Урок литературного чтения «В.Осеева "Почему"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, В.Осеева «Почему»


Этап урока

Ход урока

Ученик

Формируемые УУД

ИКТ

Организационный момент - речевая зарядка

Почему сегодня снег всё укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?
Почему друзей в дороге за руку берём?
- чтение вслух. Знакомство.
- Чтение с интонацией вопроса, хором и индивидуально(4 человека)

Формирование личностной заинтересованности (л).
Саморегуляция (р).

Презентация
Слайд 1

Формулирование темы и цели урока

- Как связано стихотворение речевой зарядки с вашим домашним заданием?

- Соберите разбросанные слова и назовите тему урока

Закончите предложения, чтобы поставить цель на урок:

Стих и рассказ начинаются с одного слова «Почему?»
Валентина Осеева «Почему?»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р).
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности (р).

Слайды 2-3

Слайд 4

1. Вспомнить, что мы знаем о… Валентине Александровне Осеевой
2. Учиться читать и анализировать… произведение В.Осеевой «Почему?»

Реализация первой части цели урока

- Итак, что вы уже знаете о В.Осеевой
- Прочитайте рассказ на листочках, дополните или поправьте свои рассказы.
- Прислушаемся и мы к словам Валентины Александровны и вернёмся ещё раз к её произведению, прочитанному дома, чтобы лучше понять, что же хотела нам сказать автор

Ответы
Раздаточный материал

Умениеизлагать свое мнение (л).
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).

Слайд 5

Определение жанра произведения

- Для начала определите жанр прочитанного произведения. Что это? Рассказ, повесть, басня? Докажите.
- передайте ваши первые впечатления от прочитанного?

рассказ

Активное использование речевых средств (п).
Формирование уважительного отношения к иному мнению (л).

Слайд 6

Словарная работа

- при чтении вам встретились некоторые слова, требующие объяснения. Поработайте в парах, соотнесите слова и их объяснения
Отдавали её (фотокарточку) увеличивать
Сполз со стула
Черепки
Язык заплетался
С упрёком
Ловили каждый звук
Мурашки пробегали по спине
Бахрома

Раздаточный материал

Развитие этических чувств, доброжелательности (л).
Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).

Слайды 7-14

Физкультминутка Игра «Волшебные слова» Проводит ученик:
Выполнить действия со словом «пожалуйста»

Анализ произведения

- Итак, начинаем работать с текстом
1. Что произошло в столовой?

1. Мальчик разбил чашку

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (л).
Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к).

2. Почему мама наказала Бума? 2. Мальчик свалил вину на собаку
3. Почему мальчик не признался маме сразу? 3. Он испугался
4. Чего? Наказания? 4. Нет, мама очень берегла всё папино (с. 100)
5. Как вы думаете, мальчик обманывал маму раньше? Найдите в тексте подтверждение того, что ложь была ему непривычна. 5. Колени дрожали…
(с. 97)
6. Как автор показал, что мальчику тяжело даётся эта ложь? Многоточие показывает, что человек говорит с запинкой. 6. Уши мои горели…
Это…это… Бум!
7. Как вы думаете, мама поняла, что сын врёт? Найдите подтверждение в тексте 7. Лицо у мамы потемнело… (с. 97)
Её пальцы медленно сгребли в кучу… (с. 98)
Физкультминутка Выполняется сидя
8. Почему же мама не уличила сына во лжи? 8. Она хотела, чтобы сын сам сказал правду.
9. Она даже пыталась ему помочь. Как? 9. Если ты нечаянно…
10. Легко ли маме было принять решение, что Бум будет жить в будке? Нет. С. 101. Ведь он тоже папин…
11. Давайте проследим, как переживал мальчик свой поступок Сердце замерло
Тихонько сполз со стула
Колени мои дрожали, язык заплетался
Уши мои горели
Я с испугом смотрел ей вслед
Я стоял, не смея подойти к ней
Время шло и с каждым часом …
Мурашки пробегали
Вышел на крыльцо
Я замолчал, перебирая под столом бахрому скатерти
Всё самое страшное, тоскливое…
Я кусал ногти…
12.Что заставило, наконец, мальчика признаться? Гроза. Совесть
13.Мама обрадовалась? Да. Мама! Мама! Это я разбил чашку…, с. 102
14. Автор описывает в рассказе грозу. Зачем? Чтобы показать, как мальчик переживал свой поступок Слайд 15
15. Как вы думаете, осуждает, или жалеет автор своего героя? Жалеет, поэтому так подробно описывает переживания героя
16. Попробуйте ответить на вопросы, которыми задались герои в конце рассказа? Чтение вопросов, с. 103
Буму: Потому что маленький хозяин поступил нечестно, но исправился, потому что…
Маме: Потому что мой сын сказал мне неправду, но исправился потому что…
Сыну: потому что я сказал правду, когда меня
Слайд 16

Вывод

И всё же ответом на все три вопроса может стать одно единственное слово.
Она может быть -
чистая, беспокойная.
- Она может
Мучить, побуждать, возвышать
Про неё сложены пословицы, например: …не дым, а глаза ест.
Её синоним - честь
Всё это сказано про СОВЕСТЬ.
Правильно, именно совесть помогает человеку поступать правильно и исправлять допущенные ошибки, от которых никто не застрахован.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л).

Слад 17

Рефлексия

Чему учит нас этот рассказ?
Выберите ту пословицу, которая показывает, какой урок вы извлекли из данного рассказа В.А.Осеевой

- От человека утаишь, а от совести не утаишь.

- Нечистая совесть спать не дает.

- Ошибайся, да сознавайся.

- Покажите, как вам было сегодня на уроке. Нарисуйте рядом с выбранной пословицей солнышко, а лучиком подчеркните её

Слайд 18

Домашнее задание

- Рассказ от имени мальчика, который делится со своим другом

- Проиллюстрировать настроение мальчика в рассказе с помощью картин природы (в рабочих тетрадях)

Слайд 19

Раздаточный материал

Из воспоминаний В.А.Осеевой

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Словарная работа

Отдавали её (фотокарточку) увеличивать

медленно и осторожно встать со стула

Сполз со стула

было трудно говорить

Черепки

(мурашки - пупырышки, появляющиеся на коже от холода, озноба) - становилось страшно

Язык заплетался

высказывая неодобрение, неудовольствие

С упрёком

сделать большего размера

Ловили каждый звук

тесьма для обшивки чего-либо с рядом свисающих шнурков, кистей

Мурашки пробегали по спине

внимательно прислушиваться, стараясь не пропустить ни единого звука

Бахрома

осколки глиняного, фарфорового, керамического изделия

Выбери пословицу, которая показывает, чему учит рассказ

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.

Домашнее задание по выбору

  • Рассказ от имени мальчика, который делится со своим другом
  • Проиллюстрировать настроение мальчика в рассказе с помощью картин природы (в рабочих тетрадях)

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой "Почему?"

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой
  • дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе.
  • воспитание гуманного отношения к животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран.

Для учащихся: учебник "Литературное чтение» Ч.2" (Л.Ф.Климанова), раздаточный материал - листы с заданиями.