Цель игры: патриотическое и гражданское воспитание, посредством включения обучающихся в активную исследовательскую деятельность по изучению истории родного села.
Формой проведения воспитательного мероприятия является квест. Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах села и за его пределами. Квест является современной динамичной формой воспитательной работы. Логично выстроенные познавательные задания стимулируют интерес подростков к теме, а командная работа учит генерировать идеи, делиться знаниями, распределять обязанности в ходе поиска информации.
Для проведения квеста необходимы кадровые ресурсы: на каждом этапе работы команды сопровождают организаторы (педагоги, родители или старшеклассники), с которыми также проводится инструктаж по технологии проведения квеста и сбору ответов.
К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.
Материально-техническая база предполагает наличие помещений (кабинетов, рекреаций) с компьютерной техникой и доступом в Интернет.
Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем задания (кроссворды, ребусы, фотографии и др.), музейные экспонаты, экземпляры растений, подготовленные заранее ссылки на видео, сайты, тексты, изображения и материалы для организаторов (ключи для проверки ответов команд и подсчёта баллов).
Основная часть
1. Организационный этап
В назначенный день и час все участники игры собираются в одном месте, где и происходит знакомство с командами, приветствие команд, разъяснение правил игры.
Правила игры:
- На посещение каждой из «станций» команде отводится ровно 10 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не справятся с заданиями.
- Перед началом путешествия каждая из команд получает «Маршрутный лист» (Приложение № 1), фиксирует в нем название команды. В «Путеводном листе» четко определен маршрут (очередность) посещения «станций» каждой из команд. В бланке «Путеводного листа» имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из «станций». Баллы выставляет руководитель и подтверждает их количество личной подписью. Команда также получает Подсказки, где расположены «станции» (Приложение № 2).
- Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.
- Команда, нарушившая правила игры дисквалифицируется!!!
Описание проведения воспитательного мероприятия.
Ход мероприятия
- Добрый день! Сегодня здесь собрались самые умные, самые любознательные, самые смелые и самые дружные ребята. Именно такие смогут разгадать загадки прошлого.
- Вам предстоит разгадать фамилию человека, который находится в тайной комнате школы. Карточки с буквами вы получите во время игры на каждой станции на территории нашего села. Как только будут собраны все буквы, вы возвращаетесь в школу и собираете из них фамилию нашего гостя.
- Друзья, настало время отправиться в путешествие, где вы узнаете много нового и интересного, проявите свои знания в области биологии, истории, географии. Узнаете факты об истории нашего села. (команды выходят на старт, отправляются по маршруту с промежутком в 5 минут).
Станция 1. «Определительная»
Из предложенных 15 экземпляров растений нужно отобрать десять представителей флоры населенного пункта, и по определителю дать название отобранным экземплярам. Оцениваются правильно отобранные и верно названные экземпляры.
Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.
Станция 2. «Живут у нас»
Участники получают текст, записывают на отдельных листочках ответы, потом им выдаются подсказки на вопросы, которые вызвали затруднения (ответ без подсказки 4 балла, с подсказкой - 2 балла) (10 мин).
1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.
Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом - рыжий. На кончиках ушей - длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.
2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».
Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.
3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой.
5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.
6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.
Ответы: 1. Белка. 2. Волк 3. Ёж. 4. Заяц 5. Лиса. 6. Медведь.
Станция 3. "Поделочная" (10 минут)
Определить из какого растения изготовлены предложенные экспонаты:
- Туес (береза)
- Березовый веник (береза)
- Лапти (липа)
- Спички (осина)
- Плетеные корзины (ива)
- Плетенные из корней корзины (сосна)
- Пихтовое масло (пихта)
- Канифоль (сосна)
- Деготь (береза)
Станция 4. «Лента времени»
Кроссворд
Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.
По горизонтали
1. Название ГЭС (Октябрьская).
4. Один из известнейших государственных и партийных деятелей советской эпохи 1920-1930-х гг. и ближайших соратников И.В. Сталина. Именем этого революционера был назван колхоз в селе Полом (Киров).
5. Первый крупный удмуртский просветитель, основоположник национальной удмуртской художественной литературы, учёный-этнограф, общественный и религиозный деятель рубежа XIX-XX столетий. Родился в селе Полом (Верещагин).
7. Русских Елена Дмитриевна жительница нашего села. За вклад в развитие сельского хозяйства награждена орденом «Знак Почета». Кем работала Елена Дмитриевна? (доярка)
9. Организатор советской школы (Есипов).
10. Какую должность занимал Русских Борис Иванович, краевед в нашей школе? (директор)
11. Каким полезным ископаемым богат поломский край? (торф)
13. Распространенная озимая культура, широко использовалась нашими предками (рожь).
