Этап урока |
Ход урока |
Ученик |
Формируемые УУД |
ИКТ |
Организационный момент - речевая зарядка |
Почему сегодня снег всё укрыл вокруг?
|
|
Формирование личностной заинтересованности (л).
|
Презентация
|
Формулирование темы и цели урока |
- Как связано стихотворение речевой зарядки с вашим домашним заданием? - Соберите разбросанные слова и назовите тему урока Закончите предложения, чтобы поставить цель на урок: |
Стих и рассказ начинаются с одного слова «Почему?»
|
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р).
|
Слайды 2-3
Слайд 4 |
1. Вспомнить, что мы знаем о… | Валентине Александровне Осеевой | |||
2. Учиться читать и анализировать… | произведение В.Осеевой «Почему?» | |||
Реализация первой части цели урока |
- Итак, что вы уже знаете о В.Осеевой
|
Ответы
|
Умениеизлагать свое мнение (л).
|
Слайд 5 |
Определение жанра произведения |
- Для начала определите жанр прочитанного произведения. Что это? Рассказ, повесть, басня? Докажите.
|
рассказ |
Активное использование речевых средств (п).
|
Слайд 6 |
Словарная работа |
- при чтении вам встретились некоторые слова, требующие объяснения. Поработайте в парах, соотнесите слова и их объяснения
|
Раздаточный материал |
Развитие этических чувств, доброжелательности (л).
|
Слайды 7-14 |
Физкультминутка | Игра «Волшебные слова» |
Проводит ученик:
Выполнить действия со словом «пожалуйста» |
||
Анализ произведения |
- Итак, начинаем работать с текстом
|
1. Мальчик разбил чашку |
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
|
|
2. Почему мама наказала Бума? | 2. Мальчик свалил вину на собаку | |||
3. Почему мальчик не признался маме сразу? | 3. Он испугался | |||
4. Чего? Наказания? | 4. Нет, мама очень берегла всё папино (с. 100) | |||
5. Как вы думаете, мальчик обманывал маму раньше? Найдите в тексте подтверждение того, что ложь была ему непривычна. |
5. Колени дрожали…
(с. 97) |
|||
6. Как автор показал, что мальчику тяжело даётся эта ложь? Многоточие показывает, что человек говорит с запинкой. |
6. Уши мои горели…
Это…это… Бум! |
|||
7. Как вы думаете, мама поняла, что сын врёт? Найдите подтверждение в тексте |
7. Лицо у мамы потемнело… (с. 97)
Её пальцы медленно сгребли в кучу… (с. 98) |
|||
Физкультминутка | Выполняется сидя | |||
8. Почему же мама не уличила сына во лжи? | 8. Она хотела, чтобы сын сам сказал правду. | |||
9. Она даже пыталась ему помочь. Как? | 9. Если ты нечаянно… | |||
10. Легко ли маме было принять решение, что Бум будет жить в будке? | Нет. С. 101. Ведь он тоже папин… | |||
11. Давайте проследим, как переживал мальчик свой поступок |
Сердце замерло
Тихонько сполз со стула Колени мои дрожали, язык заплетался Уши мои горели Я с испугом смотрел ей вслед Я стоял, не смея подойти к ней Время шло и с каждым часом … Мурашки пробегали Вышел на крыльцо Я замолчал, перебирая под столом бахрому скатерти Всё самое страшное, тоскливое… Я кусал ногти… |
|||
12.Что заставило, наконец, мальчика признаться? |
Гроза. Совесть
|
|||
13.Мама обрадовалась? | Да. Мама! Мама! Это я разбил чашку…, с. 102 | |||
14. Автор описывает в рассказе грозу. Зачем? | Чтобы показать, как мальчик переживал свой поступок | Слайд 15 | ||
15. Как вы думаете, осуждает, или жалеет автор своего героя? | Жалеет, поэтому так подробно описывает переживания героя | |||
16. Попробуйте ответить на вопросы, которыми задались герои в конце рассказа? |
Чтение вопросов, с. 103
Буму: Потому что маленький хозяин поступил нечестно, но исправился, потому что… Маме: Потому что мой сын сказал мне неправду, но исправился потому что… Сыну: потому что я сказал правду, когда меня |
Слайд 16 | ||
Вывод |
И всё же ответом на все три вопроса может стать одно единственное слово.
|
|
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
|
Слад 17 |
Рефлексия |
Чему учит нас этот рассказ?
- От человека утаишь, а от совести не утаишь. - Нечистая совесть спать не дает. - Ошибайся, да сознавайся. - Покажите, как вам было сегодня на уроке. Нарисуйте рядом с выбранной пословицей солнышко, а лучиком подчеркните её |
|
|
Слайд 18 |
Домашнее задание |
- Рассказ от имени мальчика, который делится со своим другом - Проиллюстрировать настроение мальчика в рассказе с помощью картин природы (в рабочих тетрадях) |
|
|
Слайд 19 |
Раздаточный материал
Из воспоминаний В.А.Осеевой
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
Словарная работа
Отдавали её (фотокарточку) увеличивать |
медленно и осторожно встать со стула |
Сполз со стула |
было трудно говорить |
Черепки |
(мурашки - пупырышки, появляющиеся на коже от холода, озноба) - становилось страшно |
Язык заплетался |
высказывая неодобрение, неудовольствие |
С упрёком |
сделать большего размера |
Ловили каждый звук |
тесьма для обшивки чего-либо с рядом свисающих шнурков, кистей |
Мурашки пробегали по спине |
внимательно прислушиваться, стараясь не пропустить ни единого звука |
Бахрома |
осколки глиняного, фарфорового, керамического изделия |
Выбери пословицу, которая показывает, чему учит рассказ
- От человека утаишь, а от совести не утаишь.
- Нечистая совесть спать не дает.
- Ошибайся, да сознавайся.
Домашнее задание по выбору
- Рассказ от имени мальчика, который делится со своим другом
- Проиллюстрировать настроение мальчика в рассказе с помощью картин природы (в рабочих тетрадях)
Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой "Почему?"
Задачи:
Образовательные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой
- дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- воспитание чуткого отношения к живой природе
- обогащение нравственного опыта младших школьников
- обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе.
- воспитание гуманного отношения к животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран.
Для учащихся: учебник "Литературное чтение» Ч.2" (Л.Ф.Климанова), раздаточный материал - листы с заданиями.