Работаю учителем начальных классов в школе более тридцати лет.
Я считаю, что русский язык считается одним из самых трудных предметов в школе. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.
Так почему наши дети так неграмотно пишут? Каждый из нас даст свой ответ и, конечно, будет прав. Я знают, что одной из самых сложных тем в начальной школе является правописание безударных гласных в корне слова. Проанализировав свою работу за многие годы, я поняла, что в наших учебниках очень мало включают слов в лексическую, грамматическую, орфографическую работу, в работу по развитию речи на различных уровнях, которая обеспечивает ту самую неоднократность предъявления слов, без которой невозможно надежное усвоение норм литературного ударения. Рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, тоже полезны для детей, так как пробуждают у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутьё. Ведь младшие школьники так эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу, им всё интересно. Очень важны для малышей игры со словами, которые мало разработаны и учителям приходится самим придумывать игры со словами. Большое внимание надо уделять развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки, которые активизируют мышление ребенка. Загадки - это соревнование на смекалку, дающее больше возможносей для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая память и внимание, развивающая любознательность. Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. А шарады, ребусы и кроссворды не смогут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.
В данной статье я попытаюсь представить тему «Изучение безударных гласных в корне», как с научной, так и с практической стороны. Тема эта очень сложная и очень важная. Поэтому учителю надо чётко понимать, что объяснять, и как это делать. Весь практический материал, представленный здесь это наработки моих коллег и мои личные. Они могут служить шаблоном, по которому каждый учитель подберёт свои задания для своего класса.
Основные трудности в изучении темы, характер и причины ошибок учащихся
Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть разнообразными по характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:
1. Не умеют найти объект применения правила:
- не умеют выделить безударную гласную в корне (слабый навык постановки ударения);
- не умеют выделить корень.
2. Не умеют практически использовать правило:
- не умеют изменить слово, чтобы корневая безударная гласная в нём оказалась под ударением;
- в словарном запасе ребенка нет проверочного слова.
Поэтому овладение правописанием безударных гласных корня требует развитых грамматических умений и речевых навыков, а именно:
- умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, переносить ударение с одного слога на другой;
- умение находить именно ту часть слова, где орфограмма;
- умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.
Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, морфологии, а также без хорошо развитого словарного запаса учащихся.
Правило правописания безударных гласных в корне относится к тому типу орфографических правил, в которых не удаётся графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой - в безударном положении. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением.
Например:
- В слове цветной в корне безударная гласная.
- Родственное слово цвет - гласная корня ударная.
- В слове цвет в корне пишется е, значит, в однокоренном слове цветной надо писать букву е.
Значит, в правиле о правописании безударных гласных в корне слова можно выделить три части:
а) что проверять;
б) как проверять;
в) чем проверять.
Обучающиеся должны понять, что в многосложном слове ударение падает только на один слог. Гласный в этом слоге находится под ударением, или в сильной позиции. Он сильный и его мы можем легко обозначить на письме соответствующей буквой.
В безударных слогах гласные - слабые. На них нужно обратить внимание. Их надо проверять. Выясняя смысл того, как проверять, дети узнают, что проверочным может быть либо однокоренное слово, либо форма изменения того же слова. Проверять необходимо ударением, это детям должно быть ясно. Что только в положении под ударением написание гласной соответствует произношению. А усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях.
Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне предполагают выработку у детей: во-первых, умения находить слова, написание которых регулируется данным правилом, во-вторых, умения оперировать самим правилом, в-третьих, применять это правило при письме любого текста.
Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила
Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость, то есть способность видеть в читаемом тексте те «опасные места» в слове, написание которых регулируется данным правилом. Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в разных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной, на выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом.
Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне
В правиле указываются два способа проверки слов с безударной гласной: изменение формы слова и подбор однокоренного слова. Значит, нужны упражнения, которые вооружат детей знание опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять это слово из ряда однокоренных слов или форм слова. Это могут быть следующие упражнения:
- сопоставлять слова с ударными и безударными гласными в корне;
- выбрать проверочное слово из нескольких однокоренных;
- выбрать проверочное слово из двух или нескольких форм;
- подобрать проверочное слово, которое обозначает предмет, признак или действие предмета;
- различать проверочное однокоренное и проверочное, которое является изменением формы этого слова;
- подобрать несколько проверочных слов.
Первое знакомство с правилом происходит еще в период обучения грамоте. Далее на уроках русского языка дети знакомятся с формулировкой и идёт работа над этим правилом.
Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения
1. Слуховые упражнения.
а) Назовите в предложении (в тексте) все ударные гласные.
Например: Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
б) Покажите ударную гласную в словах.
Например: Девочки, книга, пенал, учебник…
2. Упражнения на списывание слов, предложений, текста.
а) Спишите, в каждом слове обозначьте ударение.
б) Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?
Например: Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса!
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Мою руку взял доктор. Я мою руки. Ребенок стоит на ногах. Сколько стоит эта кукла?
3. Упражнения творческого характера.
а) Выпишите слова, имеющие три слога. Поставьте ударение.
Например: Пила, топор, молоток, шило, отвертка, рубанок.
б) Как одним словом назвать эти предметы? Запишите это слово, поставьте ударение и разделите на слоги.
в) Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.
Например:
Белые |
цветы |
Красивые |
елки |
Зеленые |
ромашки |
г) Составьте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слов.
Атлас - атлас, мука - мука, кругом - кругом; кружки - кружки; замок - замок.
Упражнения, направленные на различие ударной и безударной гласной
1. Упражнения на списывание.
а) Спишите, в выделенных слова обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Например: Кот спит на траве. Стол стоит у доски. Ребята идут домой.
б) Записать под диктовку слова, поставить ударения, подчеркнуть безударную гласную.
Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его
1. Устная работа с сигнальными карточками.
а) Найдите и покажите безударную гласную в словах, назовите проверочное слово.
Например: Сосна, нога, коса, трава…
2. Упражнения на списывание.
а) Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова.
Например:
- … - м . ря
- … - гр . бы
- … - м . ряк
- …- лош…дь
- …- с…ва
б) Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.
Например: На тр . ве ещё бл . стит р . са. В л . су растут гр . бы.
в) Спишите предложения, найдите проверочное и проверяемое слова.
Например: Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.
г) Спишите предложения, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочные слова.
Например: Дети были в л . су. Охотник убил л . су.
д) Вспомните правила и исправьте ошибки.
Например: Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.
3. Упражнения творческого характера.
а) Выберите и запишите слова безударной гласной, проверяемые по принципу «один - много». Рядом укажите проверочное слово.
Например: По утрам я завожу часы. У оленя красивые рога. Снег лежал на вершине горы.
б) Допишите предложения, вставляя слова с безударной гласной.
Например: Мальчик сидит у … . На … сидит кузнечик.
Слова для справок: тр . ва, р . ка.
Данные выше упражнения целесообразно использовать в 1 классе. А уже во 2 классе правило правописания безударной гласной в корне изучается на морфологическом уровне (в связи с изучением состава слова). А, значит, к перечисленным упражнениям можно добавить новые.
Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова
1. Слуховые упражнения.
Назовите безударную гласную в корне, объясните, как проверяли.
Лови, варил, хвалил, ходил, лепил.
Придумать слова с корнем. (-лис-, -лист-, -лес-, -миг-); с приставкой (по-, пере-, за-); с суффиксом (-ичк-, -ик-, -ов-).
2. Упражнения творческого характера.
Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударения, подчеркните безударную гласную, выделите корень.
В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.
Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.
Мак, маковый, макушка, маковка.
Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов
1. Слуховые упражнения.
а) К данному слову подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне.
Например: Платить, тяжелый, зеленый,…
б) Образуйте однокоренные слова с указанными суффиксами или с приставками. Например: с суффиксом -ок- (лес, гриб, нос); с суффиксом -очк - (коза, роза, лампа); с приставкой на- (ходить, лепить, варить).
2. Упражнения на списывание.
а) Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, напишите проверочные однокоренные слова.
Например: В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят. Лиса несет пищу своим деткам.
б) Найдите и объясните орфограммы в следующих четверостишиях.
Например:
За горами, за лесами, |
Первый зимний снежок |
За широкими морями, |
Белым пухом летит. |
Не на небе - на земле |
Первый легкий мороз |
Жил старик в одном селе. |
Веселит и бодрит. |
3. Упражнения творческого характера.
а) Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.
Например:
- М . ховая шапка - шапка из меха.
- Зв . риный след -
- Ст . льной нож -
б) К данным словам подберите слова с противоположным значением, укажите проверочные слова.
Например:
- Дешёвый - … (…)
- Маленький - … (…)
- Тяжёлый - … (…)
в) Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки (или подчеркните).
Например:
- Сделать подарок - …
- Говорить дерзость - …
- Издавать крик - …
- Произвести посадку - …
- Излучать свет - …
Образец: Испытывать жалость - жалеть.
Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне слова
- Упражнения на списывание.
а) Спишите, вставляя пропущенные буквы, выберите из скобок нужное проверочное слово.
Например:
Зв . зда (звёздный, звездочёт)
М . рщинка (морщины, сморщенный)
б) Спишите, подчеркните среди однокоренных слов слово с ударной гласной в корне.
Например: Садик, садовник, садовый
2. Упражнения творческого характера.
а) Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню - мест-.
Например: Местечко, местный, место, вместить, вместительный, предместье, разместил.
б) Подберите к каждому слову недостающие родственные слова и запишите их в три столбика (в каждой строчке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).
Существительное
|
Прилагательное |
Глагол |
… |
… |
чистить |
… |
подарочный |
… |
боль |
… |
… |
сад |
… |
… |
… |
белый |
… |
Кроме перечисленных видов упражнений необходимо использовать различные виды диктантов:
- Выборочный
- Предупредительный
- Свободный
- Объяснительный
- Тренировочный
- Письмо с комментированием.
Полностью сформировать навык по проверке безударной гласной в корне слова можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими.
Важно, чтобы ребёнок научился работать самостоятельно, мог найти безударные гласные не только в предлагаемом учителем тексте или учебнике, но и в любом печатном тексте. Для этого необходимо развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка и чтения.
Разнообразие приёмов, наглядность, игровые моменты, системность в работе помогают ученикам усвоить такую трудную задачу, как умение писать грамотно безударные гласные в корне слова.