По вертикали
2. Какому деятелю культуры 2016 году в МБОУ «Поломская СОШ №2» была открыта мемориальная доска? (Косолапов)
3. На территории какого муниципального образования расположено село Полом? (Поломское)
6. Головкова Калиста Борисовна за вклад в развитие сельского хозяйства награждена Орденом Ленина. Профессия орденоносца (птичница).
8. Это учреждение в с. Полом было открыто в 1912 году. В 1969 году была преобразована в Поломский детский санаторий (больница).
12. В этой деревне проживали лесозаготовители (Медьма).
Станция 5. «Географическая»
Разгадайте ребусы. В ребусах спрятаны названия местных географических объектов.
Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.
Станция 6. «Слепой ботаник»
Несколько хорошо известных растений с сильным запахом дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху определить растение (осторожно с растениями, вызывающими аллергические реакции).
Можно использовать мяту, укроп, душицу, ромашку пахучую, бытник, тимьян и другие ароматические растения.
Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.
Станция 7. «Наша гордость»
Участникам игры предлагаются карточки с изображением людей, прославивших Поломскую землю. Участники должны назвать их фамилию, имя и отчество; заслуги; чем знамениты.
Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов. Дополнительные баллы присуждаются в случае дополнительной информации.
Можно использовать фотографии жителей с. Полом, д. Малый Полом, членов колхоза им. Кирова, орденоносцев.
Верещагин Г.Е.
|
Есипов Б.П.
|
Косолапов Н.А.
|
Станция 8. «Краснокнижники»
Ответьте на вопросы. Количество баллов, заработанных командой, соответствует количеству правильных ответов.
Викторина
- Раннецветущее растение семейства Лютиковые, внесенное в Красную книгу. Символ Удмуртии (Купальница европейская).
- Хищная птица семейства ястребиных. Размах крыльев до 2 м. Место гнездования - лес, выбирает самые крупные деревья. В результате хозяйственной деятельности человека резко сократилось количество. (Беркут)
- Хищник из семейства Куньих. Данный вид находится под угрозой исчезновения на территории республики. Встречаются особи в Глазовском, Ярском, Кезском и Балезинском районах. (Россомаха)
- Семейство Орхидные, занесен в Красные книги России и Удмуртии. Удмуртское название «Кут кадь гудыри сяська». Зацветает на восемнадцатом году жизни. (Венерин башмачок)
- Растет по болотам, лугам, лесным полянам, лесам,болотам. Цветет в мае-июне. Занесен в Красную книгу УР (Ятрышник кровавый).
- Часто встречается по лесам, кустарникам. Цветет в мае - июне в смешанных лесах, на опушках, зарослях кустарников, лесных оврагах. Редкое. Ядовитое (Купена лекарственная).
- Растет по лесам, кустарникам. Цветет в июне - июле. Редкое растение (Любка двухлистная).
- Это птица из семейства соколообразных. Последний раз в Удмуртии гнездился в 60-х годах, в настоящее время не гнездится вообще. Лишь зимой отмечаются редкие залеты (Сапсан).
- Бабочка с размахом крыльев 55-60 мм. Окраска бархатисто-черная с ярко-красной поперечной полосой на передних и задних крыльях, поэтому по аналогии с лампасами воинского мундира бабочка так и называется. Встречается у нас очень редко (Адмирал).
- В каком году вышло первое издание «Красной книги УР», автором которой является В.В.Туганаев? (2001 г.).
В конце квест-игры из букв учащиеся составляют фамилию человека, который был приглашен на встречу с учащимися. Это могут быть труженики сельского хозяйства, жители села.
Жюри объявляет результаты. Подсчитываются баллы. Объявляются победители.
Критерии оценки и подведение итогов: по итогам игры-квеста награждаются все команды за активное участие, познания, стремление к определенным результатам. Лучшие команды определяются по количеству набранных баллов во время прохождения квеста.
Далее встреча с известными людьми.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Вести краеведов удмуртии, № 14. - Ижевск Книгоград, 2012.
- Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению.- Ижевск: Удмуртия, 1997
- Кезский район история и современность. - Ижевск: Удмуртия, 2016.
- Красная книга Удмуртской Республики: Сосудистые растения, лишайники, грибы. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет» 2001.
- Русских Б.И. Кезский район. Страницы биографии. - Ижевск: Удмуртия, 1999.
- Туганаев В.В., Баранова О.Г. Зеленые спутники человека. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1992.
Интернет-ресурсы
- www.1urok.ru
- https://infourok.ru
- https://урок.рф
- https://nsportal.ru