Проблемные методы в обучении географии

Разделы: География


Поиск эффективных способов организации учебного процесса, применимых в условиях современного образования остается актуальной проблемой и требует дополнительного анализа. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Основным условием повышения результативности являются методы проблемного обучения [3].

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) - понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей учащихся [2,4]. Развитие способностей школьников в постановке проблемных вопросов является важнейшим фактором роста качества обучения, средством подготовки к творчеству, труду. Проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие интереса к предмету и повышение мотивации обучения [3].

Проблемный подход в качестве одной из важных составных частей вошел в понятие прогрессивного поискового стиля обучения, стал характерной принадлежностью современного урока географии.

Цель нашей работы заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих повышению познавательной активности и качества знаний воспитанниц по средствам и методам проблемного обучения.

Исследование проведено в Государственном бюджетном образовательном учреждении общеобразовательной школе-интернат «Шебекинская гимназия-интернат». В исследовании приняло участие 212 воспитанниц.

В течение трех лет по уровню развития мотивации учения и качества знаний проводился исходный, текущий и итоговый мониторинг. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основана на опроснике Ч.Д.Спилбергера, направлена на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева, как актуальных состояний и как свойств личности.

Разработана и внедрена система уроков в образовательный процесс гимназии, которые направлены на повышение познавательной активности и улучшение качества знаний воспитанниц.

При использовании проблемных методов обучения на уроках географии нами применялись такие приемы как:

  • создание проблемной ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задачи, экспериментальное задание);
  • организуется коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации;
  • подтверждается правильность выводов;
  • выдвигается готовое проблемное задание;
  • высказываются предположения о путях решения проблемной ситуации;
  • обобщаются ранее приобретенные знания;
  • выявляются причины явлений, объясняется их происхождение, выбирается наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Исследовательский метод является одним из основных для повышения познавательной инициативы учащихся на уроках географии. Он способствует повышению качества знаний воспитанниц, предполагает самостоятельное решение творческих поисковых задач, ориентированных на прохождение всех или большинства этапов исследования. Например, в 7 классе при изучении темы «Природные зоны Южной Америки» учащимся дается творческое исследование на тему: «Какие изменения произойдут на территории Амазонии, если вырубить сельву?» В 10 классе при изучении темы НТР «Увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека?».

Изложение учебного материала осуществляется методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции. На уроках или внеклассном мероприятии по ходу изложения материала преподаватель размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим. Например, в 9 классе при изучении тем «Транспорт», «Инфраструктура» учащимся дается определить, возможно, ли быстро, дешево и безопасно добраться из одного пункта в другой. Для решения предложенной проблемы учащиеся знакомятся с массой важных понятий, связанных с географией: транспортный узел, транспортная сеть, транспортный поток, общественный и частный транспорт для перевозок товаров и пассажиров, и т.д. При этом в одних классах можно заняться изучением проблемы проезда до школы и обратно, в других - поездками в места отдыха, учебные и культурные учреждения изучаемого района. Учащихся можно увлечь исследованием особенностей проезда из сельской местности в город или из одного места страны в другое. Следующим методом проблемного обучения, который наиболее часто используется на уроках, является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ее ходе перед обучаемыми ставится ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Например, в 8 классе при изучении темы «Формирование территории России» ведется проблемно- поисковая беседа о колонизации территории: Известно, что чем севернее, тем природные условия Сибири более суровые. Однако в XV веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг [1,5].

В 7 классе при изучении темы «Климат Африки», при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов ученицы должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура выше, чем в экваториальном. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций. Наглядные пособия при проблемных методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемных ситуаций в ходе решения экспериментальных задач.

Методы проблемного обучения сочетаются с элементами других педагогических технологий. Наиболее тесно эти методы связаны с элементами технологий на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. К таким технологиям относят: технологию перспективно-опережающего обучения. Особенность этой технологии - комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученицы: думаю, говорю, записываю, она вслух объявляет, что в данный момент делает, чем помогает включить в работу весь класс. При этом развиваются логика суждений, самостоятельность мышления, осознанность учения, творческие проявления. Элементы технологии коллективного взаимообучения предполагают работу в малых группах для решения поставленных проблемных задач. Использование элементов этой технологии целесообразно при изучении большого объема материала. Например, при изучении темы: «География почв России», каждая группа получает задание по факторам формирования различных типов почв. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Сочетание методов проблемного обучения и элементов педагогических технологий дает возможность повысить качество знаний воспитанниц.

Основными условиями повышения эффективности проблемного обучения являются:

  • Учащиеся на одном уроке должны решать разного вида проблемные вопросы. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  • Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.
  • Логическая структура проблемного урока носит спиралеобразный характер; учащимся периодически приходится возвращаться к началу урока, к той проблеме, которая была поставлена.
  • Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.
  • Одна проблема должна решаться письменно, т.е. в её решении принимают участие все учащиеся.
  • Повышение творческой активности школьников, усвоение программного материала.
  • Личностный подход в процессе выполнения проблемных заданий, который активизирует активную познавательную деятельность ребенка.
  • Учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное.

Организация учебного процесса основана на использовании традиционных форм учебных занятий (лекции, семинары, практические работы и другие) и нетрадиционные уроки (урок- путешествие, видео-урок, пресс-конференция, суд). По нашему мнению наиболее ценными в плане развития самостоятельности, инициативы, творчества являются:

«Суд». «Судить» можно, например, стихийные природные явления. Для проведения судебного разбирательства необходимо выбрать официальных лиц, ведущих судебный процесс, - судью, прокурора, адвоката, обвиняемого, свидетелей защиты и свидетелей обвинения. Важно, чтобы роли дети выбирали самостоятельно.

«Конференция». Экологические проблемы и экологическая ситуация например в России. Заранее определяются несколько узловых вопросов, по которым будет идти конференция, устанавливаются правила обсуждения, очередность и регламент выступлений. Руководитель пресс-конференции следит за выполнением этих требований, подводит итоги разговора.

В гимназию воспитанницы приходят с определенным «багажом» знаний. Проведенные в начале учебного года, проверочные работы в 7 классах показывают, что 62% воспитанниц имеют средний уровень знаний по предмету «география», 30 % - низкий и только 8 % - высокий. Главной проблемой на начальном этапе обучения в гимназии-интернате является отсутствие у воспитанниц навыков применения на практике теоретических знаний. Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился каждый год в течение трех лет по уровню развития мотивации учения и качества знаний.

Использование в течение трех лет методов проблемного обучения повышает познавательную активность, что ведет к повышению качества знаний и мотивация учения.

Таким образом, основными условиями повышения эффективности проблемного обучения являются:

  • Учащиеся на одном уроке должны решать разного вида проблемные вопросы. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  • Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.
  • Логическая структура проблемного урока носит спиралеобразный характер; учащимся периодически приходится возвращаться к началу урока, к той проблеме, которая была поставлена.
  • Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.
  • Одна проблема должна решаться письменно, т.е. в её решении принимают участие все учащиеся.
  • Повышение творческой активности школьников, усвоение программного материала.
  • Личностный подход в процессе выполнения проблемных заданий, который активизирует активную познавательную деятельность ребенка.
  • Учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное.

Литература

    • Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможня. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 203 с.
    • Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю.Ксензова. - М., 2000. - 150 с.
    • Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М.И.Махмутов. - М: «Педагогика», 2005. - 356 с.
    • Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П.Сальникова.- М.: «Сфера», 2008. - 128 с.
    • Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в двух томах / Г.К. Селевко, - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 250 с.