От урока иностранного языка к глобальным компетенциям

Разделы: Иностранные языки


«Глобальная компетентность - это любознательность открытого ума, сострадание открытого сердца и смелость, направляющая наш интеллектуальный, социальный и эмоциональный потенциал на создание нового гуманного мира. И это лучшее оружие против величайших угроз нашего времени - невежества закрытого ума, ненависти закрытого сердца и страха, врага свободной воли».
А.Шляйхер

В Проекте Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности" представлено 6 составляющих функциональной грамотности:

  • Читательская
  • Математическая
  • Естественно-научная
  • Финансовая
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Глобальная компетентность (глобальные компетенции)

  • компонент функциональной грамотности,
  • одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме
  • Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Что такое глобальные компетенции?

Глобальные компетенции - это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. (Леонтьев А.А.)

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета. Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат. Наша задача, как педагогов подготовить учащихся к быстроменяющемуся миру.

Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

  1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
  2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
  3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
  4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
  5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
  6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
  7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.

Роль педагога в формировании у учеников глобальной компетентности на уроках иностранного языка - это создание условий:

  • для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества ;
  • для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия;
  • для формирования аналитического и критического мышления школьника;
  • для того чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира;

Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка. Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа информации, критического мышления, а также эффективного взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу. Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах. Например: «Экология», «Межкультурное взаимодействие», «Будущая профессия», «Средства массовой информации», «Проблемы молодежи». Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему, распределить роли и отработать кейсовые задания, можно организовать проектную деятельность, так как в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи (что очень важно для формирования глобальной компетенции), умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Учебный предмет «Иностранный язык» можно считать компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность, т. е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций. Он - благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок. Ценностно-смысловая компетенция - важное условие становления личности, развитие ее качеств, осознание своей роли и предназначения, уяснение общечеловеческих принципов бытия. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Целенаправленное формирование глобальных компетенций в значительной степени требует ориентации на предметные и метапредметные познавательные результаты образовательной деятельности, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Формирование ГК направлено на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

Литература

  1. Единое содержание общего образования URL: https://edsoo.ru/ (дата обращения: 23.01.2022).
  2. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно -диагностических материалов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 3
  3. Коваль Т.В., Дюкова С.Е., Садовщикова О.И. Направление "глобальные компетенции": анализ результатов проекта "Мониторинг функциональной грамотности" // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 3
  4. Особенности формирования и оценки глобальных компетенций, обучающихся как компонентов функциональной грамотности.
  5. URL: https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-i-ocenki-globalnyh-kompetencij-obuchayushihsya-kak-komponentov-funkcionalnoj-gramotnosti-5670299.html (дата обращения: 23.01.2022).
  6. Черникова Л.В. Формирование глобальных компетенций: теоретические и практические аспекты вопроса
  7. URL: http://ddto.org/wpcontent/uploads/2021/11/10.2_Черникова Л.В.-27.10.2021.pdf (дата обращения: 23.01.2022).