показано, что результативность броска находится в определенной зависимости от времени, затраченного на его выполнение. В бросках в прыжке наибольшее влияние на результативность оказывают время прыжка и его безопорная фаза.

Вывод: Результаты дальнейших исследований чувства времени, могут служить научно практической основой для более полного развития и совершенствования чувства времени в учебно-тренировочном процессе по обучению навыкам штрафного броска, броска в прыжке, проведению адекватной уровню спортивного мастерства организации внимания спортсменов - направленности его сознания на наиболее значимые признаки временных характеристик движений и на этой основе достижения более высоких спортивных результатов. Важной задачей может быть разработка методики штрафного броска и броска в прыжке для начинающих баскетболистов с акцентом на ритмические параметры движения.

Литература

  1. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШОР. - М.: Советский спорт, 2010. - 85 с.
  2. Портнов Ю.М.: Баскетбол: учебник для ВУЗов ФК / Портнов Ю.М. - М.: 1997. - 368 с.
  3. Баскетбол: учеб. Для институтов физ. культуры / под ред. Ю.М.Портнова. - М.: ФиС, 1988. - 288 с.
  4. Булгакова Н.Ж. Спортивная ориентация и отбор как научная проблема / Н.Ж.Булгакова, В.А.Румянцев // Теория и практика физической культуры. - 1995. - 332с.
  5. Запорожанов В.А. Основы управления в спортивной тренировке / В.А.Запорожанов // Современная система спортивной подготовки. - М., 1995. - С. - 288с.
  6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П.Матвеев. - М.: Известия, 2001. - 333 с.

Интернет-ресурсы

  1. Правила игры в баскетбол [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/physical_training/basketball/
  2. Мяч летит в кольцо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fizkult-ura.com/basketball
  3. Методика проведения занятий по баскетболу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.basketlessons.net/